Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:42, контрольная работа
Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская слабо развитая государственность.
I. Раскройте специфику культуры ислама, выполнив следующие задания:
1. Охарактеризуйте понятие арабо-исламского мира.
2. Покажите значение Корана как выдающегося памятника духовной культуры ислама, опишите его структуру и основные сюжеты.
3. Определите главные художественные традиции мусульманской культуры.
II. Напишите предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои, Хафиза Хорезми [см. 10]. Используйте любые издания.
III. Выполните тестовые задания.
2. Поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои.
Вероятно, на формирование
специфического мусульманского менталитета
весьма сильно влияла поэзия различных
арабских племен, особенно воинственных бедуинов. Их словесность
меньше других соприкасалась с миром эллинизма,
что способствовало созданию качественно
иной культуры.
Любое слово становилось необычайно многозначным,
хотя при этом не нарушались рамки жанра.
Классическими жанрами стали: кыта — стихотворение
из 8-12 строк, которое писалось для восхваления,
поношения или плача; рубай - короткое
яркое изречение философского характера;
газель -лирическая любовная песня. Необходимо
отметить, что появление новых жанровых
форм было лишь надводной частью айсберга
поэтической эволюции. Самостоятельный
жанр был всегда каноничен, автор проявлял
себя только в стиле и поэтической технике.
Инструментарий поэта становился наиважнейшим
достоинством его произведений: изысканная
игра слов, многоэтажные метафоры, сложные,
требующие книжной эрудиции, аналогии,
использование не только фонетических,
но даже зрительных эффектов (буквы в словах
и столбцах образуют узор или рисунок).
Рубай до X в. были сугубо устным народным
жанром, поэтому форма их не была строгой.
Ролевое значение строк, стихотворные
размеры и виды рифм изменялись по желанию
автора. Признанным мастером рубай был
ученый мудрец XI в. Омар Хайям. Плод его
увлечения - стихи - по объему занимают
лишь небольшую часть среди множества
научных трудов. Сильный ум находил отдохновение
в ироничных рассуждениях о жизни, не обремененных
наукообразностью или фанатичной религиозностью:
Наши знанья о мире — догадки и бред, Все
исчезнет, умрет — и развеется след. Существует
не то, что нам кажется сущим, Ничего достоверного
в сущности нет. (60) Грех Хайям совершил
и совсем занемог, Пребывает в плену бесполезных
тревог, Верь, господь потому и грехи позволяет,
Чтоб потом нас простить он по-божески
мог. (87)
Рубай Хайяма откровенно противостояли
официальным мусульманским догмам. Потому
и тематика всеобъемлюща, не оставляет
без внимания ни одну из сторон жизни общества
и человека. Жизнелюбие и фатализм, гедонизм
и отречение от мирских наслаждений непринужденно
сосуществуют, облеченные в удивительные,
ставшие каноническими формы. В сборнике
Хайяма около пятисот четверостиший, он
невелик по объему, но содержит глубокие
интерпретации человеческой сущности.
От земной глубины до далеких планет Мирозданья
загадкам нашел я ответ. Все узлы развязал,
все оковы разрушил, Узел смерти одной
не распутал я, нет!(285)
Поэзия Омара Хайяма и Низами Гянджеви
стала вершиной гуманистической ветви
исламской литературы. Одновременно развиваются
придворные формы поэзии, сложные по стилистике
и вычурно риторические по смыслу.
В 1441 г., 9 февраля, в столице Хорасанского государства Герате в семье сановника падишаха Гиясиддина Кичкинэ родился мальчик, которого назвали Алишер (свой поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», он взял позже). Герат издавна славился своими культурными традициями; при потомках Тимура, в XV столетии, культура города достигла высокого расцвета. Особой славой пользовались строители города и его замечательная библиотека. Семья Навои, близкая ко двору, была одной из самых культурных в Герате. Дядя будущего поэта, Абу Саид, писал неплохие стихи, а другой дядя, Мухаммад Али, славился как незаурядный музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.
Гуманистический универсализм
Навои сказался в обширности и
многообразии его творческого наследия.
Его лирические стихи -- газели -- собраны
в большой сводный диван «
Как лирический поэт Навои был учеником персидских классиков. Он не пытался видоизменить или уничтожить условные формы газели. Наоборот, он показал неисчерпаемые поэтические возможности, заключенные в этой емкой лирической форме с ее обязательной тематикой -- любовной (прославление необычайной красоты возлюбленной, сетования на ее холодность, страдания в разлуке с нею) и, можно сказать, «вакхической» (прославление радостей винопития, дружеской беседы за чашей вина, славословие виночерпию) и с не менее обязательным условным языком, исключительно богатым тропами.
Лирические стихи Навои не поддаются датировке, и в них едва улавливаются отклики на известные нам события жизни поэта. Его газелям вообще не свойственна событийность. Сводный диван «Сокровищница мыслей» разворачивается как лирическая исповедь поэта, чутко фиксирующего богатую гамму своих переживаний, спиритуализированных, как это было у Данте и Петрарки, но на особый, характерный для передовой поэзии Среднего Востока, суфийский манер. Поэзия Навои метафорична. Вся она -- непрерывное нагнетание метафор, в которых поэт был необыкновенно смел, изобретателен и точен. Щедрая метафоричность открыла читателю все краски, звуки, запахи, формы мира, все радостные в своей основе проявления бытия. Одни метафоры и сравнения Навои не выходят за грань установившейся поэтической традиции, другие свежи и оригинальны. Тонко чувствующий природу человек, Навои наполнил ее образами свою поэзию. Здесь и свежая зелень лугов, и манящая прохлада леса, и знойная синева неба, и холодная белизна горных снегов, здесь птицы, звери, всевозможные цветы и травы и одновременно мерцание звезд на черной, опрокинутой чаше ночного неба.
Чувство любви трактуется поэтом как высокое, одухотворяющее, облагораживающее, но одновременно подчиняющее человека себе, сжигающее его дотла.
Эта одержимость любовью
свойственна Навои, и мысли о
неизбежности земного конца не рождают
в поэте пессимистического
Лирика Навои, при всей ее артистической виртуозности, обращена к народу. У поэта есть стихи, осуждающие неправых правителей и отмеченные неподдельной любовью к простым людям. Впрочем, и сама жизнь Навои, аристократа, человека утонченной, рафинированной культуры, но живо прислушивающегося к нуждам народа, говорит о народных корнях его гуманизма. Сам Навои признавался на склоне лет: «Из средств своих я брал себе на жизнь лишь то, что необходимо простому человеку, -- довольствовался халатом, который защищал меня в жару и в холод, и непритязательной пищей. Остальные же я тратил на общение с народом, на питание служителей и домочадцев. А то, что оставалось сверх расходов на еду и на исполнение различных обязанностей, я представлял на благотворительные дела».
Мир образов и чувств
Алишера Навои одухотворил
3. Тестовые задания.
1. Пророк Мухаммед – это:
a) реальная историческая личность;
b) один из святых христианства;
c) вымышленный «мифический» персонаж.
Ответ: a) реальная историческая личность.
2. Священными книгами ислама являются:
a) Библия;
b) Коран;
c) Сунна.
Ответ: b) Коран.
3. Шариат – это (укажите все верные варианты):
a) система нравственных заповедей;
b) система правовых норм мусульманского мира;
c) набор вероучительных принципов;
d) традиционная форма отношений.
Ответ: a) система нравственных заповедей;
b) система правовых норм мусульманского мира;
4. Некоторые сюжеты Корана заимствованы из (укажите все верные варианты):
a) Ветхого Завета;
b) Нового Завета;
c) Трипитаки;
d) арабского фольклора;
e) «Илиады» и «Одиссеи».
Ответ: a) Ветхого Завета;
b) Нового Завета;
d) арабского фольклора;
5. Соотнесите понятия левого столбца и определения правого:
a) газават; |
1) добровольный налог в пользу неимущих единоверцев; |
b) рамадан; |
2) обязательная ежедневная пятикратная молитва; |
c) закят; |
3) священная война против «неверных»; |
d) намаз; |
4) начало мусульманского летоисчисления; |
e) хиджра; |
5) месяц поста, когда нельзя есть и пить в светлое время суток. |
Ответ:
a) газават- |
3) священная война против «неверных»; |
b) рамадан- |
5) месяц поста, когда нельзя есть и пить в светлое время суток. |
c) закят- |
1) добровольный налог в пользу неимущих единоверцев; |
d) намаз- |
2) обязательная ежедневная пятикратная молитва; |
e) хиджра- |
4) начало мусульманского летоисчисления; |
Литература.
1. А.С. ВАСИЛЬЕВ. История религий Востока. Ростов-на-Дону 1999.
2. М.МАЛЕРБ. Религии человечества. Москва-С.Птб 1997.
3. Е.И АРИНИН. Религия вчера, сегодня, завтра. Архангельск 1994.
4. Д.И. ЕРЕМЕЕВ. Ислам:образ жизни и стиль мышления. Москва 1990.
5. Т.П. Коптерева, Н. А. Виноградова. Искусство Среднего Востока. М., 1989.