Культура исламского мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская слабо развитая государственность.

Содержание

I. Раскройте специфику культуры ислама, выполнив следующие задания:
1. Охарактеризуйте понятие арабо-исламского мира.
2. Покажите значение Корана как выдающегося памятника духовной культуры ислама, опишите его структуру и основные сюжеты.
3. Определите главные художественные традиции мусульманской культуры.
II. Напишите предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои, Хафиза Хорезми [см. 10]. Используйте любые издания.
III. Выполните тестовые задания.

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Тема 25. Культура исламского мира

 

I. Раскройте специфику культуры ислама, выполнив следующие задания:

1. Охарактеризуйте понятие  арабо-исламского мира.

2. Покажите значение  Корана как выдающегося памятника  духовной культуры ислама, опишите  его структуру и основные сюжеты.

3. Определите главные  художественные традиции мусульманской  культуры.

II. Напишите предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои, Хафиза Хорезми [см. 10]. Используйте любые издания.

III. Выполните тестовые задания.

1. Пророк Мухаммед  – это: 

a) реальная историческая личность;

b) один из святых христианства;

c) вымышленный «мифический» персонаж.

 

2. Священными книгами  ислама являются:

a) Библия;

b) Коран;

c) Сунна.

3. Шариат – это (укажите  все верные варианты):

a) система нравственных заповедей;

b) система правовых норм мусульманского мира;

c) набор вероучительных принципов;

d) традиционная форма отношений.

4. Некоторые сюжеты  Корана заимствованы из (укажите  все верные  варианты):

a) Ветхого Завета;

b) Нового Завета;

c) Трипитаки;

d) арабского фольклора;

e) «Илиады» и «Одиссеи».

5. Соотнесите понятия  левого столбца и определения  правого:

           a) газават;

1) добровольный налог  в пользу неимущих единоверцев;

           b) рамадан;

2) обязательная ежедневная  пятикратная молитва;

           c) закят;

3) священная война  против «неверных»;

           d) намаз;

4) начало мусульманского летоисчисления;

 e) хиджра;

5) месяц поста, когда  нельзя есть и  пить в  светлое время суток.


 

 

 

 

Содержание.

 

1. Специфика культуры ислама.

1.1 Понятие арабо-исламского мира       2

- Мечети и школы          5

- Исламские обряды          5

- Праздники в исламе          6

1.2 Коран как выдающийся  памятник духовной культуры ислама  6

1.3 Художественные традиции мусульманской культуры    8

2. Поэтические произведения мусульманских поэтов

(газели и рубаи)  Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои    10

3. Тестовые задания          14

Литература            16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Специфика культуры ислама.

 

1.1 Понятие арабо-исламского мира.

Для многих из нас ислам  ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным  положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов во всем мире. Исламская культура своеобразна и неповторима.

Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская слабо развитая государственность.

На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы арабская культура, арабский этнос и его очень семистских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседний с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

Эта мощная ассимиляционная  волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных  воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней  Азии, Африке, Испании и т.д.

Все эти влияния придали  развивавшейся быстрыми темпами  арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они создали основу для того, чтобы  средневековая арабо-мусульманская  культура стала на некоторое время  во главе мировой цивилизации. В средние века европейская культура вступила в полосу заметного упадка. И хотя и в это время христианизированная европейская культура как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее.

Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых  были и культурные центры средневековой  Европы. Это проявилось в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв, видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.

Позже, в связи с  распадом Кордофского халифата в  Испании и общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали  падать. С XVIII века развитие капитализма в Европе быстро преобразовывало все сферы жизни общества, в исламском мире наблюдались тенденции обратного порядка. Мусульманское общество становилось слабее, шла на убыль его культурная активность, сужались интеллектуальные горизонты, теряла силу центральная власть и усиливалось влияние родовой системы. Это породило колониальную зависимость исламских стран от христианского Запада, отрезанность от современной культуры вплоть до послевоенного национального возрождения, поставившего в число первоочередных проблему веротерпимости. Однако, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, куда проникал ислам, где читали и изучали написанный на арабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны. И именно в этом смысле следует говорить об огромном влиянии арабо-исламской культуры (богословие, этика, обычаи, нормы семейной жизни и т.п.) на все те страны и народы, где распространен ислам.

Попытки модернизировать, изменить ислам начинаются в XIX-XX веках. Они являлись следствием влияния  европейской, христианской цивилизации. Начался период «Нахда» (Возвышения), где главную роль играли реформаторы  мусульманской идеологии, шариадского законодательства и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить былое могущество арабской нации на основе соединения достижения западной и восточной культур.

Движение за модернизацию ислама с рационалистических позиций постепенно распространялось, особенно в первой половине XX в. Несмотря на яростное сопротивление со стороны защитников незыблемости ислама, реформы с начала XX в. следовали повсюду одна за другой. Коран и ислам примирялись с жизнью: проведи-хутбы и решения–фетвы начинали транслироваться по радио, причем на языке слушателей. Устаревшие нормы шариата то здесь, то там решительно пересматривались и отходили на задний план под нажимом более современного заимствованного у европейцев судопроизводства.

С 50-х годов процесс  модернизации ислама стал проявлять  себя в наиболее развитых арабских странах – в Египте, Сирии, Ираке. В этих государствах встал вопрос о реформах, направленных на ограничение  собственности, национализацию крупных предприятий, предоставления всем, включая женщин, широких прав и свобод.

Попытки согласовать  нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились в 70-е годы XX века, чему способствовало резкое усиление экономических и политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило вопрос об исламе.

Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама – она просто протекала в рамках ислама. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним, - все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетними традициями.

Люди из других стран, с которыми мы встречаемся, живут в соответствии со своей системой ценностей и выражают свои мысли на языках, являющихся носителями другой цивилизации, нюансы которых нам порой непонятны. Наше общение с этими людьми обычно остается поверхностным, мы судим о них на основании собственных культурных стереотипов и подчас плохо понимаем особенности их социальной, экономической и политической жизни. И среди важнейших факторов, определяющих лицо цивилизации, нельзя забывать о религии. Феномен религии занимает очень важное место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов.

Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Очень часто достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой  он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество признаков, не оставляющих места сомнениям.

Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная  религия, которая затрагивает все  моменты личной и общественной жизни. С этой точки зрения ислам можно сравнить с христианством того периода, когда законы и нравы ориентировались исключительно на вероучение церкви. Сегодня все мусульманские страны ориентируются на ислам, даже если между ними существуют значительные различия в трактовке того, что они берут за образец.

Поэтому вполне очевидно, что ислам чувствует себя хорошо только тогда, когда он господствует в стране, где внедрился. Около 75% мусульман живут в 36 странах, где  ислам преобладает. В Азии находятся  наиболее крупные группировки, т.к. почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии.

Ислам дает этим народам  чувство принадлежности к одной  общине, которая объединяет верующих несмотря на различия их культур.

Чтобы принять ислам, необходимо выполнить простые формальности: вступающий очищается путем омовения (например, принимает душ) и произносит со всей искренностью фразу, выражающую символ веры, которая называется «шахада».

Однако выйти из ислама намного труднее. По Корану, тот, кто отрекается от ислама, заслуживает смерти. По-видимому известный стих из Корана: «Нет принуждения в отношении религии» - означает лишь то, что нельзя насильно обращать неверных. Но это не значит, что немасульманин в стране ислама является таким же гражданином, как другие. Иногда ему более или менее заметно дают почувствовать аномальный и прискорбный характер его положения.

Ситуация значительно  меняется в зависимости от страны. В Северной Африке (Марокко и Тунисе), принципы непринуждения строго соблюдаются. В ваххабитских странах (Саудовская Аравия и Катар), наоборот, не может быть и речи о том, чтобы допустить наличие церкви или синагоги. Нетерпимость доходит до запрета рождественской еды в ресторанах.

 

Мечети и  школы.

Строительство мечетей  в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети всегда решались текущие дела, производился сбор милостыни и пожертвований, принимались различные решения, требовавшие участия большого количества местных жителей.

Еще одна важная функция  мечети – организация обучения подрастающего  поколения. Образование в исламских  странах всегда было религиозным  и находилось под попечительством  местных духовных властей. Имам и  мулла данной мечети были одновременно учителями в мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники различных рангов обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама.

Информация о работе Культура исламского мира