Крещение Руси и его культурное значение

Автор: Андрей Голунцов, 10 Июня 2010 в 22:20, реферат

Описание работы

К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Первые христиане на Руси 4
Глава 2. Причины принятия новой веры 11
Глава 3. Принятие новой веры 12
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Культурология Крещение Руси.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

      Примеры благочестивой христианской жизни  являли как мирские, так и церковные  люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В среде простых людей на первых же порах после принятия новой веры являются христиане в самом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков инок св. Феодосий, игумен Печерского Киевского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой  жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно. Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во всем необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала всеобщей известности, и не вовлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братьям. Все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии, чем могли, строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности. Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроенный монастырь и становилась религиозным и просветительным сосредоточием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и книжному почитанию. Хозяйство в монастыре устраивалось по византийским образцам и регулировалось византийскими правилами. Монастырское (и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, но и для княжеских земельных хозяйств.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот  в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов, и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятиной церкви потому, что Владимир выделил на его содержание десятую часть княжеских доходов, был древнейшим храмом в Киеве. Храмы строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития, а с ними вместе развились прочие искусства и художественные ремесла. В особенности же, ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее, под их руководством, появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство, но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером, и поэтому известно в науке под именем русского византийского.

Заключение. 
 

      Приобщение  к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом  новые культурные, духовные задачи, и указывало на средства их разрешения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно нарастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейская литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

      Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:

  1. Приобщение славянофильского мира к ценностям христианства.
  2. Создание условий для полнокровного сотрудничества племен восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
  3. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни  придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финно-язычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчало болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство прекратило свое существование.

   Сегодня российское государство находится  в сложной ситуации, общество слабо  духовно. Семьдесят лет отлучения  народа от церкви, безверия (при советской  власти), сыграли свою пагубную роль. Но, несмотря ни на что, вера на Руси жива, народ вернулся в церковь, о чем свидетельствует восстановление храмов, обновление икон. И никакая сила не сможет справиться с русским народом, государством Россия, пока на этой земле существует православие.

   «Пути истории, как и Божии, неисповедимы. Закономерное идет в обнимку со случайным. Судьба человека, да и будущее страны – тот таинственный знак, неведомый иероглиф, который люди не в состоянии разгадать, пока сама колесница истории не минует невидимый рубеж и не расшифрует загадочные письмена прошлого ставшего настоящим. Нам стоит задуматься и поразмыслить о широком значении принятия христианства на Руси, что связано со всечеловеческим характером этой религии»

   [8, c. 191] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 
 

  1. Библия. Объединенное библейское общество. М., 1994.
  2. Бондарев Н.В. Первые христиане на Руси//Вопросы истории.1972. №12.С.10-12.
  3. Гордиенко Н.С. Крещение Руси. СПб., 1986.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1999.
  5. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1997.
  6. Повесть временных лет. М., 1969.
  7. Русская Православная Церковь 988-1988. М., 1988.
  8. Семь вождей/Под редакцией Д.А.Волкогонова. М., 1997.
  9. Соловьев В.С. О христианском единстве. М., 1994.

Информация о работе Крещение Руси и его культурное значение