Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:37, контрольная работа
Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки.
1. Рождение и распространение ислама. Характерные черты
мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков.
2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира.
3. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЦЕНТР
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По «Культурологии»
на тему:
Мир
исламской культуры
Преподаватель Толкачев Ю.А.
Студент Фролова А. Е., Экономика труда, ЭТР-10 КЧ
Свердловская
область, город Качканар, 6а-8-44.
Качканар
2010
План.
Тема 14. Мир исламской культуры
1.
Рождение и распространение
мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков.
2.
Художественные традиции арабо-
3.
Вклад исламской культуры в
развитие мировой культуры.
Введение.
Ислам
- одна из трех (наряду с буддизмом
и христианством ) так называемых
мировых религий, имеющая своих
приверженцев практически на всех континентах
и в большинстве стран мира.
Мусульмане составляют подавляющее
большинство населения многих стран
Азии и Африки. Ислам является системой,
оказывающей значительное влияние
и на международную политику. В
современном понимании ислам - и
религия, и государство по причине
активного вмешательства
«Ислам»
в переводе с арабского означает
покорность, «мусульманство» ( от арабского
«муслим» ) - предавший себя Аллаху.
Мусульманский мир познакомил Европу
со многими еще невиданным и безызвестным
наукам, сельскохозяйственным продуктам
и многому другому а чему именно будет
описано в разделах.
1.
Рождение и распространение
ислама. Характерные
черты мусульманского
мировосприятия: картина
мира, система ценностей,
идея абсолютного предопределения
человеческих поступков.
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии.
Особенности
мусульманства, порожденные самими
условиями его возникновения, облегчили
его распространение среди
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под "зеленым знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию.
Исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами». Устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (Там же) Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана. Он велел небу производить темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность» (Там же). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Там же). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.
Только
ограниченностью культурного
Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX век Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда, же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI веке Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость».
Постепенно
и в исламской культуре пробила
себе дорогу научная точка зрения
на Вселенную. Однако путь этот был
более длительным и трудным, чем
в западноевропейских странах. Политическое
влияние духовенства, застойный
характер общественных отношений в
странах исламского мира, отставание
этих стран в области науки
и техники - все это сдерживало
проникновение в исламскую
Вся
система исламской культуры воспитывала
в правоверном чувство
При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.
Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благословление Аллаху - провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.
Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д.
Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть, хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.
Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.
Пост, прежде всего, нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу - нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен.
Воспитанию
фанатизма у мусульман
Совершив ряд ритуальных действий, паломники получают право вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджа. Наряду с признанием Аллаха единственным богом и Мухаммеда - его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа жизни и мышления включается и пятый элемент - налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» ; (очищение). Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство.
Закят важен для мусульманского образа жизни, для исламской культуры. Он не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных. В нем содержится оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Полный произвол властей, грабеж богатеющих торговцев - традиция исламской культуры. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных - джихад, содействовать умме своим имуществом.
Зато мусульманин, ощущая себя полноправным членом уммы, всегда был готов постоять за Аллаха. Политические и религиозные власти мусульманского мира всегда могли положиться на ревностных последователей Аллаха.
2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира.
Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия, представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль.
Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. Халифы, шахи и султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара - средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени. Показательно в этом отношении творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» ; («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей - мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа.
Всемирно
известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123),
ученого, философа и бессмертного поэта,
создавшего незабываемые рубаи. Каждое
четверостишие Хайяма - это маленькая
поэма с философским
Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате. И в поэзии Джами преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий.