Мир исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки.

Содержание

1. Рождение и распространение ислама. Характерные черты
мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков.
2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира.
3. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 36.35 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

     ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  «Культурологии»

     на  тему:

     Мир исламской культуры 
 
 
 

     Преподаватель Толкачев Ю.А.

     Студент Фролова А. Е.,  Экономика труда, ЭТР-10 КЧ

     Свердловская  область, город Качканар, 6а-8-44. 
 
 
 
 
 
 

     Качканар

      2010 
 

     План.

     Тема 14. Мир исламской  культуры

     1. Рождение и распространение ислама. Характерные черты

     мусульманского  мировосприятия: картина мира, система  ценностей, идея абсолютного предопределения  человеческих поступков.

     2. Художественные традиции арабо-мусульманского  мира.

     3. Вклад исламской культуры в  развитие мировой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом  и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих  приверженцев практически на всех континентах  и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее  большинство населения многих стран  Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние  и на международную политику. В  современном понимании ислам - и  религия, и государство по причине  активного вмешательства религии  в государственные дела.

     «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» ( от арабского  «муслим» ) - предавший себя Аллаху. Мусульманский мир познакомил Европу со многими еще невиданным и безызвестным наукам,  сельскохозяйственным продуктам и многому другому а чему именно будет описано в разделах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Рождение и распространение  ислама. Характерные  черты мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков. 

     Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

     Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены  без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Восклицания  и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это  совершенно сырые, необработанные тексты.

     Другая  часть религиозной литературы мусульман  — это сунна (или сонна), состоящая  из священных преданий (хадисов) о  жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в  IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

     Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала  в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось  собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть  Аравии под знаменем новой религии.

     Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили  его распространение среди арабов. После смерти Мухаммеда, ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала  воинственным бедуинам простой и  ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

     Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более  отдаленные страны Средиземноморья  и Передней Азии. Завоевания совершались  под знаменем ислама — под "зеленым  знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского  населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей  в новую религию. Ислам, зародившись  как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию.

     Исламская картина мира была бы неполной без  космологии, которая занимает в исламской  культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в  Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах  создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами». Устроил небо так, что «нет в нем ни одной  щели» (Там же) Из семи небес «низшее  небо» Аллах украсил светилами  и поставил их для отражения шайтана. Он велел небу производить темноту  ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность» (Там же). Бог опустил  также с «горных небес» на землю  лестницу, «по которой ангелы и  дух восходят к нему в течение  дня, которого продолжение пятьдесят  тысяч лет» (Там же). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что  это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.

     Только  ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение  Корана, что Земля - неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хадисов IX век говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

     Исламская культура не исчерпывается догматами  Корана и наивными комментариями  к нему. В космологию ислама проникали  и более мудрые мысли. В IX век Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда, же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI веке Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость».

     Постепенно  и в исламской культуре пробила  себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был  более длительным и трудным, чем  в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный  характер общественных отношений в  странах исламского мира, отставание этих стран в области науки  и техники - все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей  день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных  истин.

     Вся система исламской культуры воспитывала  в правоверном чувство превосходства  над неверными. Так, исламское государство  облагало неверных более высоким  налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском  государстве как неравный правоверному. И это старались подчеркнуть  судьи-кади на всех процессах с участием мусульманина и немусульманина. В  отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость.  Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать  молитву: на рассвете, в полдень, во  второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном  рвении и полном подчинении воле Аллаха.

     При сотворении молитвы должны соблюдаться  правила. Одно из главных условий: молящийся  должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.

     Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует  поднять до уровня плеч, а после  прочтения ее совершить руками благословление Аллаху - провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.

     Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где  застал верующего азан: в поле, в  пути, на рабочем месте и т.д.

     Особое  место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается  в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый  день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться  к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в  дневное время слизнуть, хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.

     Пост  предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно  браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

     Пост, прежде всего, нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу - нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен.

     Воспитанию  фанатизма у мусульман содействует  и у культ паломничества (хадж). Каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город ислама, где родился пророк Мухаммед. После этого он получает право на почетный титул «хаджи». Мекка известна своим храмом - Кааба. Считается,  что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень - Аль-Хаджа уль-асвад,  упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень - святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха».

     Совершив  ряд ритуальных действий, паломники  получают право вернуться домой  в зеленой чалме, арабском бурнусе  или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение  хаджа.  Наряду с признанием Аллаха единственным богом и Мухаммеда - его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа  жизни и мышления включается и пятый элемент - налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» ; (очищение). Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство.

     Закят важен для мусульманского образа жизни, для исламской культуры. Он не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных. В нем  содержится оправдание политической и  религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Полный произвол властей, грабеж богатеющих торговцев - традиция исламской культуры. Ни один мусульманин  не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную  войну против неверных - джихад, содействовать  умме своим имуществом.

     Зато  мусульманин, ощущая себя полноправным членом уммы, всегда был готов постоять за Аллаха. Политические и религиозные  власти мусульманского мира всегда могли  положиться на ревностных последователей Аллаха.

 

     

     2. Художественные традиции  арабо-мусульманского  мира.

     Исламская культура богата философскими и художественными  традициями. Философия, представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и  другими, внесла весомый вклад в  мировую мысль.

     Художественная  культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как  запрещалось изображать Аллаха и  все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение  поэзия. Халифы,  шахи и султаны  содержали армию придворных поэтов  и  не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны  и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные  стихи  сразу же становятся достоянием базара - средоточия религиозно-культурной и  политической жизни того времени. Показательно в этом отношении творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» ; («Книга царей»). В ней он воспевал иранских  царей - мифических и исторических, но в центре находится  эпический герой Рустам, сын своего народа.

     Всемирно  известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая  поэма с философским подтекстом.

     Творчество  Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь  он провел в Герате. И в поэзии Джами преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий.

Информация о работе Мир исламской культуры