Первобытная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
События эпохи ранней древности трудно понять, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслили и чувствовали древние, что они думали о мире и о самих себе

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 29.57 Кб (Скачать)

      Введение   

Под первобытной  культурой принято понимать архаичную  культуру, которая характеризует  верования, традиции и искусство  народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех  народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный  образ жизни.

События эпохи ранней древности трудно понять, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслили и чувствовали  древние, что они думали о мире и о самих себе

На длинном пути эволюции от приматов до человека современного вида происходили изменения не только морфологические, то есть внешние, но и  внутренние, духовные. Люди учились  логически мыслить, сдерживать порывы страсти, говорить, наконец. И кто  может сказать точно, какие изменения  были более важны для становления  человечества? Может быть, именно тогда, когда наш далекий предок впервые  задумался о вечном и попытался  выразить какие-то свои мысли через  то, что сегодня мы называем искусством, он и вступил на непростой путь, который в итоге привел к появлению  человека разумного.

 

1. Первобытная  община

Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого  рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек  мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его  поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек –  не более чем составной элемент, которым при необходимости можно  и должно жертвовать во имя спасения всего организма.

Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство  по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в  обществе, была его главой. Такой  общественный строй называется, как  известно, матриархатом.

Одним из важнейших  принципов организации рода, который  сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на половые  отношения с представителями  своего рода. Этот обычай предписывал  выбирать брачного партнера непременно вне рода. Таким образом, удавалось  избежать губительных для общины последствий кровосмешения, хотя реальная причина, по которой древние люди пришли к выводу о недопущении  кровосмешения, неясна.

Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано  первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Все служило главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. 

2. Первобытное  искусство

Сейчас никто не отрицает, что древний человек  мог создавать прекрасные вещи, однако назвать их произведениями искусства, в современном понимании этого  слова, вряд ли у кого повернется язык. Для обозначения художественной деятельности древнего человека в науке  существует такое понятие, как синкретизм, т. е. слитность, нерасчлененность, единство духовной и материальной сферы, быта и искусства, мира реального и  вымышленного. Религиозные представления, искусство и повседневная жизнь  связаны неразрывно, связаны настолько, что по сути отделить одно от другого невозможно. Жизнь коллектива, добывание пищи, продолжение рода, смерть сородича, представления об устройстве мира и т. д. - все это в равной мере проявилось в живописи, гравировках, рельефах, скульптуре.

Уже такие далекие  от современного человека существа, как  неандертальцы, оставили после себя свидетельства «духовной сферы» в их существовании. Так называемое «знаковое творчество» неандертальцев — это камни, куски кости с  какими-то углублениями, линиями, крестами, пятнами охры.

Есть множество  версий, объясняющих смысл этих странных «изображений», но скорее всего это  охотничья символика: разнообразные  насечки — раны, нанесенные воображаемому  зверю, пятна охры — его кровь. Охотник, создавая такой предмет, как  бы убивал зверя, обеспечивал себе удачную  охоту.

Изображения, сделанные  древними людьми, представлены в основном наскальной живописью. Эти изображения  выполнялись природными красками, процарапывались  на скалах или на кусках кости (гравировка), могли представлять собой рельефы, сделанные с использованием естественных неровностей скалы. Причем большинство  известных нам изображений находится  в глубине пещер, за километр или  более от входа — там, где человек  нежил. А значит, сюда он приходил специально для того, чтобы нанести изображение. Это было особое (сакральное) место, а сами рисунки служили для каких-то обрядов, иначе они не были бы так глубоко спрятаны от глаз остального населения.

Поскольку главным  предметом изображения были животные, причем именно те, на которых охотились  в данной местности, то становится ясно, что эти обряды были связаны с  охотой — с тем, от чего непосредственно  зависела жизнь древнего человека.

Хотя изображения  животных количественно преобладают  в первобытном искусстве, но встречаются  и рисунки с человеческими  фигурами. Эти изображения не отличаются особой реалистичностью, в отличие  от звериных. Люди, как правило, изображены схематично силуэтом, залитым одной краской, фигуры кажутся довольно примитивными.

В этом смысле более  понятны женские изображения, представленные в основном скульптурками. Самой  характерной общей их чертой являются преувеличенно выраженные признаки пола: грудь, живот, ягодицы. При этом голова может быть лишь слабо намечена или вообще «не просматриваться». Все эти статуэтки — воплощение материнства и плодородия, и каждый штрих подчеркивает эту особенную, исключительно женскую функцию. Только женщина способна создать  новую жизнь. Древний человек, возможно, не понимал, почему так происходит, но важность рождения детей — новых  членов коллектива — осознавал отчетливо  и, наверное, преклонялся перед этой способностью женщины. Мужские же изображения  встречаются в 10 раз реже, чем  женские.

Таким образом, первобытное  искусство представлено в следующих  основных видах: графика (рисунки и  силуэты); живопись (изображения в  цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня  или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. 

3. Первобытная  религия 

Однако первобытное  искусство — только часть первобытной  культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Так или иначе, следует  понять: в архаических обществах  люди смотрели на мир по-иному. «Сверхъестественное» и «естественное», «видимое» и  «невидимое» были для них нераздельны  и одинаково реальны. Закон противоречия почти не действовал, ибо прошлое  казалось таким же неотделимым от настоящего, как человек был неотделим  от своих предков и потомков. И  сам этот «первобытный» человек, и весь его коллектив были связаны  с местом, где они жили, с населяющими  его зверями и птицами (а также  всевозможными духами!) — великим  множеством уз. Эти последние сплетали людей и природу, естественное и сверхъестественное в единое, неделимое целое.

При этом очень важно  понять и то, что говорить отдельно о «первобытном искусстве», «первобытной религии» можно лишь условно. Ставить  же вопрос: что «первично» — религия  или искусство? — вообще бессмысленно. Они возникли и очень долгое время развивались как единое целое.

В первобытном обществе еще не существовало религии как  законченного явления, а развивались  лишь ранние формы религиозных верований. Традиционно выделяются пять основных форм ранних верований, ставших основой  последующих религиозных культов.

Первобытная магия  — одна из основных форм древней  культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи  появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, — например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. Похоже, что всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды.

Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее  театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой  на костяных или деревянных музыкальных  инструментах. Одним из элементов  такого звукового сопровождения  часто служило и красочное, производившее  шум одеяние самого колдуна.

С течением времени  многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов  и богов, а вместе с этим и сам  характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром  людей и миром божеств —  жрецы, священнослужители. В устах  жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения  к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия  не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...

Анимизм (от лат. animus — "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, горам, холмам, лесам, рощам, деревьям и т.д. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы — аниматизм (от лат. апimatus — "одушевленный", представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей.) Впрочем, такие верования живы и сейчас. К примеру, многие племена Центральной Индии верят в много численных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи  бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы и церемонии.

Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой  природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы", "Позади каждого человека — тотем".

К тотему относились как к доброму и заботливому  предку и покровителю, который оберегает  людей — своих родственников  — от голода, холода, болезней и смерти.

Важно отметить, что  тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство  с ним. Близость между человеком  и тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической связи с ним.

Фетишизм —  она  из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам  нашей планеты. Фетиш – иначе  — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхъестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.

Помимо личных фетишей  существовали и общие для всего  племени или страны. Обычно ими  становились какая-либо большая  гора или красивое, сильное дерево.

Табу — слово  полинезийского происхождения —  означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными  силами на людей, на некоторые их слова  и поступки, на их общение с запретными видами животных, растений, также использование  определённых озёр, рек... Сформированная система табу является одной из составных  частей каждой древней культуры. Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии развития; у некоторых из них табу сохраняются  и поныне в видоизмененной форме (например, вера в несчастливое число  и в другие приметы).

Табу буквально  пронизывали повседневную жизнь  практически всех народов Африки. К числу "классических" ранних табу можно отнести строжайшее запрещение охотиться на животных и употреблять  их в пищу, так же как и тотемные растения. По поверьям некоторых племён их нельзя было не только убивать, есть, но даже смотреть на них.

Информация о работе Первобытная культура