Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:14, реферат

Описание работы

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного
Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до
мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура
достигает во времена Римской цивилизации

Содержание

1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

отметить,  что  к  середине  I  тысячелетия  н.э.,  в  конце  античности,  в

Средиземноморье  дали  о  себе  знать  тенденции   к   сближению   различных

эстетических  принципов,  в  значительной  степени  определившие  культурное

развитие раннего  средневековья.

      Конец римского искусства формально   и  условно  может  быть  определен

падением Империи. Вопрос же о времени  возникновения  римского  искусства --

 весьма спорный.  Распространение на территории  Апеннинского полуострова в  I

тысячелетии до н.э.  высокохудожественных  произведений  этрусков  и  греков

способствовало  тому, что только начинавшее формироваться  римское  искусство

оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в.  до  н.э.,  Рим

был небольшим  поселением среди  множества  других  италийских,  этрусских  и

греческих городов  и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,

куда уходят истоки  римского  искусства,  сохраняются  фибулы  с  латинскими

именами, цисты  и такие монументальные бронзовые  изваяния, как  Капитолийская

волчица. Вряд ли поэтому  правомерно  начинать  историю  искусства  древнего

Рима, как это  иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая  хотя  и  небольшой

количественно, но очень важный материал, который  со временем, нужно  думать,

будет возрастать.

      Периодизация римского искусства  -- одна из самых сложных   проблем  его

истории. В  отличие  от  принятой  и  широко  распространенной  периодизации

древнегреческого  искусства, обозначающей годы  становления  архаикой,  время

расцвета --   классикой    и    кризисные    века -- эллинизмом,    историки

древнеримского  искусства, как правило,  связывали его развитие  лишь  со

сменами императорских  династий.

      Однако далеко не всегда смена  династий или императора влекла  за  собой

изменение  художественного  стиля.  Поэтому  важно  определить  в   развитии

римского искусства  границы его становления, расцвета и кризиса, принимая  во

внимание изменение  художественно-стилистических форм в  их связи с социально-

экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

      Если наметить основные этапы  истории древнеримского  искусства,  то  в

общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв.  до  н.э.)  и

республиканская  эпохи  (V в. до н.э.-I в. до н.э.) --  период   становления

римского искусства. В этих широких  временных  границах  медленно,  часто  в

противоборстве   с    этрусскими,    италийскими,    греческими    влияниями

формировались принципы  собственно  римского  творчества.  Из-за  недостатка

вещественных  материалов, весьма слабого освещения  этого длительного  периода

в  древних  источниках дифференцировать более детально этот этап  невозможно.

В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло  соперничать не  только

с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и  с

достаточно  отчетливо  заявлявшей  о   себе  художественной   деятельностью

италиков.

      Расцвет римского искусства приходится  на  I  -II  вв.  н.э.  В   рамках

этого  этапа  стилистические  особенности  памятников  позволяют  различить:

ранний период -- время Августа,  первый  период --  годы  правления  Юлиев -

 Клавдиев  и  Флавиев,  второй --  время   Траяна,  поздний  период --  время

позднего Адриана  и последних Антонионов. Времена  Септимия Севера, как  ранее

Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать  переходными.  С  конца

правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

      Все художественное творчество  Европы от средневековья  до  наших  дней

несет на себе следы  сильного воздействия  римского  искусства.  Внимание  к

нему всегда было очень  пристальным.  В  идеях  и памятниках  Рима  многое

поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика

римского искусства, его своеобразие  оставались  нераскрытыми,  а  казались

лишь позднегреческим  выражением античности. Историки от  Ренессанса  до  ХХ

века отмечали в нем различные, но всегда близкие  их современности черты.  В

обращении итальянских  гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно  видеть

социально-политические  (Кола  ди   Риенцо),   просветительско-моралистские

(Петрарка), историко-художественные (Кирияк  Анконский)  тенденции.  Однако

сильнее  всего  воздействовало  древнеримское  искусство  на  архитекторов,

живописцев и  ваятелей  Италии,  по-своему  воспринимавших  и  трактовавших

богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством

заинтересовались  ученые  других  европейских   стран.   Это   было   время

интенсивного  сбора  художественного   материала,   период   "антикварный",

сменивший гуманистический, ренессансный.    Революция XVIII в.  во  Франции

пробудила внимание французских ученых и художников  к  римскому  искусству.

Тогда  же  возникло  научно-эстетическое  отношение  к  древнему  наследию.

И.Винкельман,  в  отличие  от  деятелей  "антикварного"  периода,  выступил

представителем  просветительской  философии  своего   времени,   создателем

истории древнего искусства. Правда, он еще относился  к  римскому  искусству

как к продолжению  греческого. В конце XVIII - начале XIX  в.  древнеримским

искусством  начали  заниматься  уже  не  частные  лица,  а  государственные

учреждения Европы. Финансировались археологические  раскопки,  основывались

крупные музеи  и  научные  общества,  создавались  первые  научные  труды  о

древнеримских произведениях искусства. 

      Попытки философского осмысления  сущности  и  специфики  древнеримского

искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и  А.Риглем. 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Заключение. 

      Итак, в своей работе я попытался   проследить  основные  вехи  развития

римской культуры и ответить на вопрос о роли  заимствованней.  Мне  кажется,

что говорить  о  римском  наследии  как  о  заимствованном  не  справедливо.

Слишком много  своего  было  привнесено  римской  цивилизацией,  в  противном

случае не был  бы так велик интерес к ней  сегодня. Что  же касается  кризиса

империи,  то  мы  видим,  что  основные  причины  скрывались  внутри  самого

общества,  а,  следовательно,  частично  и  в  культуре,   им   насаждаемой.

Искусство, вслед  за обществом нуждалось  в  коренных  переменах,  в  притоке

новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории  нельзя

изменить,  и  некогда  могущественная  империя   пала   от   рук   варваров.

Захватчиков активно  поддержали порабощенные народы   рабы,  что  лишний  раз

подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе  работы  я  узнал  много

новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.

      Так или иначе, искусство Древнего  Рима оставило человечеству громадное

наследие, значимость которого  трудно  переоценить.  Великий  организатор  и

создатель современных  норм  цивилизованной  жизни,  Древний  Рим  решительно

преобразил культурный облик огромной части мира. Только за  это  он  достоин

непреходящей  славы  и  памяти  потомков.  Кроме  того,  искусство  римского

времени  оставило  множество  замечательных  памятников   в   самых   разных

областях,  начиная  от  произведений  архитектуры   и   кончая   стеклянными

сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает  спрессованную  временем  и

доведённую до логического конца традицию.  Он  несёт  информацию  о  вере  и

ритуалах,  смысле  жизни  и   творческих   навыках   народа,   которому   он

принадлежал, месте, какое занимал этот народ в  грандиозной империи.  Римское

государство  очень  сложно.  Ему  единственному  выпала  миссия  прощания  с

тысячелетним  миром язычества и сотворения тех  принципов,  которые  легли  в

основу христианского  искусства Нового времени.

    Латынь, язык древних римлян и всех  подвластных им народов, сделалось

основой романских  языков, а также языком науки и католической церкви.

Латинский алфавит  был усвоен в Западной Европе, а  греческий лег в основу

славянских языков. Римская строительная техника и  архитектура оказали

большое влияние  на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании,

Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами,

полководцами  мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями. 
 
 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Использованная  литература: 

        1. Троянский И.М. "История античной  литературы",  3-е издание,  Л.,

           1957

        2. Энциклопедия. Том VII. Искусство.  Том I. М. 1998г.

        3. Искусство. Книга для  чтения  по  истории  живописи,  скульптуры,

           архитектуры. М., 1961г.

        4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971

        5. Герман Н. Ю. и др. Очерки  культуры Древнего Рима. М., 1990

        6. Дмитриева Н.А. Краткая история  искусств. М., 1992

        7. Поль Гиро. Частная и общественная  жизнь римлян..

        8. Коптев А.В. Античное гражданское  общество.

-----------------------

[1] Интересно,  что именно от римлян пошло  и получило впоследствии

распространение слова «религия» - поклонение воображаемым

сверхъестественным  существам и «культ» – в  переносном смысле «почитать»,

«ублажать», предполагает выполнение религиозных обрядов. Парандовский Я.

Мифология. М., 1971. С. 15

[2] В день основания  Ромул приступает прежде всего  к жертвоприношению. Его

товарищи разжигают  костер и каждый скачет через пламя. Смысл этого обряда в

Информация о работе Культура Древнего Рима