Первобытная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления.

Содержание

1.Введение
2.Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм.
3. Материальная культура первобытного общества.
4. Миф как форма культуры. Миф и магия.
5. Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

настина работа в- 5.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

                          Министерство образования

              Курганский государственный университет

                          Кафедра культурологии

 

 

 

                             Контрольная работа №1

                             Первобытная культура.5 вариант.

 

 

 

 

                                                          Выполнила студентка группы ЭЗ 2720 

                                                                                                    Левченко А.А.

                                                          Проверил преподаватель:

                                                           Доцент кафедры культурологии

                                                                                                   Трофимова Т.Л.    

 

 

 

 

                                       Курган 2012

                                            Содержание.

1.Введение                                      

2.Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм.

3. Материальная культура первобытного общества.

4. Миф как форма культуры. Миф и магия.

5. Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм.

6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение.   

  Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.    

Культура  складывалась постепенно, вместе с  формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление.    

Длительное  время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.     

В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды - одинаковые, короче, "я" растворено в "мы". В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от  раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.    

Второй  основополагающий принцип первобытной  культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.    

Миф - особый способ объяснения мира, в котором  человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа - упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.    

Мифы  возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.     

В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного искусства: это - и познание, самоутверждение человека, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д. Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно.     

В своем стремлении овладеть силами природы  первобытный человек обращается к магии. В основе магии лежал  принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах.     

Тотемизм, анимизм, фетишизм характеризуют верования  и обряды первобытного человека. В  первобытном обществе они только возникли и являлись господствующими  формами религиозной стороны жизнедеятельности.

  Специфика архаичной культуры.

Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший тип людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной архаичной остается культура народов, живущих «рядом» с нами, народов которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

Синкретизм всегда присутствовал  в структуре культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так  как они необходимы для ее развития. Синкретизм  был присущ первобытной культуре.  Первоначальное  значение слова синкретизм — это  собрание граждан острова Крит. Сегодня  слово совершенно утратило связь  с первоначальным своим смыслом. Новый этап в изучении и понимании  сущности синкретизма начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала. Особый интерес к понятию синкретизма проявился лишь в XIX веке, прежде всего, в связи с появлением работ по первобытной культуре (Э.Б. Тайлор).     

Изучая  особенности этого периода, исследователи  обратили пристальное внимание на такую особенность первобытной жизни, как ее слитность и нерасчлененность. Лишь с появлением интереса к временам первобытно-общинного строя появилась необходимость в изучении синкретизма, как одного из ярких проявлений первобытной культуры. Именно поэтому синкретизм исследовался и исследуется сегодня чаще всего в связи с первобытной культурой, первобытным сознанием, религией.     

Создателем  теории первобытного синкретизма считается  филолог, историк и теоретик культуры А.Н. Веселовский. Под синкретизмом первобытного искусства он понимал слитность, нерасчлененность основных форм художественного творчества - изобразительного искусства, драмы, музыки и т.д. В своей книге «Историческая поэтика» он обозначил основные черты первобытной поэзии (синкретизм, хоровое начало, связь с народным обрядом) и выделил в ней то, из чего впоследствии произойдут главные роды поэзии — эпос, лирика и драма.  Многое  в особенностях первобытного мышления объясняется при изучении мифа и  ритуала, которые являются господствующими  компонентами первобытной культуры. По определению О.М. Фрейденберг, миф - это образное представление в форме нескольких метафор, где «нет логичной каузальности, и где вещь, пространство, время понятны ее» нерасчлененно и конкретно, где человек и мир, субъект и объект едины». Миф пронизывает всю первобытную жизнь, мифом являются и вещи, и действия, и речь, и боги.     

Поскольку сознание первобытного общества оперирует  одними повторениями и тождествами, оно ставит знак равенства между  тем, что происходит во внешнем мире и в жизни самого общества; переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом. Человек есть природа, его жизнь — повторение космических действ. Производство, акты труда, биологические моменты - все интерпретируется космогонически и соответственно воспроизводится в действии.     

О своеобразном синкретизме первобытного мышления пишет и А.А. Формозов в  книге «Очерки по первобытному искусству». Он говорит о том, что синкретизм первобытного мышления включает в себя и элементы религии, и элементы реального опыта. В сознании палеолитического человека не могла еще произойти дифференциация особой религиозной сферы и сферы искусства. «Сознание людей эпохи камня представляло собой сплав, сложное переплетение ошибочных и верных посылок, охотничьей магии и положительных знании, подсказанных практикой, производством».     

При этом автор подчеркивает, что это  синкретическое единство по характеру  и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось, походило все-таки на искусство.  

Тем не менее, существует ряд точек зрения, согласно которым к понятию первобытного синкретизма необходимо относиться критически. Сторонником таких взглядов является А.Ф.Еремеев. В своей работе «Первобытная культура: происхождение, особенности, структура» он определяет теорию первобытного синкретизма как неясную и произвольную в самих своих основаниях. «Теория синкретизма в любом своем виде смешивает методологические карты, как конкретных наук, так и следующих из них интегралов, и человеческая история начинает напоминать диффузные беспорядочные движения без каких-либо качественно определенных образований типа бытие, сознание, культура, религия, искусство».

Материальная  культура первобытного общества.   

Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тысяч лет тому назад. Некоторые  ученые отодвигают эту границу до 80 тысяч лет. Тем не менее, где-то в тех временных границах начинается становление и развитие социума – существа социального. Для его деятельности, образа жизни присущ синкретический характер, органическая слитность материальных и духовных деяний. Остановимся на тех аспектах становления древнего человека, которые связаны с изготовлением и использованием простых орудий труда, появлением видов хозяйственной деятельности и формированием повседневных условий жизни. На начальном этапе используются, прежде всего, каменные орудия, поэтому этот период называют каменным веком.   

                        Основные  периоды каменного века:    

Палеолит – (гр. palaios древний + гр. lithos камень) – это начальный древнейший этап рассматриваемого века, когда люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства – камни, палки. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Завершается палеолит – 35 – 33 тысячи лет до рождения Христа.  

Мезолит – (гр. mesos средний, промежуточный + гр. lithos камень) – эпоха каменного века между палеолитом и неолитом. Человек того времени применяет микролиты (миниатюрные каменные орудия) и отбитые рубящие орудия. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Тогда появились лук и стрелы. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.  

Неолит – (гр. neos новый + lithos камень) – завершающий период каменного века, когда заканчивается использование каменных орудий труда. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике. Это время совершения «неолитической революции», связанной с началом развития скотоводства и земледелия. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6 – 4 тысячелетиями до нашей эры.    

Энеолит – (лат. aeneus медный + lithos камень) – меднокаменный век, время перехода от камня к бронзе: каменные орудия вытесняются медными и бронзовыми. Датируются 4 тысячелетием до нашей эры. 

Энеолит сменяется бронзовым веком. С конца 4 тысячелетия до нашей эры.

Далее следует железный век, завершающий первобытную и раннеклассовую историю человечества. 

Возникновение материальной культуры связано, прежде всего, с созданием и совершенствованием орудий труда. Их было два вида:

1)первичные – палка, камень, копье, дубина и т.п., с помощью которых добывалась пища;

2)вторичные – с помощью которых создавались первичные орудия; обработанный камень, с помощью которого можно было сделать заостренную палку, копье и др.    

Вторичные орудия составляют ту специфическую  искусственную среду, которая создается не природой, а человекообразным существом и являет собою начало возникновения культуры.    

Первые  каменные орудия труда – это расколотая галька, затем появляются грубо заостренные  крупные рубила. В гальке предок человека нашел то вещество природы, с помощью которого можно было воздействовать на другие вещества, изменять их. Только камень обладал твердостью и весом, качествами, нужными для обработки дерева, кости и других предметов, а также для добывания пищи.    

Информация о работе Первобытная культура