Культура исламского мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов во всем мире. Исламская культура своеобразна и неповторима.

Содержание

1. Специфика культуры ислама.
1.1 Понятие арабо-исламского мира 2
- Мечети и школы 5
- Исламские обряды 5
- Праздники в исламе 6
1.2 Коран как выдающийся памятник духовной культуры ислама 6
1.3 Художественные традиции мусульманской культуры 8
2. Поэтические произведения мусульманских поэтов
(газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои 10
3. Тестовые задания 14
Литература

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Тема 25. Культура исламского мира 

      I. Раскройте специфику культуры ислама, выполнив следующие задания:

1. Охарактеризуйте  понятие арабо-исламского мира.

2. Покажите  значение Корана как выдающегося  памятника духовной культуры  ислама, опишите его структуру  и основные сюжеты.

3. Определите  главные художественные традиции  мусульманской культуры.

      II. Напишите предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои, Хафиза Хорезми [см. 10]. Используйте любые издания.

      III. Выполните тестовые задания.

1. Пророк  Мухаммед – это: 

      a) реальная историческая личность;

      b) один из святых христианства;

     c) вымышленный «мифический» персонаж. 

2. Священными  книгами ислама являются:

      a) Библия;

      b) Коран;

      c) Сунна.

3. Шариат  – это (укажите все верные  варианты):

      a) система нравственных заповедей;

      b) система правовых норм мусульманского мира;

      c) набор вероучительных принципов;

      d) традиционная форма отношений.

4. Некоторые  сюжеты Корана заимствованы из (укажите все верные  варианты):

      a) Ветхого Завета;

      b) Нового Завета;

      c) Трипитаки;

      d) арабского фольклора;

      e) «Илиады» и «Одиссеи».

5. Соотнесите  понятия левого столбца и определения  правого:

           a) газават; 1) добровольный  налог в пользу неимущих единоверцев;
           b) рамадан; 2) обязательная  ежедневная пятикратная молитва;
               c) закят;
3) священная  война против «неверных»;
               d) намаз;
4) начало мусульманского летоисчисления;
     e) хиджра;
5) месяц поста,  когда нельзя есть и  пить  в светлое время суток.
 
 
 
 

Содержание. 

1. Специфика культуры ислама.

1.1 Понятие арабо-исламского мира       2

- Мечети и  школы          5

- Исламские обряды          5

- Праздники в  исламе          6

1.2 Коран как выдающийся  памятник духовной культуры ислама  6

1.3 Художественные традиции мусульманской культуры    8

2. Поэтические произведения мусульманских поэтов

(газели и  рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи  Навои    10

3. Тестовые задания          14

Литература            16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Специфика культуры ислама. 

1.1 Понятие арабо-исламского мира.

       Для многих из нас ислам ассоциируется  с актами экстремизма, «джихадом», с  нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов во всем мире. Исламская культура своеобразна и неповторима.

       Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская слабо развитая государственность.

       На  обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы арабская культура, арабский этнос и его очень семистских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседний с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

       Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом  которого было обогащение арабо-исламской  традиции за счет многочисленных инокультурных  воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней  Азии, Африке, Испании и т.д.

       Все эти влияния придали развивавшейся  быстрыми темпами арабо-исламской  культуре весьма мощные потенции для  дальнейшего развития. Они создали  основу для того, чтобы средневековая  арабо-мусульманская культура стала  на некоторое время во главе мировой цивилизации. В средние века европейская культура вступила в полосу заметного упадка. И хотя и в это время христианизированная европейская культура как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее.

       Успехи  и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых  были и культурные центры средневековой  Европы. Это проявилось в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв, видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.

       Позже, в связи с распадом Кордофского  халифата в Испании и общим  упадком арабской государственности  и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать. С XVIII века развитие капитализма в Европе быстро преобразовывало все сферы жизни общества, в исламском мире наблюдались тенденции обратного порядка. Мусульманское общество становилось слабее, шла на убыль его культурная активность, сужались интеллектуальные горизонты, теряла силу центральная власть и усиливалось влияние родовой системы. Это породило колониальную зависимость исламских стран от христианского Запада, отрезанность от современной культуры вплоть до послевоенного национального возрождения, поставившего в число первоочередных проблему веротерпимости. Однако, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, куда проникал ислам, где читали и изучали написанный на арабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны. И именно в этом смысле следует говорить об огромном влиянии арабо-исламской культуры (богословие, этика, обычаи, нормы семейной жизни и т.п.) на все те страны и народы, где распространен ислам.

       Попытки модернизировать, изменить ислам начинаются в XIX-XX веках. Они являлись следствием влияния европейской, христианской цивилизации. Начался период «Нахда» (Возвышения), где главную роль играли реформаторы мусульманской идеологии, шариадского законодательства и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить былое могущество арабской нации на основе соединения достижения западной и восточной культур.

       Движение  за модернизацию ислама с рационалистических позиций постепенно распространялось, особенно в первой половине XX в. Несмотря на яростное сопротивление со стороны защитников незыблемости ислама, реформы с начала XX в. следовали повсюду одна за другой. Коран и ислам примирялись с жизнью: проведи-хутбы и решения–фетвы начинали транслироваться по радио, причем на языке слушателей. Устаревшие нормы шариата то здесь, то там решительно пересматривались и отходили на задний план под нажимом более современного заимствованного у европейцев судопроизводства.

      С 50-х годов процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах – в  Египте, Сирии, Ираке. В этих государствах встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, национализацию крупных предприятий, предоставления всем, включая женщин, широких прав и свобод.

      Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились  в 70-е годы XX века, чему способствовало резкое усиление экономических и  политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило вопрос об исламе.

       Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий  мира. Духовная жизнь в исламских  странах не только всегда была под контролем ислама – она просто протекала в рамках ислама. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним, - все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетними традициями.

       Люди  из других стран, с которыми мы встречаемся, живут в соответствии со своей системой ценностей и выражают свои мысли на языках, являющихся носителями другой цивилизации, нюансы которых нам порой непонятны. Наше общение с этими людьми обычно остается поверхностным, мы судим о них на основании собственных культурных стереотипов и подчас плохо понимаем особенности их социальной, экономической и политической жизни. И среди важнейших факторов, определяющих лицо цивилизации, нельзя забывать о религии. Феномен религии занимает очень важное место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов.

       Трудно  найти религию, которая бы так  моделировала общество, как ислам. Очень  часто достаточно посмотреть несколько  кадров фильма, чтобы понять, что  страна, в которой он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество признаков, не оставляющих места сомнениям.

       Печать  ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая  затрагивает все моменты личной и общественной жизни. С этой точки зрения ислам можно сравнить с христианством того периода, когда законы и нравы ориентировались исключительно на вероучение церкви. Сегодня все мусульманские страны ориентируются на ислам, даже если между ними существуют значительные различия в трактовке того, что они берут за образец.

       Поэтому вполне очевидно, что ислам чувствует  себя хорошо только тогда, когда он господствует в стране, где внедрился. Около 75% мусульман живут в 36 странах, где ислам преобладает. В Азии находятся наиболее крупные группировки, т.к. почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии.

       Ислам дает этим народам чувство принадлежности к одной общине, которая объединяет верующих несмотря на различия их культур.

       Чтобы принять ислам, необходимо выполнить простые формальности: вступающий очищается путем омовения (например, принимает душ) и произносит со всей искренностью фразу, выражающую символ веры, которая называется «шахада».

       Однако  выйти из ислама намного труднее. По Корану, тот, кто отрекается от ислама, заслуживает смерти. По-видимому известный стих из Корана: «Нет принуждения в отношении религии» - означает лишь то, что нельзя насильно обращать неверных. Но это не значит, что немасульманин в стране ислама является таким же гражданином, как другие. Иногда ему более или менее заметно дают почувствовать аномальный и прискорбный характер его положения.

       Ситуация  значительно меняется в зависимости  от страны. В Северной Африке (Марокко  и Тунисе), принципы непринуждения  строго соблюдаются. В ваххабитских странах (Саудовская Аравия и Катар), наоборот, не может быть и речи о том, чтобы допустить наличие церкви или синагоги. Нетерпимость доходит до запрета рождественской еды в ресторанах.  

Мечети  и школы.

       Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети всегда решались текущие дела, производился сбор милостыни и пожертвований, принимались различные решения, требовавшие участия большого количества местных жителей.

Информация о работе Культура исламского мира