Автор: Андрей Голунцов, 10 Июня 2010 в 22:20, реферат
К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории.
Введение 3
Глава 1. Первые христиане на Руси 4
Глава 2. Причины принятия новой веры 11
Глава 3. Принятие новой веры 12
Заключение 18
Список литературы 19
Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирские, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В среде простых людей на первых же порах после принятия новой веры являются христиане в самом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков инок св. Феодосий, игумен Печерского Киевского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно. Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во всем необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала всеобщей известности, и не вовлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братьям. Все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии, чем могли, строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности. Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроенный монастырь и становилась религиозным и просветительным сосредоточием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и книжному почитанию. Хозяйство в монастыре устраивалось по византийским образцам и регулировалось византийскими правилами. Монастырское (и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, но и для княжеских земельных хозяйств.
Наконец, христианская
вера на Руси совершила переворот
в области пластического
Заключение.
Приобщение
к тысячелетней христианской истории
ставило перед русским
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финно-язычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчало болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство прекратило свое существование.
Сегодня российское государство находится в сложной ситуации, общество слабо духовно. Семьдесят лет отлучения народа от церкви, безверия (при советской власти), сыграли свою пагубную роль. Но, несмотря ни на что, вера на Руси жива, народ вернулся в церковь, о чем свидетельствует восстановление храмов, обновление икон. И никакая сила не сможет справиться с русским народом, государством Россия, пока на этой земле существует православие.
«Пути истории, как и Божии, неисповедимы. Закономерное идет в обнимку со случайным. Судьба человека, да и будущее страны – тот таинственный знак, неведомый иероглиф, который люди не в состоянии разгадать, пока сама колесница истории не минует невидимый рубеж и не расшифрует загадочные письмена прошлого ставшего настоящим. Нам стоит задуматься и поразмыслить о широком значении принятия христианства на Руси, что связано со всечеловеческим характером этой религии»
[8,
c. 191]
Список
использованной литературы.