Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы:
1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Искусство древневосточных цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация Древнего Востока.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

Древнейшая в мире китайская  цивилизация занимает огромную часть  Восточной Азии. Культура древнего Китая таит в себе много интересных и таинственных аспектов. Современный  Китай лидирует в мировой экономике, а также обладает большой покупательной  способностью на современном рынке.

В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая.

 Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с   социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями   данного  исторического  периода   и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры. Таких   культурных  эпох  в  истории   Китая  несколько. История   и  культура  древнего  Китая   охватывает  период  от  II  в.  до  н.э. – до III в. н.э. В   эту  эпоху  входит  культура  Китая  периода  династии  Шан (Инь)  и  династии  Чжоу, а  также  культура  империи  Цинь  и  Хань. Культура  Китая  III –IX вв.  охватывает  два  исторических  периода: период  Южных  и  Северных  династий  и  период  объединения  Китая  и  создания  танского  государства. Культура  Китая  X –XIV вв. включает  в  себя  период  пяти  династий  и  образования  империи  Сун, а  также  период  монгольских  завоеваний  и  правления  династии  Юань. Культура  Китая  XV – XIX вв. – это  культура  периода  династии  Мин, а  также  период  завоевания  Китая  маньчжурами  и  правления  маньчжурской  династии  Цин. 

         Обилие  и  разнообразие  керамических  изделий – от  бытовой  посуды  до  жертвенных  сосудов – и   их  техническое  совершенство  свидетельствуют, что  культура  этого  периода  стояла, несомненно, выше  яншанской. К  этому   времени  относятся  и   первые  гадальные   кости, на  которых  имеются  знаки,  нанесённые  с  помощью  сверления.

Изобретение  письменности  является  важнейшим  признаком  того, что  общество  вышло  из  периода  варварства  и  вступило  в  эпоху  цивилизации.  Древнейшие  китайские  надписи  дают  возможность  проследить  процесс  возникновения  и  первоначальное  развитие  иероглифической   письменности.

       Развитию  письменности  содействовал  переход   от  письма  на  узких  бамбуковых  дощечках  к  письму  на  шелке,  а  затем  и  на  бумаге, впервые  в  мире  изобретённой  китайцами  на  рубеже  нашей   эры, - с  этого  момента   писчий  материал  перестал  лимитировать  объём  письменных  текстов.  В  конце  I  века  до  н.э.  была  изобретена  тушь.

      Для   передачи  всего  богатства   китайского  языка  применялись   знаки (иероглифы), фиксирующие   те  или  иные  единицы   языка. Подавляющее  большинство   знаков  представляло  собой   идеограммы – изображения   предметов  или  сочетания   изображений, передающих  более   сложные  понятия. Но  число   применявшихся  иероглифов  было  недостаточно. В китайском  письме  каждое  односложное  слово   должно  было  выражаться  отдельным   иероглифом,  и  даже  многочисленные  омофоны - сходно  звучащие  слова-однослоги  - в  зависимости  от  их  смысла  изображаются  разными   иероглифами. Теперь  число   знаков  было  пополнено, с   тем,  чтобы  учесть  и   более  редкие  понятия, и   доведено  до  18 тыс., знаки   были  строго  классифицированы. Начали  составляться  словари.

       Так   были  заложены  предпосылки   для  создания  обширной  письменной  литературы, включающей  не  только  поэзию  и  афоризмы, рассчитанные  и  на  устное  запоминание,  но  и  художественную  прозу,  прежде  всего  историческую.

Самым  выдающимся  историком-писателем  был  Сыма  Цянь ( около  145 - 86 гг. до  н.э.) Его  личные  взгляды, сочувствовавшие  даосским  настроениям, расходились  с  ортодоксальными  конфуцианскими, что  не  могло  не  отразиться  на  его  труде. По-видимому, за  это  инакомыслие  историк  попал  в  опалу. В  98  г.  до  н.э.  по  обвинению  в  сочувствии  к  полководцу, оклеветанному  перед  императором  Уди, Сыма  Цянь  был  приговорён  к  позорной  каре -  кастрированию; реабилитированный  позднее, он  нашёл  силы  возвратиться  на  служебное  поприще  с  одной  целью -  завершить  труд  своей  жизни. В  91 г. до  н.э. он  закончил  своё  замечательное  произведение   “Исторические  записки” (“Ши  цзи” ) - сводную  историю  Китая, включавшую  также  описание  соседних  народов  от  древнейших  времён. Труд  его  повлиял  не  только  на  всю  последующую  китайскую  историографию,  но  и  на  общее  развитие  литературы

       В   Китае  творило  много   поэтов  и  писателей  в   разных  жанрах. В  элегическом   жанре - поэт  Сун  Юй ( 290 - 223 гг. до  н.э. ). Лирика  поэта   Цюй  Юаня ( 340 -278 гг. до  н.э. )  славится  своей  изысканностью   и  глубиной. Ханьским  историком   Бань  Гу ( 32 -92 гг. ) в  этом  жанре   создан  труд  “ История   династии  Хань” и  многие  другие.

 Китайская  религия,  так  же  как  и  религиозные   воззрения  всех  народов   древности, восходит  к  фетишизму,  к  другим  формам  культа  природы, культа  предков  и   тотемизма,  тесно  связанного  с  магией. Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей  мышления  всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.

В  Китае  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское  Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не  Будда. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться. Но  в  системе  китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда (представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с  буддизмом  из  Индии  в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и  философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке (существует  и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая  Дао  в  виде  Великого  Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому  Брахману.  Однако  именно  Небо,  всегда  было  центральной  категорией  верховной  всеобщности  в  Китае.

Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойствен  и  ещё  один  существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент - незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.    

 Все  эти  и  многие  другие  важнейшие  особенности  религиозной  структуры  Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи  Шан-Инь. У иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они  почитали  и  которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том  числе  человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди  этих  богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное  божество  и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - тотем. Шанди  воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего  народа.

 Смещение  в  культе  Шанди  акцента  в  сторону  его  функций  первопредка  сыграло  в  истории  Китайской  цивилизации  огромную  роль: именно  оно  логически  привело  к  ослаблению  религиозного  начала  и  к  усилению  начала  рационального, проявившегося  в  гипертрофировании  культа  предков, ставшего  затем  основой  основ  религиозной  системы  Китая.

 У  Чжоусцев  было  такое  религиозное  представление,  как  почитание  Неба.  С   течением  времени  культ   Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил  Шанди  в  главной   функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо  перешло   представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил  с  правителем: чжоуский  ван  стал  считаться  сыном   Неба, и  этот  титул  сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Начиная  с  эпохи   Чжоу  Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего   и  регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём  культу  этого   божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический, сколько   морально-этический  акцент. Считалось,  что  великое  Небо  карает  недостойных  и  вознаграждает   добродетельных.

Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  - прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого  культа  не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми  человеческими  жертвами.

Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли, тесно  связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и  шаманством.

Все  отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае  сыграли  огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской  цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий  рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал  страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и  умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не  духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога  и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои  административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные  отправления. Все  эти  специфические  особенности, складывавшиеся  в  иньско-чжоуской  китайской  системе  ценностей  за  тысячелетие, предшествовавшие  эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к  восприятию  тех  принципов  и  норм  жизни, которые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента определял поэтические  особенности и других жанров. Музыка, поэзия, танец — в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных  норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут  притворяться, только музыка не способна лгать» — так определялась древними китайцами социальная функция музыки. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: странные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки. Наряду с ним в I—II вв. в Китае распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, главным образом заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии.

В глубокой древности в  Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших  характерные черты дворцовой  и храмовой архитектуре ханьской эпохи.

Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную  тяжесть крыши. Без столбов и  соединяющих их балок здания вообще быть не может — это представление  нашло отражение в многочисленных метафорах и сравнениях, встречающихся  в древнекитайских письменных памятниках («Вы для царства Чжэн — словно балка в крыше,— говорит сановник этого царства одному из придворных,—если  балка рухнет, то и слеги рассыплются»).

Здание возводилось на приподнятой платформе, отсюда типичные для древнекитайского языка выражения  «подняться во дворец», «спуститься  из дворца» и т. д. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве  со II—I вв. до н. э). Крыша покрывалась  черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства.

Образцом ханьского градостроительства была столица империи — Чанъань, один из крупнейших городов древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью  воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы. Дворцовые  помещения не были сосредоточены  в одном месте, а располагались  в разных концах столицы. Соединяли  их крытые переходы и подвесные галереи, по которым император и его  свита могли переходить из одного дворца в другой, не боясь досужих  взоров простолюдинов. Вблизи дворцов  помещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений (в ханьское время красный цвет был символом императора, желтый —  официального присутственного места). Не только эти здания, но и дома многих богатых горожан были двухэтажными.

«Собак и лошадей изображать трудно, потому что люди постоянно  видят и хорошо знают их, так  что нарушение сходства сразу  может быть обнаружено. Духов изображать гораздо легче. Духи не имеют определенной формы, их нельзя увидеть и поэтому  легко рисовать»,—утверждал один из китайских философов. Его современники достаточно часто изображали и собак  с лошадьми и духов — об этом свидетельствуют многочисленные фрески и барельефы, известные нам благодаря  раскопкам погребений. Эти произведения изобразительного искусства относятся, правда, к несколько более позднему времени, но основываются на традиции, сложившейся в период Чжаньго.

Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время  произведений этого жанра принадлежит  фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен  драматический эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н. э., когда будущий  основатель ханьской династии попал  в ловушку, подстроенную его соперником, и остался жив благодаря находчивости своих соратников. Неизвестный художник мастерски передал индивидуальные черты участников пира. Интересно  вспомнить, что писал по поводу одного из них автор «Исторических записок»: «Судя по его поступкам, я считал, что он должен быть рослым и мужественным на вид. Что же предстало моим глазам, когда я увидел его изображение? По внешнему облику и чертам лица он был похож на очаровательную женщину!»

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"