Мир исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 09:13, контрольная работа

Описание работы

Ислам (араб, «предание себя Богу», «покорность») — самая молодая из мировых религий, к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Введение

Понятие цивилизация (от лат. civilis — «гражданский», «государственный») возникло из размышлений учёных о  ходе истории. Если встать над веками, т. е. отвлечься от отдельных событий  и личностей, подняться выше создания и гибели великих империй, чем тогда «измерять» историю?  Каковы её самые крупные единицы?; 

В XIX в. историки и философы полагали, что всё человечество имеет единую историческую судьбу.  В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и перешли от простейших орудий труда ко всё более сложной технике. Учёные считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены: у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация. Она наступает после стадий, которые условно именовали «дикостью» и «варварством». Объединить и благоустроить мир могут лишь цивилизованные народы, т. е. обладающие государством, письменностью, сложной культурой и развитой техникой. Поэтому многие считали, а кто-то и до сих пор продолжает считать, что культура  и  цивилизация — различные названия одного и того же.  

Во второй половине XIX в. и особенно в XX столетии большее  распространение получила другая точка  зрения. Современные учёные предполагают, что у человечества множество  путей развития и, возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или несколько народов, объединённых общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждой такой цивилизации и является самой крупной единицей измерения в истории человечества. 

Границы цивилизаций  не совпадают с рубежами государств и территориями расселения народов, однако именно они влияют на характер более мелких явлений и процессов внутри отдельных держав и этносов. 

Каждая цивилизация  определяет те ценности, которые становятся самыми важными для всех, причисляет себя к ней. Именно они, передаваясь  из поколения в поколение, создают  её уникальный образ. И я написал о культуре исламской цивилизации потому что главной связующей силой внутри неё, стал  целостный социокультурный феномен религия — ислам. 

Ислам (араб, «предание  себя Богу», «покорность») — самая  молодая из мировых религий, к  которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тринадцать веков  веры 

Исламская цивилизация  сложилась в основном в VII—IX вв. по христианскому летосчислению. Она возникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почве древних и раннесредневековых цивилизаций. Вместе с исламом она распространилась на просторы Тропической Африки, Волго-Уральского региона, Южной Азии, Индонезии, Балканского, Крымского, Малаккского полуостровов, Западной Сибири. В конце XX в. исламская цивилизация продолжает распространяться в Тропической Африке, Восточной Индонезии, на северо-востоке Индии. Суннизм и шиизм — два основных направления ислама, которые возникли во второй половине VII в. Это произошло вскоре после смерти Му-хаммада из-за противоречий между родственниками и последователями Пророка. Суннизм (от араб, «сунна» — «обычай», «традиция») считается более традиционным, «правоверным» и наиболее многочисленным направлением в исламе. А шиизм более радикален и агрессивен вне религиозной сферы жизни. 

Приверженцы каждой ветви ислама пользуются не только общеисламским священным языком — арабским, но и своим языком — как правило, одним из мусульманских. Это не просто языки мусульманских народов, а такие, которые используют арабское письмо и имеют много заимствованных из арабского слов, относящихся к религии и культуре. Иногда на базе одного разговорного языка развивались два литературных: мусульманский и немусульманский (например, урду и хинди в Индостане). 

Главный религиозный  центр ислама — Мекка. Здесь находится  чёрный камень Каабы. Обратившись лицом  к этому месту, мусульмане всего  мира молятся Богу пять раз в сутки, направляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвами дневное время мусульманина делится на шесть равных частей. Первую молитву они совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятую молитву — перед сном. 

Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой  и политической жизни — исламская  цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результате объединения различных культур, когда ислам распространялся на землях других цивилизаций. Обычно та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм, шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направления суннизма) направлений ислама, отторгая все прочие. 

Ислам исчисляет  свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи  совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама. 

По лунному  календарю, когда наступает священный  месяц рамадан, мусульмане постятся; месяц раджаб — время паломничества в Мекку; есть праздник Жертвоприношения (тюрк. Курбан-байрам) и праздник Разговения после поста (тюрк. Ураза-бай-рам); отмечают Мавлюд — день рождения Пророка Мухаммада, а также дни рождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни самых знаменательных праздников каждый год смещаются. Но праздники народного ислама — Науруз и другие, связанные с календарём природы, мусульмане отмечают по солнечному календарю, по которому протекает и весь трудовой год. 
 
 

Чалма, халат и тюбетейка 

Отдельные ветви  исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырьмя рёбрами  — верный признак узбека или таджика. Разновидности тюбетейки ещё совсем недавно указывали на район проживания таджика. Общеизвестный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (головной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто обмотанная тюрбаном (в Египте и Судане — белым, в Омане — другой формы и расцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странах Магриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костюма в разных странах. 

Большинство элементов  этих костюмов возникли в доисламскую эпоху. Однако в Средние века и Новое время они распространялись как исламские и в таком виде были заимствованы татарами, жителями Западной и Восточной Африки и другими народами. В Средние века в Египте, Марокко, Ираке, Палестине, Иране и на Мальдивских островах производили много такой одежды и продавали её жителям окраин исламского мира. А когда ислам начал распространяться в Волжской Булгарии (в начале X в.), в её столице — городе Булгар уже работал портной из Багдада — столицы халифов. 

В то время у мусульман появился настоящий халат (не путать со среднеазиатским чупоном) — парадная одежда из дорогих тканей. Сейчас её носят исламские законоведы — кади, муфтии, имамы, у шиитов — духовные лица. Халат подпоясывают шёлковым шарфом (это тоже арабское слово), часто с золотой и серебряной отделкой. В Средние века для халифов драгоценные одежды не шили, а ткали целиком, и стоили они баснословно дорого. 

Одежда мусульман  очень разнообразна, но она должна отвечать основным требованиям ислама — скрывать тело и покрывать голову. В мечети мусульмане молятся с покрытой головой и без обуви. Самый удобный для этого головной убор — древняя восточная шапочка, которая распространилась и в тех регионах, где её прежде не знали. Со временем появились её разновидности: татарская тюбетейка, турецкая феска, индонезийская шапочка и др. Мусульманин, совершивший паломничество в Мекку, по традиции носит на голове чалму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Искусство миниатюры, каллиграфии и мелодики 

Искусство и  художественная культура исламской  цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали от европейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийская мусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных для прочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В других случаях — на бумаге или на печатях — арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. До сих пор в Пакистане и некоторых других странах есть мастера (и мастерицы), создающие изящные, хотя и очень условные фигуры животных и людей из буквенной арабской вязи. Сходный характер имела тугра — сложная фигура из слов, написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составляла основу государственной печати. Свою туфу имели египетский и турецкий султаны, крымский хан, мусульманские правители в Индии и Восточной Африке. Арабские надписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но в мусульманском искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшает здания снаружи и внутри. Орнаменты бывают живописные (рисованные), резные по камню, дереву, штукатурке, выложенные кирпичами — простыми или с глазурованной поверхностью разных цветов и оттенков; последнее характерно для Средней Азии, Ирана, Ирака периода позднего Средневековья. Этому есть аналогия в музыке и танце — арабески. 

Музыкальная культура исламской цивилизации сформировалась на основе древних музыкальных культур  Ближнего Востока. Ещё в доисламскую эпоху они составляли одно целое («восточная музыка» внутри христианского мира) и отличались высоким уровнем своего развития, разнообразием музыкальных инструментов, богатством форм, сочетанием изысканной мелодики с ритмом. В период первого расцвета исламской цивилизации (Багдадский халифат; VII—IX вв.) в Багдаде, Каире, Дамаске, Бухаре, Кордове, Саламанке и других её центрах при дворах знати всегда были певцы, певицы, музыканты. Музыка стала предметом научного изучения и одной из дисциплин в высшей школе (позднее европейцы ввели её в своих университетах; недаром названия нот — это слегка искажённые названия арабских букв). 

Ещё шире распространилась исламская духовная музыка: мелодика чтения-пения Корана, призыва к  молитве (азан), поэм о рождении Пророка Мухаммада и т. д. Высокого уровня развития достигли военная музыка и музыкальное сопровождение государственных церемоний и шествий. Египетские, а затем и турецкие оркестры с их маршами оказали заметное влияние на развитие музыкальных культур не только исламского мира, но европейских и южноазиатских стран, а также России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Тысяча и одна ночь» исламской литературы 

Много различных  традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадского халифата и имеющие древние арабские и иранские корни. 

При дворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи о вине и застолье, об охоте, хвалебные панегирики хозяину, религиозно-философские поэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своих соперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались на верблюжьих рынках, городские поэты — в чайханах и садах, куда горожане приходили на Праздник весны. 

В мусульманском  мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы: Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандский хан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании в сочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин на любовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своё лицо. 

Нередко песню, сочинённую поэтом, вскоре напевал  весь город, где он жил, а затем  она становилась популярной в  других городах и странах. Персидский поэт Фирдоуси создал первое мусульманское эпическое произведение — поэму «Шахнаме». Иранцы наряду с арабами начали создавать замечательную поэзию суфиев, которая могла восприниматься как воспевание любви и вина, но имела мистический смысл любви к Богу и духовного опьянения. Из арабско-иранского центра исламской цивилизации на её окраины передавались лучшие образцы поэзии. В подражание им в Средней Азии, Турции, Индии и на севере Нигерии появлялись произведения на двух, трёх языках, а иногда даже на четырёх. Позже появилась художественная проза, сначала в виде назидательных рассказов на арабском языке. Самое знаменитое произведение арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Волшебная сказка в стихах или рифмованной прозе — изобретение исламской цивилизации. В период упадка арабской культуры деловые письма, исторические и приключенческие произведения, даже надписи на монетах и печатях стали писать цветистым языком с рифмами, парами синонимов, изысканными метафорами — так же, как художественную прозу. 

Информация о работе Мир исламской культуры