Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:41, реферат
работа содержит ответы на вопросы:
1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Искусство древневосточных цивилизаций.
Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.
В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым, счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.
Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой.
Помимо личного бога человек зависел от многих других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных (династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия.
Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.
Религиозные верования древних
жителей Двуречья отразились в их
монументальном искусстве. В городах
строили храмы, посвященные богам;
возле храма главного местного божества
обычно находился зиккурат – высокая
башня из кирпича, опоясанная выступающими
террасами и создающая
Архитектурных памятников вавилонского
искусства дошло до нас не много.
Это вполне объяснимо: территория Двуречья
была бедна камнем, и основным строительным
материалом был кирпич. Однако кирпич
– материал недолговечный, и кирпичные
постройки почти не сохранились.
Тем не менее, и сохранившиеся
постройки позволили
Вавилон был огромным и
шумным городом. Его окружала мощная
и толстая стена, на которой могли
свободно разъехаться две колесницы,
запряженные четверкой лошадей.
В городе имелось 24 больших проспекта,
достопримечательностью был семиярусный
зиккурат бога Этеменанки высотой 90м
– Вавилонская башня – одно
из семи чудес света. Озелененные
террасы Вавилонской башни
Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы.
3. Развитие древневосточного искусства происходило в соответствии другими сторонами культурного процесса в этом регионе. Деятели искусства пользовались большим уважением и почетом, но были тесно связаны с традицией, четко ориентированы на выполнение определенных общественных установок, должны были отказываться от любых форм художественного новаторства. В культуре народов Древнего Востока возникла развитая система художественных канонов, которая фиксировала устоявшиеся принципы и нормы культуры. Канон предписывал художнику схемы изображения животных и людей, правила перспективы и использования цветовой гаммы красок. Художественный эффект при этом достигался незначительным варьированием форм внутри канонической системы. Искусство Древнего Востока служило целям превращения сюжетов и образов
земной жизни в чеканные формулы вечности. Поэтому оно имело ярко выраженную связь с религией. Художественное творчество в культурах Древнего Востока имела магическое предназначение. В то же время, древневосточные мастера стремились запечатлеть все многообразие природной и социальной жизни, показать красоту окружающего мира.
Магическая роль искусства была связана с представлением о неразрывном единстве человека с природой. Красота, воплощенная в искусстве, понималась не как результат духовных и материальных усилий художника, а виделась воплощением красоты природы. Красота природы могла открыться мастеру в созерцании, путь к которому лежал через религию и философию. Характерной чертой древневосточного искусства является символизм. Каждый элемент древнекитайской живописи символичен: сосна – символ долголетия; бамбук – стойкости и мужества; аист – одиночества и святости. Важнейшим символом всей древневосточной культуры является Солнце.
Искусство на востоке носило безымянный характер. Художник не стремился выразить собственную позицию, общественное и коллективное получало широкое сакральное значение. Искусство стало позднее восприниматься как универсальный механизм воспитания. Художественная культура древневосточных цивилизаций имела синкретический характер, так как развитие искусства было теснейшим образом связано религиозной, философской, морально-этической системами и другими социальными структурами.
Итак, особенности древневосточного искусства:
- неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа;
- информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала;
- иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии;
- каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.
Задание 2. Ответить на контрольные вопросы по теме.
Ответ:
Развитие древневосточного
искусства происходило в
земной жизни в чеканные формулы вечности. Поэтому оно имело ярко выраженную связь с религией. Художественное творчество в культурах Древнего Востока имела магическое предназначение. В то же время, древневосточные мастера стремились запечатлеть все многообразие природной и социальной жизни, показать красоту окружающего мира.
Магическая роль искусства была связана с представлением о неразрывном единстве человека с природой. Красота, воплощенная в искусстве, понималась не как результат духовных и материальных усилий художника, а виделась воплощением красоты природы. Красота природы могла открыться мастеру в созерцании, путь к которому лежал через религию и философию.
Мифосознание - механизм обеспечения психологического и психического здоровья. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное проживание человеком каждого этапа онтогенеза. Одним из основных показателей психологического здоровья является способность к обретению высоких смыслов жизни.