Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:42, контрольная работа
Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская слабо развитая государственность.
I. Раскройте специфику культуры ислама, выполнив следующие задания:
1. Охарактеризуйте понятие арабо-исламского мира.
2. Покажите значение Корана как выдающегося памятника духовной культуры ислама, опишите его структуру и основные сюжеты.
3. Определите главные художественные традиции мусульманской культуры.
II. Напишите предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои, Хафиза Хорезми [см. 10]. Используйте любые издания.
III. Выполните тестовые задания.
Тема 25. Культура исламского мира
I. Раскройте специфику культуры ислама, выполнив следующие задания:
1. Охарактеризуйте понятие арабо-исламского мира.
2. Покажите значение
Корана как выдающегося
3. Определите главные
художественные традиции
II. Напишите предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои, Хафиза Хорезми [см. 10]. Используйте любые издания.
III. Выполните тестовые задания.
1. Пророк Мухаммед – это:
a) реальная историческая личность;
b) один из святых христианства;
c) вымышленный «мифический» персонаж.
2. Священными книгами ислама являются:
a) Библия;
b) Коран;
c) Сунна.
3. Шариат – это (укажите все верные варианты):
a) система нравственных заповедей;
b) система правовых норм мусульманского мира;
c) набор вероучительных принципов;
d) традиционная форма отношений.
4. Некоторые сюжеты Корана заимствованы из (укажите все верные варианты):
a) Ветхого Завета;
b) Нового Завета;
c) Трипитаки;
d) арабского фольклора;
e) «Илиады» и «Одиссеи».
5. Соотнесите понятия левого столбца и определения правого:
a) газават; |
1) добровольный налог в пользу неимущих единоверцев; |
b) рамадан; |
2) обязательная ежедневная пятикратная молитва; |
c) закят; |
3) священная война против «неверных»; |
d) намаз; |
4) начало мусульманского летоисчисления; |
e) хиджра; |
5) месяц поста, когда нельзя есть и пить в светлое время суток. |
Содержание.
1. Специфика культуры ислама.
1.1 Понятие арабо-исламского мира 2
- Мечети и школы 5
- Исламские обряды 5
- Праздники в исламе 6
1.2 Коран как выдающийся памятник духовной культуры ислама 6
1.3 Художественные традиции мусульманской культуры 8
2. Поэтические произведения мусульманских поэтов
(газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои 10
3. Тестовые задания 14
Литература 16
1. Специфика культуры ислама.
1.1 Понятие арабо-исламского мира.
Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов во всем мире. Исламская культура своеобразна и неповторима.
Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская слабо развитая государственность.
На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы арабская культура, арабский этнос и его очень семистских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседний с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.
Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д.
Все эти влияния придали
развивавшейся быстрыми темпами
арабо-исламской культуре весьма мощные
потенции для дальнейшего развития.
Они создали основу для того, чтобы
средневековая арабо-
Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв, видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.
Позже, в связи с
распадом Кордофского халифата в
Испании и общим упадком
Попытки модернизировать, изменить ислам начинаются в XIX-XX веках. Они являлись следствием влияния европейской, христианской цивилизации. Начался период «Нахда» (Возвышения), где главную роль играли реформаторы мусульманской идеологии, шариадского законодательства и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить былое могущество арабской нации на основе соединения достижения западной и восточной культур.
Движение за модернизацию ислама с рационалистических позиций постепенно распространялось, особенно в первой половине XX в. Несмотря на яростное сопротивление со стороны защитников незыблемости ислама, реформы с начала XX в. следовали повсюду одна за другой. Коран и ислам примирялись с жизнью: проведи-хутбы и решения–фетвы начинали транслироваться по радио, причем на языке слушателей. Устаревшие нормы шариата то здесь, то там решительно пересматривались и отходили на задний план под нажимом более современного заимствованного у европейцев судопроизводства.
С 50-х годов процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах – в Египте, Сирии, Ираке. В этих государствах встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, национализацию крупных предприятий, предоставления всем, включая женщин, широких прав и свобод.
Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились в 70-е годы XX века, чему способствовало резкое усиление экономических и политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило вопрос об исламе.
Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама – она просто протекала в рамках ислама. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним, - все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетними традициями.
Люди из других стран, с которыми мы встречаемся, живут в соответствии со своей системой ценностей и выражают свои мысли на языках, являющихся носителями другой цивилизации, нюансы которых нам порой непонятны. Наше общение с этими людьми обычно остается поверхностным, мы судим о них на основании собственных культурных стереотипов и подчас плохо понимаем особенности их социальной, экономической и политической жизни. И среди важнейших факторов, определяющих лицо цивилизации, нельзя забывать о религии. Феномен религии занимает очень важное место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов.
Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Очень часто достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество признаков, не оставляющих места сомнениям.
Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая затрагивает все моменты личной и общественной жизни. С этой точки зрения ислам можно сравнить с христианством того периода, когда законы и нравы ориентировались исключительно на вероучение церкви. Сегодня все мусульманские страны ориентируются на ислам, даже если между ними существуют значительные различия в трактовке того, что они берут за образец.
Поэтому вполне очевидно, что ислам чувствует себя хорошо только тогда, когда он господствует в стране, где внедрился. Около 75% мусульман живут в 36 странах, где ислам преобладает. В Азии находятся наиболее крупные группировки, т.к. почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии.
Ислам дает этим народам чувство принадлежности к одной общине, которая объединяет верующих несмотря на различия их культур.
Чтобы принять ислам, необходимо выполнить простые формальности: вступающий очищается путем омовения (например, принимает душ) и произносит со всей искренностью фразу, выражающую символ веры, которая называется «шахада».
Однако выйти из ислама намного труднее. По Корану, тот, кто отрекается от ислама, заслуживает смерти. По-видимому известный стих из Корана: «Нет принуждения в отношении религии» - означает лишь то, что нельзя насильно обращать неверных. Но это не значит, что немасульманин в стране ислама является таким же гражданином, как другие. Иногда ему более или менее заметно дают почувствовать аномальный и прискорбный характер его положения.
Ситуация значительно меняется в зависимости от страны. В Северной Африке (Марокко и Тунисе), принципы непринуждения строго соблюдаются. В ваххабитских странах (Саудовская Аравия и Катар), наоборот, не может быть и речи о том, чтобы допустить наличие церкви или синагоги. Нетерпимость доходит до запрета рождественской еды в ресторанах.
Мечети и школы.
Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети всегда решались текущие дела, производился сбор милостыни и пожертвований, принимались различные решения, требовавшие участия большого количества местных жителей.
Еще одна важная функция мечети – организация обучения подрастающего поколения. Образование в исламских странах всегда было религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно учителями в мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники различных рангов обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама.