Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы:
1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Искусство древневосточных цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация Древнего Востока.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

Согласно учению вавилонских  жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские  боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог  непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог  войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует  об оформлении идеологии обожествления  сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.

В Вавилоне каждый человек  имел «личного бога» и «личную  богиню», а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть  удачливым, счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает  участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.

Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что  люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой.

Помимо личного бога человек  зависел от многих других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных (династических), богов города, богов  квартала, богов, отвечающих за отдельные  стороны человеческой жизни или  даже за отдельные занятия.

Волю богов могли знать  только жрецы: они одни могли и  умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее  по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность  судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она  сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности  для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться  жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних  жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах  строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая  башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление  нескольких башен, которые уменьшались  в объеме уступ за уступом. Таких  уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем  верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата  нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. ]

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много. Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный, и кирпичные  постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся  постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями  тех архитектурных форм, которые  легли в основу строительного  искусства Древнего Рима, а затем  и Средневековой Европы. Основными  элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял  в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и  шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли  свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный  зиккурат бога Этеменанки высотой 90м  – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные  террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды –  ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес  света.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение  зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные  статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка  поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями  этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и  живость изображения, несколько  меньшая условность. Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы.

 

3. Развитие древневосточного искусства происходило в соответствии другими сторонами    культурного процесса в этом регионе.  Деятели искусства пользовались большим уважением и почетом,  но были тесно связаны    с традицией,  четко ориентированы на выполнение определенных общественных установок,  должны были отказываться от любых форм художественного новаторства. В культуре народов Древнего Востока возникла развитая система художественных канонов,  которая фиксировала устоявшиеся принципы и нормы культуры.   Канон предписывал художнику    схемы изображения животных и людей, правила перспективы и использования цветовой гаммы красок.  Художественный эффект при этом достигался незначительным варьированием форм внутри канонической системы.  Искусство Древнего Востока служило целям превращения сюжетов и образов

земной жизни в чеканные формулы вечности. Поэтому оно  имело ярко выраженную связь с религией. Художественное творчество в культурах Древнего Востока имела магическое предназначение.  В то же время,  древневосточные мастера стремились запечатлеть все многообразие природной и социальной жизни,  показать красоту окружающего мира.

Магическая роль искусства  была связана с представлением о  неразрывном единстве человека с природой.  Красота,  воплощенная в искусстве,  понималась не как результат  духовных и материальных усилий художника, а виделась воплощением красоты природы. Красота природы могла открыться мастеру в созерцании,  путь к которому лежал через религию и философию. Характерной чертой древневосточного искусства является символизм.  Каждый элемент древнекитайской живописи символичен:  сосна –  символ долголетия;  бамбук – стойкости и мужества;  аист –  одиночества и святости.  Важнейшим символом всей древневосточной культуры является Солнце.

Искусство на востоке носило безымянный характер.  Художник не стремился выразить собственную позицию,  общественное и коллективное получало широкое сакральное значение.  Искусство стало позднее восприниматься как универсальный механизм воспитания. Художественная культура древневосточных цивилизаций имела синкретический характер,  так как развитие искусства было теснейшим образом связано религиозной, философской, морально-этической системами и другими социальными структурами.

Итак, особенности древневосточного искусства:

- неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа;

- информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала;

- иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии;

- каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

 

Задание 2. Ответить на контрольные вопросы по теме.

 

    1. Каковы материальные основы развития культуры Древнего Востока?
    2. Назовите особенности цивилизации древности.
    3. Назовите религиозные течения в культуре Древнего Востока.
    4. Какое место культура Древнего Востока занимает в мировой культуре?
    5. Что такое миф, мифосознание?
    6. Назовите научные открытия Древнего Китая.
    7. Каковы достижения египтян в различных областях знания?

 

Ответ:

  1. Древневосточные цивилизации сформировались в сходных климатических и природных условиях.  Это плоскогорья с обширными степями и равнинами; низменности,  прорезанные и орошаемые большими реками,  либо прибрежные морские регионы. «Даром Нила»  называют Египет;  древнеиндийская культура сложилась в долинах двух великих рек – Инда и Ганга, древнекитайская – в бассейне Хуанхэ и Янцзы,  шумеро-аккадская цивилизация связана с Тигром и Ефратом.  Эти культуры Древнего Востока можно с уверенностью назвать культурами речных цивилизаций.
  2.   Древнейшие культуры Востока имели ряд общих характерных черт и в области социальной жизни:  ном,  деспотическое государство,  власть-собственность, особая роль бюрократии, обожествление правителя, жесткое закрепление социальных ролей. В мифологии народов Древнего Востока сохранялись как древнейшие мифологические циклы, так и возникали новые мифологемы, отвечающие реалиям жизни древневосточных цивилизаций.  Наиболее отчетливо архаические представления отразились в  мифах о животных и тотемистических мифах.  Примерно в середине I  тыс. до н.  э.  в культурах Древнего Востока формируются первые религиозно-философские   и религиозно-этические мировоззренческие системы, в которых мифологические образы отступают на второй план. В то же время, религиозная догматика и культовая практика постепенно становятся в них самодовлеющими началами.

Развитие древневосточного искусства происходило в соответствии другими сторонами    культурного процесса в этом регионе.  Деятели искусства пользовались большим уважением и почетом,  но были тесно связаны    с традицией,  четко ориентированы на выполнение определенных общественных установок,  должны были отказываться от любых форм художественного новаторства. В культуре народов Древнего Востока возникла развитая система художественных канонов,  которая фиксировала устоявшиеся принципы и нормы культуры.   Канон предписывал художнику    схемы изображения животных и людей, правила перспективы и использования цветовой гаммы красок.  Художественный эффект при этом достигался незначительным варьированием форм внутри канонической системы.  Искусство Древнего Востока служило целям превращения сюжетов и образов

земной жизни в чеканные формулы вечности. Поэтому оно  имело ярко выраженную связь с религией. Художественное творчество в культурах Древнего Востока имела магическое предназначение.  В то же время,  древневосточные мастера стремились запечатлеть все многообразие природной и социальной жизни,  показать красоту окружающего мира.

Магическая роль искусства  была связана с представлением о неразрывном единстве человека с природой.  Красота,  воплощенная в искусстве,  понималась не как результат  духовных и материальных усилий художника, а виделась воплощением красоты природы. Красота природы могла открыться мастеру в созерцании,  путь к которому лежал через религию и философию.

  1. Древние религиозные учения Востока:  ведизм,  брахманизм,  джайнизм, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм.
  2. Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Место Востока во всемирной истории ни в коем случае нельзя недооценивать. Именно на Востоке впервые произошло разложение первобытнообщинного строя, и появились частная собственность, классовый антагонизм и государственная власть. На Востоке же возникли  древнейшие системы письменности. Античный мир испытал значительное влияние Востока, хотя в дальнейшем (в силу неравномерности развития) во многих отношениях обогнал его.
  3. Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности.

Мифосознание - механизм обеспечения психологического и  психического здоровья. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное проживание человеком каждого этапа онтогенеза. Одним из основных показателей психологического здоровья является способность к обретению высоких смыслов жизни.

  1. Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. В «Исторических записках» Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений. В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине — иглоукалывание.
  2. Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"