Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:21, реферат
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
События эпохи ранней древности трудно понять, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслили и чувствовали древние, что они думали о мире и о самих себе
Введение
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
События эпохи ранней древности трудно понять, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслили и чувствовали древние, что они думали о мире и о самих себе
На длинном пути эволюции от приматов до человека современного вида происходили изменения не только морфологические, то есть внешние, но и внутренние, духовные. Люди учились логически мыслить, сдерживать порывы страсти, говорить, наконец. И кто может сказать точно, какие изменения были более важны для становления человечества? Может быть, именно тогда, когда наш далекий предок впервые задумался о вечном и попытался выразить какие-то свои мысли через то, что сегодня мы называем искусством, он и вступил на непростой путь, который в итоге привел к появлению человека разумного.
1. Первобытная община
Одной из особенностей
первобытной культуры является коллективизм.
С самого зарождения человеческого
рода община была основой его существования,
именно в общине и зародилась культура
первобытности. В эту эпоху не
было места индивидуализму. Человек
мог существовать только в коллективе,
пользуясь с одной стороны, его
поддержкой, но с другой стороны, будучи
готовым в любое время
Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом.
Одним из важнейших принципов организации рода, который сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на половые отношения с представителями своего рода. Этот обычай предписывал выбирать брачного партнера непременно вне рода. Таким образом, удавалось избежать губительных для общины последствий кровосмешения, хотя реальная причина, по которой древние люди пришли к выводу о недопущении кровосмешения, неясна.
Еще одной особенностью
первобытной культуры является практический
характер всего, что было создано
первобытным человеком как в материальной,
так и в духовной сфере. Все служило главной
цели – выживанию рода, сплачивая его
и указывая принципы, по которым он должен
существовать в окружающем мире.
2. Первобытное искусство
Сейчас никто не отрицает, что древний человек мог создавать прекрасные вещи, однако назвать их произведениями искусства, в современном понимании этого слова, вряд ли у кого повернется язык. Для обозначения художественной деятельности древнего человека в науке существует такое понятие, как синкретизм, т. е. слитность, нерасчлененность, единство духовной и материальной сферы, быта и искусства, мира реального и вымышленного. Религиозные представления, искусство и повседневная жизнь связаны неразрывно, связаны настолько, что по сути отделить одно от другого невозможно. Жизнь коллектива, добывание пищи, продолжение рода, смерть сородича, представления об устройстве мира и т. д. - все это в равной мере проявилось в живописи, гравировках, рельефах, скульптуре.
Уже такие далекие
от современного человека существа, как
неандертальцы, оставили после себя
свидетельства «духовной сферы»
в их существовании. Так называемое
«знаковое творчество»
Есть множество версий, объясняющих смысл этих странных «изображений», но скорее всего это охотничья символика: разнообразные насечки — раны, нанесенные воображаемому зверю, пятна охры — его кровь. Охотник, создавая такой предмет, как бы убивал зверя, обеспечивал себе удачную охоту.
Изображения, сделанные
древними людьми, представлены в основном
наскальной живописью. Эти изображения
выполнялись природными красками, процарапывались
на скалах или на кусках кости (гравировка),
могли представлять собой рельефы,
сделанные с использованием естественных
неровностей скалы. Причем большинство
известных нам изображений
Поскольку главным предметом изображения были животные, причем именно те, на которых охотились в данной местности, то становится ясно, что эти обряды были связаны с охотой — с тем, от чего непосредственно зависела жизнь древнего человека.
Хотя изображения животных количественно преобладают в первобытном искусстве, но встречаются и рисунки с человеческими фигурами. Эти изображения не отличаются особой реалистичностью, в отличие от звериных. Люди, как правило, изображены схематично силуэтом, залитым одной краской, фигуры кажутся довольно примитивными.
В этом смысле более понятны женские изображения, представленные в основном скульптурками. Самой характерной общей их чертой являются преувеличенно выраженные признаки пола: грудь, живот, ягодицы. При этом голова может быть лишь слабо намечена или вообще «не просматриваться». Все эти статуэтки — воплощение материнства и плодородия, и каждый штрих подчеркивает эту особенную, исключительно женскую функцию. Только женщина способна создать новую жизнь. Древний человек, возможно, не понимал, почему так происходит, но важность рождения детей — новых членов коллектива — осознавал отчетливо и, наверное, преклонялся перед этой способностью женщины. Мужские же изображения встречаются в 10 раз реже, чем женские.
Таким образом, первобытное
искусство представлено в следующих
основных видах: графика (рисунки и
силуэты); живопись (изображения в
цвете, выполненные минеральными красками);
скульптуры (фигуры, высеченные из камня
или вылепленные из глины); декоративное
искусство (резьба по камню и кости);
рельефы и барельефы.
3. Первобытная религия
Однако первобытное
искусство — только часть первобытной
культуры, куда помимо искусства входят
религиозные верования и
Так или иначе, следует понять: в архаических обществах люди смотрели на мир по-иному. «Сверхъестественное» и «естественное», «видимое» и «невидимое» были для них нераздельны и одинаково реальны. Закон противоречия почти не действовал, ибо прошлое казалось таким же неотделимым от настоящего, как человек был неотделим от своих предков и потомков. И сам этот «первобытный» человек, и весь его коллектив были связаны с местом, где они жили, с населяющими его зверями и птицами (а также всевозможными духами!) — великим множеством уз. Эти последние сплетали людей и природу, естественное и сверхъестественное в единое, неделимое целое.
При этом очень важно понять и то, что говорить отдельно о «первобытном искусстве», «первобытной религии» можно лишь условно. Ставить же вопрос: что «первично» — религия или искусство? — вообще бессмысленно. Они возникли и очень долгое время развивались как единое целое.
В первобытном обществе
еще не существовало религии как
законченного явления, а развивались
лишь ранние формы религиозных верований.
Традиционно выделяются пять основных
форм ранних верований, ставших основой
последующих религиозных
Первобытная магия
— одна из основных форм древней
культуры и одна из древнейших форм
религии. Первобытная магия возникла
уже на заре человеческой истории. Именно
к этому времени относят
Магические обряды,
которые проводили древние
С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств — жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...
Анимизм (от лат. animus — "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, горам, холмам, лесам, рощам, деревьям и т.д. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы — аниматизм (от лат. апimatus — "одушевленный", представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей.) Впрочем, такие верования живы и сейчас. К примеру, многие племена Центральной Индии верят в много численных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы и церемонии.
Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы", "Позади каждого человека — тотем".
К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти.
Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство с ним. Близость между человеком и тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической связи с ним.
Фетишизм — она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхъестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево.
Табу — слово полинезийского происхождения — означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их слова и поступки, на их общение с запретными видами животных, растений, также использование определённых озёр, рек... Сформированная система табу является одной из составных частей каждой древней культуры. Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии развития; у некоторых из них табу сохраняются и поныне в видоизмененной форме (например, вера в несчастливое число и в другие приметы).
Табу буквально пронизывали повседневную жизнь практически всех народов Африки. К числу "классических" ранних табу можно отнести строжайшее запрещение охотиться на животных и употреблять их в пищу, так же как и тотемные растения. По поверьям некоторых племён их нельзя было не только убивать, есть, но даже смотреть на них.