Крещение Руси и его культурное значение

Автор: Андрей Голунцов, 10 Июня 2010 в 22:20, реферат

Описание работы

К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Первые христиане на Руси 4
Глава 2. Причины принятия новой веры 11
Глава 3. Принятие новой веры 12
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Культурология Крещение Руси.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

     «Настал критический момент,   когда языческие силы антихристианской  реакции решили смести со своего  пути грозный призрак принятия греческой веры и морального подчинения грекам, а не наоборот завладеть Царьградом, его культурными богатствами и силами, и так решить вопрос о синтезе религии и передовой европейской культуры.  Выполнителем этого наивного плана победы над греческим христианством языческая партия избрала Владимира… руководившие им дружинники, и вся атмосфера Новгорода благоприятствовали этому конфликту с сильно уже христианизированным Киевом. Киев, по своему географическому положению на пути «из варяг в греки», притягивал к  себе завоевательные аппетиты князей-варягов» [5, c. 8].

     В 980 году Владимир и Добрыня,  навербовав достаточную армию.  В Западной    Скандинавии,  начинают движение на Киев. Причиной  поражения Ярополка часто называют  предательство языческой части Киева, ревностно наблюдавшей за протекционистской политикой князя в отношении киевских христиан.

    После воцарения в Киеве Владимир  начинает фанатично насаждать  языческий культ  со всем  его бесчеловечным натурализмом. «И стал Владимир княжить в  Киеве один, - сообщает летописец, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем - Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами.… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот…».   В благодарность киевским язычникам и богам за победу над братом Владимир приносит в жертву первых мучеников Русской Православной Церкви Федора и Иоанна. По словам печатного жития Владимира, были разрушены все христианские церкви, жители силою принуждались к поклонению идолам [1, c. 16-18].

    В центре всех событий времен  становления древнерусской государственности  стоит фигура святого равноапостольного  князя Владимира, главной чертой, которого, по выражению профессора  Знаменского была «широта натуры».

    Похожим характером обладали  и первоверховные апостолы Петр  и Павел. Страстный, всегда  старавшийся опередить ход событий,  апостол Петр не раз наталкивался  на обуздывающие слова Господа,  но именно ему сказано: «Ты  -  Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врага ада не одолеют ее». Апостол Павел - ревностный иудей, дышавший «угрозами и убийствами на учеников Господа», но он единственный из всех апостолов «более всех потрудился». Ту же «широту натуры» находят современники и у императора Петра 1, преобразившего своими деяниями лик России[1, c. 142].

    Поэтому человек, размах личностных  качеств которого так необычайно  широк, неизменно оставляет тот  или иной след в истории.  Но содействие благодати Божией, преображающей инфернальные глубины личности, направляет и облагораживает гигантские силы воистину мировых масштабов. Без Божьей помощи эти силы извращаются и постепенно иссякают. Поэтому столь часты среди таких титанов и невероятные, потрясающие своими масштабами злодеяния, и примеры ни кем не превзойденной святости. И если Господь рядом, то фарисей Савл становится апостолом язычником Павлом, рыбак Симон – первым среди двенадцати равных    - апостолом Петром, а языческий князь Владимир «благодатью Божию» - святым равноапостолом Великим князем Владимиром – Василием – Крестителем Руси [1, c. 216].

    В основе наших знаний  о личности святого равноапостольного  князя Владимира лежат древнейшие  памятники русской литературы. Таковым,  прежде всего, являются два  замечательных произведения церковной письменности первой половины 11 века «Память и похвала святому Владимиру», составленная мнихом Иаковым, и «Слово о Законе и Благодати», принадлежащее перу первого русского по происхождению митрополита Иллариона. В них, вместе с «Чтением о Борисе и Глебе» преподобного Нестора и рядом летописных известий, содержатся бесценные сведения о святом князе как о человеке, возвысившемся до истинных интересов своего народа и ставшем крестителем всей Русской земли.

    Только правильное, христианское  понимание подлинного облика святого князя может привести к отчетливому представлению о величии духовного и государственного подвига – крещения Русской земли, совершенного им ради просвещения светом истинной веры всего русского народа. И именно такое понимание дает возможность осознать всю глубину его равноапостольного дня и по праву поставить святого князя Владимира в один ряд с его предшественниками, великими учителями всего славянства, «апостолом равным», святым Кириллом и Мефодием [6].

 

Глава 2. 

      Приняв  христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство». Прежде чем делать это, он решился войти в отношения с греками, так как для будущего русской церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но Владимир поступил иначе: он отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал отношения.

      Великого  князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. 

    Киевская Русь имела давние  связи с христианской Византией,  откуда уже проникало на Русь  восточное Православие. Видимо  в целях более успешного осуществления  своих замыслов и надеясь получить  из Византии  необходимую помощь  в организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием 2 (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни), женившись на их сестре Анне.

    Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни – кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.

    Киевскому князю было лестно  породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому никто не принуждал.

      Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем «изгоем». Все другие европейские государства были уже христианскими и начали жить той новою, гражданскою жизнью, которую получили вместе с христианством, и которая отделяла их от народов языческих, как особый нравственный мир. Что бы войти им в этот мир ничего не оставалось, как последовать примеру других.

    Религиозная реформа. Круто изменившая  жизнь многих людей, была подготовлена  предшествующим развитием русских  земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства не верно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.

    Но как ярый язычник вдруг  уверовал во Христа? Возможно, это  было раскаянием в совершенных  злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной пустоты.

    Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно, умом, пришел  к мысли о распространении  православия в своих владениях.  Он понял, что его держава  все-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь может объединить только  какая-то сверхидея, и что этой сверхидеей должно стать именно православие.

    В любых отношениях с христианскими  государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет) [6]. 

Глава 3. 

    Введение христианства в Киевской  Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами.

    Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой.

    Жители Мурома отказались впускать  в город сына Владимира, князя  Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков.

     Сходные конфликты возникали  и других городах Новгородской  и Ростовской земель. Причиной  столь враждебного отношения  является приверженность населения  к традиционным обрядам, именно  в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные  и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, кудесники) в южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали. Скорее, как суеверия, чем  как сформировавшаяся религия .

    Другой причиной сопротивления  ростовчан и новгородцев было  настороженное отношение к распоряжениям,  исходившее из Киева. Христианская  религия рассматривалась как  угроза политической автономии  северных и восточных земель, чье подчинение  воле князя  основывалось на традиции, и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

    В сельской местности сопротивление  христианству было не столь активным.  Земледельцы, охотники. Поклонявшиеся  духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

    Двоеверие,  существовавшее в селах на  протяжении десятилетий и даже  веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить. Что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.

    Прежде всего, князь Владимир  крестил 12 своих сыновей и многих  приближенных.

     Он приказал уничтожить всех  идолов, главного идола – Перуна  сбросить в Днепр, а духовенству  проповедовать в городе новую  веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие  по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы. Стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…  люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо  и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утвердив в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя, и на Твою силу»[6, c. 73].

    Это важнейшее событие совершилось,  согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями,  в 988 году, по мнению других  – в 989  - 990 годах.

    Вслед за Киевом постепенно  христианство приходит в другие  города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир – Волынский,  Полоцк, Туров, Тмутаракань, где  создаются епархии. При князе  Владимире подавляющее большинство  русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

    Крещение Руси создало необходимые  условия для образования Русской  Православной Церкви. Из Византии  прибыли епископы во главе  с Митрополитом, из Болгарии –  священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставили церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить  в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам». С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь». Равноапостольный князь Владимир заботился о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Информация о работе Крещение Руси и его культурное значение