Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:59, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой». Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время. Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов. Современная
Введение
1.Понятие первобытности. Основные этапы становления первобытной культуры
2. Особенности первобытной культуры. Синкретический характер культуры первобытности
3. Религиозные представления в первобытном обществе. Роль мифологии в мировосприятии первобытного человека.
4. Искусство первобытного общества
Заключение
Список использованной литературы
Часть 2. Культура и революция
1. Революция 1917 года и культура
2. Социальная и культурная сущность революции 1917 года
3. Художественная культура в годы русских революций
Список использованной литературы
4. Искусство первобытного общества
Древние
народы выработали множество ритуалов,
регламентирующих поведение человека
в различных жизненных
Из поколения
в поколение передавалась техника
изготовления орудий и некоторые
ее секреты (например, то, что камень,
раскаленный на огне, после остывания
легче поддается обработке). Раскопки
на местах стоянок людей верхнего
палеолита свидетельствуют о
развитии у них первобытных охотничьих
верований и колдовства. Из глины
они лепили фигурки диких зверей
и пронзали их дротиками, воображая,
что убивают настоящих
Еще большее
развитие культура получает после так
называемой неолитической революции.
Обработка почвы в неолите
и искусственное выращивание
растений создали условия для
развития общества, что привело к
появлению первых цивилизаций (к III
тыс. до н. э.). Получение излишков продовольствия,
появление новых видов орудий
труда и строительство оседлых
поселений делали человека относительно
независимым от окружающей природы.
Окультуривание диких растений и
доместикация (приручение) животных —
два важнейших хозяйственных
завоевания неолитической революции,
а возникновение городской
Заключение
Особенности
изучения первобытной культуры, зародившейся
в Древнейший период истории вместе
с человеком разумным, осложнены
отсутствием письменных источников
и недостаточной базой
Список использованной литературы:
1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». / В. П. Алексеев. — М.: Высш. шк., 1990. — 335 с.
2.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов./А.И. Кравченко — М.: Академический проект, 2001. — 303 с.
3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа./А.Ф. Лосев. — М.: Правда, 1990. — 256 с.
4.Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие. /В.П. Максаковский. — М.: Агентство "Издательский сервис", 2000. — 97 с.
5. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры./А.Н. Маркова. — М.: АСТ, 2003. — 124 с.
6. Полищук В.И. Культурология./ В.И. Полищук. — М.: АСТ, 1998. — 257 с.
6. Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия. // Скепсис. 2005 — № 3/4. — 11 с.
7.Тайлор
Э.Б. Первобытная культура./ Э.Б. Тайлор.—
М.: Наука,1989. —230с.
Часть 2. Культура и революция
1.Революция 1917 года и культура
Культура
предоктябрьского десятилетия. Годы, последовавшие
за поражением первой буржуазно-демократической
революции в России, представляют
один из драматических периодов в
истории русской культуры прежде
всего по накалу идейно-художественной
борьбы. Литература и искусство предреволюционного
десятилетия отличались большой
сложностью и противоречивостью
художественных исканий, разнообразием
различных течений и групп, каждая
из которых выступала со своими лозунгами
и манифестами. Общественная жизнь
несомненно отражалась в многообразии
и сущности историко-культурного
процесса этого времени. Наступившая
в стране политическая реакция, столыпинщина,
расправа с революционерами, черносотенные
погромы и волна великодержавного шовинизма,
прокатившаяся накануне и в годы первой
мировой войны, укрепляли в общественном
сознании консервативно-реакционные,
охранительные настроения. В годы реакции
усилилось идейное размежевание, вновь
остро был поставлен вопрос о роли интеллигенции
в общественной борьбе, ее связи с народом,
исторических перспективах. Во многих
произведениях того времени присутствовал
пафос отрицания старых социальных отношений,
и вместе с тем звучала гуманистическая
вера в человека, содержалась надежда
на обновление общества. 1917 год для России
стал революционным. Некоторые историки,
пытаясь уйти от догматизированных и политизированных
оценок российской действительности переломного
периода, характеризуют его как единый
революционный цикл, исключительно сложный
по своим компонентам, динамике и самореализации.
Как бы ни оценивать период революций
1917 года, невозможно отрицать их громадного
влияния на судьбу России и все сферы жизни
общества. В культуре это влияние проявилось
не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего
советского строя были еще едва обозначены,
особый международный статус России как
"осажденной крепости" только намечался,
задачи формирования "нового человека
коммунистического общества, свободного
от пережитков прошлого" созревали
пока только в головах революционных теоретиков.
А именно эти факторы определяли особые
условия развития отечественной культуры
на протяжении многих десятилетий. Каково
же о непосредственное воздействие революционных
потрясений на культурную жизнь российского
общества? Историческое предназначение
любой революции - разрушить устаревший
порядок и расчистить дорогу новым формам
общественной жизни. Другое дело, что результаты
революционного обновления часто оказываются
весьма далекими от провозглашенных целей,
поэтому отношение к революции в обществе
и оценки историков со временем изменяются
в зависимости от угла зрения и исторической
дистанции. Свержение монархии в феврале
1917 года вызвало громадный духовный подъем,
сплотивший общество. Большинство интеллигенции
с воодушевлением встретили начало революции,
как очистительной бури, которая должна
смести все прогнившее и омертвевшее в
жизни и в искусстве и открыть путь созидательной
работе. Вдохновленная идеей служения
народу, интеллигенция готова была трудиться
для его просвещения и блага. Но октябрьские
события 1917 года многими представителями
культуры были восприняты как узурпация
власти со стороны одной партии - большевиков.
Последовавший вследствие этого отказ
части интеллигенции от профессионального
сотрудничества с советской властью, особенно
в первые месяцы ее существования, привел
к тяжелым последствиям для многих отраслей
культуры России. В результате революционных
событий и последовавших военных действий
российская культура понесла и материальные,
и духовные потери. Стихия народного бунта,
разбуженная революцией, не щадила ни
человеческих жизней, ни тем более ценностей
культуры. Новая власть пыталась противостоять
варварским проявлениям народного гнева.
Чтобы спасти от разграбления книжные
собрания, находившиеся в бывших помещичьих
усадьбах, монастырях и буржуазных особняках,
они были национализированы. К концу гражданской
войны была создана единая библиотечная
сеть РСФСР, национализированы дворцы,
музеи, художественные собрания, кинодело,
объединено театральное дело. Велики были
психологические и нравственные последствия
революции и войны для российского общества.
Страна непрерывно воевала в течение семи
лет. Кровавая бойня первой мировой войны,
сменившаяся братоубийственной гражданской
войной с громадными человеческими жертвами,
обесценила человеческую жизнь. Миллионы
людей были вырваны из привычных условий
существования, потеряли близких. Традиционные
нравственные ценности, веками освящаемые
религией, были поколеблены. Новая власть
взяла на себя миссию духовного лидерства
и энергично взялась за восстановление
отраслей культуры, разрушенных в результате
революции и гражданской войны. Первые
мероприятия, проведенные советской властью
в области культуры, обеспечивали ей поддержку
социальных низов и способствовали привлечению
к сотрудничеству части интеллигенции,
вдохновленной идеей служения народу.
2. Социальная и культурная сущность революции 1917 года
Революция
1917 года как переход к новому типу культуры.
Октябрьская революция 1917 года выступила
не только против прежней политической
системы, но и против основных духовных
ценностей прежнего общества. Ослабление
самодержавного государства под влиянием
длительной мировой войны, развернувшийся
процесс демократизации России, выразившийся
в пробуждении к активности и вступлении
в общественно-политическую жизнь рабочего
класса, крестьянства и близко примыкающих
к нему слоев населения, способствовали
революционной смене старой российской
государственности. Русские народные
массы никогда не понимали объективных
оснований господства над ними помещика,
барина, хозяина, ненавидели его и чувствовали
себя обделенными. Это вызывалось несколькими
обстоятельствами, и прежде всего: экономическими
причинами (экономическое принуждение
рабочего, крестьянина; различная степень
обладания собственностью и т.д.); культурно-бытовыми
причинами (для русского мужика или рабочего
барин, хозяин всегда был не только эксплуататором,
но и "чужаком" со своей культурой
и жизненными навыками, вплоть до платья
и внешнего обличья.16 Поэтому зависимость
от него ощущалась всегда как бремя, которое
приходится терпеть, но не принималась
как осмысленный порядок жизни. Отсюда
частые крестьянские бунты, наивная вера
в "доброго царя" и т.д.). Подлинным
фундаментом русской государственности,
таким образом, был не общественно-политический,
сословный слой, и не господствовавшая
бытовая культура, а ее политическая форма
- монархия. В народном сознании считалась
законной по существу только власть царя,
все остальное: сословные отношения, местное
самоуправление, суд, администрация, крупная
промышленность, банки, вся утонченная
культура образованных классов, литература
и искусство, университеты, консерватории,
академии, - все это в том или ином отношении
держалось лишь косвенно, силой церковной
власти и не имело непосредственных корней
в народном сознании. Вся правовая, общественная,
бытовая и духовная культура произрастала
из могучего древа государства и держалась
только им. Являясь демократическим движением
народных масс, русская революция руководствовалась
смутным, политически не оформленным,
по существу, скорее, психологически-бытовым
идеалом самочинности и самостоятельности.
По объективному своему содержанию это
был процесс проникновения низших слоев
во все области государственно-общественной
жизни и культуры и переход их из состояния
пассивного объекта воздействия в состояние
активного субъекта строительства жизни.
Начался он не в 1917 году, а гораздо раньше.
Демократизация средней и высшей школы,
литературы, чиновничества, были характерными
явлениями в жизни России, начиная со второй
половины XIX века. Шаг за шагом надвигалась
повсюду крестьянская Россия, заставляя
отступать дворянскую. В период революции
1917 года этот процесс демократизации из
состояния постепенного просачивания
перешел в состояние бурного наводнения.
Таким образом 1917 год в истории России
явился годом не только слома прежней
системы общественных отношений, но и
годом перехода к новому типу культуры,
к новым отношениям. Идеи творческого
преображения жизни в большевизме. Роль
стабилизирующего фактора культурно-исторического
развития может играть государственная
политика при условии, если лидеры государства
поощряют созидательные силы в народе,
обращаются к лучшим достижениям прошлого,
учитывают сложившийся тип национального
самосознания. Социокультурное творчество
большевиков в годы революции учитывало
особенности русского менталитета. Он
и определил в конечном итоге социальный
идеал большевизма - светлое земное будущее
всего человечества. При этом веру в бога
заменил атеизм, на смену патриотизму
пришел интернационализм, упование на
царя-батюшку превратилось в преклонение
перед вождями революции. При этом все
трансформации окрашивались страстностью.
Большевики затронули главный нерв души
русского человека, что и привело в движение
силу народного энтузиазма, позволило
России не только выжить, но и прирасти
в национально-государственном могуществе.
Неискореняемое национальное стремление
к активному обретению царства абсолютного
добра было простимулировано подчеркнуто
уважительным отношением власти к интересам
и нуждам рядовых тружеников. Таким образом.
на долю России в ХХ столетии пришлось
наибольшее напряжение сил в борьбе за
национально-государственное и духовно-нравственное
выживание.