Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы:
1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Искусство древневосточных цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация Древнего Востока.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

О том, что в ханьское время  существовал обычай украшать портретными  фресками дворцовые помещения, говорят  многочисленные свидетельства источников; сохранились и имена некоторых  знаменитых в свое время художников. Об одном из них рассказывали, что  он владел искусством портрета в такой  степени, что мог передавать не только красоту лица, но и возраст человека. Как-то император приказал ему написать портреты наложниц из своего гарема и  удостаивал своим вниманием лишь тех из них, которые выглядели  под кистью художника наиболее привлекательными. Многие наложницы подкупали художника, чтобы он несколько приукрасил их; только Чжао-цзюнь не захотела пойти  на обман, и поэтому император  так и не видел ее. Когда же пришлось отправить невесту сюннускому шаньюю, император решил выбрать  для этого Чжао-цзюнь. Перед отъездом свадебного поезда Чжао-цзюнь была принята императором, который вдруг  обнаружил, что в действительности она самая красивая из всех его  наложниц. Разгневанный император приказал казнить художника, приукрасившего посредственность и тем самым  оставившего в тени истинную красоту.

Показателем общего подъема  культуры Древнего Китая эпохи Чжаньго  было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.

Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида  содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями  ученых. В этом трактате зафиксированы  правила действий с дробями, пропорции  и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения., ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д.

С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области  астрономии и календаря. В «Исторических  записках» Сыма Цыня одна из глав раздела  «Трактаты» специально посвящена проблемам  небесных светил. Аналогичная глава  содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям  за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения  Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает  с результатами современных наблюдений.

В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь  использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял  из 12 месяцев; дополнительный месяц  добавлялся в високосном году, который  устанавливался один раз в три  года.

Солнечно-лунный календарь  древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного  производства. Календарю уделялось  значительное внимание в тех научных  трактатах, которые обобщали важнейшие  достижения земледельческой техники.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять метод  лечения, получивший впоследствии широкое  применение в традиционной китайской  медицине,—иглоукалывание. Чрезвычайно  интересны рукописи медицинских  сочинений, найденные недавно в  одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат  по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом  прижиганий и, наконец, сборник различных  рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных  расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских  болезней и т. д.). Среди рекомендуемых  средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы. Например, для исцеления от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли семь раз старым веником, а затем бросить веник в колодец. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Культура древнего Китая  главным образом развита вокруг конфуцианской философии, преобладавшей  на протяжении большей части истории  Китая. Войти в Имперский двор мог только тот, кто в совершенстве освоил тексты Конфуция. После многих лет существовавшая традиционная точка  зрения последователей Конфуция была поставлена ​​под сомнение различными философиями, которым удалось привнести свои основы в жизнь Китая.

Китайская каллиграфия и  письмо были заметной частью древней  китайской культуры. Археологами  было найдено бесчисленное количество письменных документов, начиная со времен правления династии Цин. Первые письменные документы были выполнены  на гадальных костях. Искусство письма оказало глубокое влияние на культуру Китая и расценивалось как  высшая форма искусства страны.

Благодаря китайской каллиграфии  появилось много различных видов  искусства, включая создание гравюр и эстампов, роспись свитка. Расцвет  китайской литературы также можно  отнести к этой древней практике письма в Китае.

Таким образом, с древних  времен китайцы привнесли всеобщую грамотность в общество, оказав непосредственное влияние на философию, искусство  и науку. Тем не менее, культура древнего Китая до сих пор полна массой таинственных элементов, которые выходят  за рамки человеческого понимания.

Страна, которая ныне называется Арабская Республика Египет, возникла в древности и являлась одной  из самых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с  незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных  охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время. Культура вызывала удивление у вавилонского народа своей цивилизацией. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур  Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах  крупных рек, на плодородных землях.

Древний Египет – первое государство, претендовавшее на мировое  господство.

Власть в стране держали  фараоны, провозглашенные сыновьями  бога солнца «Ра». Их окружал многолюдный  двор. Первым лицом после фараона  был верховный сановник («визир», он же и главный судья), а далее  вельможи. Они были обладателями важных должностей в самом правительственном  хозяйстве.

Большое значение в государственной  жизни имели писцы (каждые два  года в стране производился переучет для налоговых целей).

Основной задачей власти являлось подавление угнетаемых.

Существовал классовый строй, и народ полностью подчинялся правящему классу.

Основным оружием в  стране являлись простой лук и  стрелы. Пехота была единственным военным  родом сухопутных войск. Имелся особый «дом оружия» с особым начальником  над ним.

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н. э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для эпохи эллинизма).

Лишь когда христианство стало преобладающей религией во всем Средиземноморье и на Ближнем  Востоке, мир египетских богов уступил  место новой вере. Фараон – бог  на Земле. Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало "дом великий". Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян  первым фараоном был сам бог Ра. Также считалось, что фараоны  появляются от брака царицы, жены фараона  с каким-либо божеством. Родство  в династии фараонов велось по материнской  линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут.

В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего  Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую  династию фараонов. Часто фараоны  были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу  поднимали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный  календарь, столь совершенный, что  мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три  сезона по четыре месяца. Тридцатидневный  месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось  пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять  периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва, яркой  звезды Сириус. Это было замечено египетскими  наблюдателями, однако египтяне не привели  в соответствие календарный и  астрономический год, так как  не ввели високосных лет. Поэтому  каждые четыре года утренний восход Сириуса  расходился с новым годом на один день. Через 120 лет ошибка вырастала до месяца. Хотя и существовали проекты устранить это неудобство, они не были осуществлены.

Другой большой вклад  в астрономию - это деление суток  на 24 часа. Уже во время Нового царства  были известны водяные и солнечные  часы. Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.

Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и  хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли  специальные знаки для обозначения  чисел 1, 10, 100 и т.д. Оперировали простыми дробями только с числителем 1. Со Среднего царства засвидетельствованы  задачники, в которых приводились  также решения. Большинство задач  возникло из практических потребностей. Египетские математики умели вычислить  длину окружности и объем усеченной  пирамиды. Способ, которым египтяне вычислили площадь круга, приводил к такому результату, как если бы число пи равнялось 3,16, хотя понятия числа пи не существовало. Для расчетов, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области  анатомии и медицины - достаточно для  появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д. Позже  засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается  с магией. Но не это определяет достижения египетской медицины: древние лечебники  показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что  о роли мозга (паралич ног ставили  в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для  ветеринаров. Как мумификация, так  и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области  исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и  главнейших событий. Существовали специальные  словники, а также пособия, по которым  египетские писцы учились аккадскому языку.

Египетская культура активно  взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало  особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.

Архитектура «Град Амона», «Стовратные» (по выражению древнегреческого поэта Гомера) Фивы становятся одним  из самых блистательных городов  древнего востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный  облик Египта.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"