Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы:
1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Искусство древневосточных цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация Древнего Востока.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

Если древние пирамиды уподоблялись горе, то храмы Амона  – Ра в Карнаке и Луксоре  в восточной части Фив, напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога – аллея сфинксов. У входа  во двор храма высились обелиски. Эти  поражают своими размерами и свидетельствуют  о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного.

Произведениями сакрального  искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим  звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости  и смерти.

Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор  ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц  храмы стали приобретать большее  значение. Эти сооружения строились  из камня на века. Жилища же простых  людей возводили из быстро разрушающегося сырцового кирпича.

Амарнский период создал целую  галерею скульптурных шедевра –  портретов. Искусство приобретает  невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Всемирно известным  стал портрет супруги фараона  – царицы Нефертити в высоком  головном уборе, он стоит в ряду самых  поэтичных женских образов, созданных  мировым искусством. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.

Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного  творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники.

Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь  не только декоративная, а более  глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с  ней единое и органическое целое.

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Кроме того, египетские художники  никогда не забывали о необходимости  целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника  организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись с  цветами реального мира.

В период Раннего царства  египетская письменность уже сложилась.

Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными  видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

Греческие писатели назвали  знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный  и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой  рисунки живых существ и различных  предметов. Они делятся на три  части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.

Почерк отличается беглостью  и уверенностью. Писали справа налево, на папирусе (растение 3-6 м. высотой, произраставшее в стоячих водах реки Дельта). Изображения (иероглифы) письменного  прибора доказывают, что уже тогда  красными и черными чернилами  писали при помощи длинных тростинок-кисточек.

Наряду с иероглифическим  в Древнем Египте использовалось также иератическое и демотическое письмо. Демотическое письмо представляет собой особый вид скорописи, в  котором иероглиф или несколько  иероглифов заменяются упрощенным письменным знаком.

Появился первый алфавит.

Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды.

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями  к середине четвертого тысячелетия  до н. э. к периоду Древнего Царства.

Именно поэтому основой  традиционной жанровой литературы в  Египте стали фольклорные жанры. Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением  сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано  какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль  об отсутствии попыток коллективного  создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста. Особенно часто использовались сравнения  и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал «...подобно змее в пустыни...», холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.

От времени Древнего царства  до нас не дошло литературных произведений в собственном смысле, если не считать  «автобиографических» надписей в гробницах  конца Древнего царства. Надписи  «биографического» характера со временем становятся все более пространными, включают описания заслуг автора не только перед фараоном, но и перед населением своего города.

С этим видом литературы связана «Повесть о Синухете».

Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного  содержания и происхождения.

Широко распространен  был жанр поучений, которые использовали как школьный материал. Очень часто  они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Иногда поучения составлялись от имени царя. Таковы поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара и поучение Аменемхета I.

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства  проявились в «Повести о красноречивом  поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные  речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Среди богатой поэтической  литературы - гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стиха строился на ударных слогах, количество же неударных, видимо, не имело  значения.

Излюбленные литературные приемы - параллелизм (каждый стих состоит  из двух параллельных фраз) и аллитерация, свойственная и прозаическим произведениям. Литературные произведения различных  жанров часто вкладывались в уста повествователей, вводились в «рамке», составлявшей пролог и заключение. Египтяне очень любили изощренную игру слов.

Древнеегипетская культура породила замечательную и великую  культуру Древнего Востока, которая  сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.

 

  1. Шумеро-вавилонская  цивилизация – самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни. После расшифровки шумерских рукописей, вернее – клинописей, так как шумерская письменность была именно клиновой, ученые были просто в шоке. Начнем с того, что шумеры использовали троичную систему исчисления. Справедливости ради заметим, что после шумеров до последнего времени ни у кого не возникало в ней потребности, ибо такая система используется только современной технологией при изготовлении ЭВМ. Кроме этого шумеры знали и применяли принцип золотого сечения, использовали числа Фибоначчи, обладали знаниями современного уровня по химии, фитотерапии и астрономии. По сведениям шумеров, более 4 миллиардов лет назад произошла грандиозная «небесная битва» – катастрофа, которая изменила весь вид Солнечной системы, в частности – изменила наклон осей нескольких планет, что и подтверждают последние научные данные. У шумеров была развитое государственное устройство – имелся суд присяжных, демократические органы управления на основе народных выборов, каждый древний шумер имел свои защищенные права. Просим учесть, что ни Рима, ни Древней Греции еще и в помине не было. Именно в Шумере вылепили и обожгли первые в мире кирпичи, из которых шумеры возводили многоэтажные дворцы и храмы. Про их шахты до сих пор спорят – для чего так много золота было нужно древним шумерам и куда оно применялось? Шахты глубиной до 20 метров, и более чем 100 000 лет назад люди уже добывали там золото промышленным способом. И только шумерская мифология проливает свет на то, куда девалось золото, и зачем оно было нужно в каменном веке. Согласно шумерской космогонии вокруг Солнца вращались 12 планет. То есть, все известные нашей науке планеты (хотя Плутон был открыт только в 1930 году) и еще одна – неведомая нам планета, вращающаяся по эллипсовидной орбите между Марсом и Юпитером. Имя этой планете – Нибиру, что означает «пересекающая планета». Она так названа была потому, что орбита её сильно вытянута и раз в 3600 лет Нибиру пересекает всю Солнечную систему. По утверждениям шумеров, именно с Нибиру сошли на Землю анунаки. В Библии есть упоминание о них, правда именуются они там как «нифилим» («сошедшие с небес»). Именно они «брали в жены земных женщин», и даже более того – оставляли потомство. Но гораздо удивительнее другое! По сведениям шумеров, анунаки впервые прибыли на Землю задолго до возникновения шумерской цивилизации. И именно они создали человека. Зачем? Затем, что им надоело самим добывать золото. В летописях рассказывается, что анунаки были долгожителями – век их был долог, и все это время они добывали золото, пытаясь вначале добыть его из вод Персидского залива, но безуспешно, а после этой попытки взялись за рудники. Есть версия, что золото им было необходимо, чтобы создать золотосодержащий экран для защиты своей планеты. Подобные технологии существуют сейчас в космических проектах. Вот для этого жители Нибиру покинули родную планету и поселились на Земле. А каждые 3600 лет, когда планеты максимально сближались, золото переправлялось на Нибиру. По шумерским легендам, анунаки занимались добычей золота самостоятельно почти 150 тысяч лет. Но вспыхнувшее восстание поставило под угрозу весь проект спасения Нибиру. И вот тогда и родился план создания помощников – людей. И весь этот процесс подробно, шаг за шагом, описан в подробностях на глиняных табличках древних шумеров. Сведения эти произвели эффект разорвавшейся бомбы среди генетиков, потому что всё указывало на то, что анунаки знакомы прекрасно и с ДНК и с тем, как сотворить человека искусственным путём. Есть подробная инструкция, что прежде всего, работы необходимо проводить в стерильных условиях. Далее явствует, что была взята яйцеклетка обезьяны женского пола. Далее оно оплодотворялось, но помимо этого туда примешивалась «суть» – «то, что связывает память» (в нашем понимании ДНК), полученное из очищенной специальным образом крови отобранного анунака. Помимо этого из крови богов было извлечено то, что очень приблизительно, может быть названо «душа».

Оплодотворенную и модифицированную яйцеклетку после этого следовало  доверить «много знающей, юной анунаке», которая и «доведёт яйцо до нужного  состояния». Легенда гласит, что  поначалу всё шло совсем не так  гладко, как хотелось бы экспериментаторам. Рождалось много уродов, но в конце-концов, анунаки добились успеха. Удачную  яйцеклетку поместили в лоно «богини», согласившейся выносить её. Так, после  длительной беременности и кесарева сечения на свет явился первый человек. Но требовался не один, а много работников на шахтах. И тогда с помощью  клонирования была создана женщина. К сожалению этот процесс никак  не отражен в глиняных табличках, поэтому мы можем только предполагать – как им это удалось. Последнее  открытие Уэсли Брауна «о единой для  всех людей Земли митохондриевой Еве» подтвердили косвенно эту легенду. Когда же люди, сменив не одно и не два поколения «стали красивы», анунаки  стали «брать в жены» земных женщин, от которых у них даже рождалось  жизнеспособное, здоровое потомство.

К сожалению, передав нам  свою внешность и возможность  к саморазвитию, анунаки не одарили  нас своим долголетием.

Судя по всему, шумерская  цивилизация – не только самая  древняя, но и самая таинственная на нашей планете, а сами шумеры –  наши далёкие пра-пра-пра-родители.

Наследнице шумерской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при  жизни. В вавилонском искусстве  почти нет изображений погребальных сцен. Религия, искусство и идеология  Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл  культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом  был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по всегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная  система, которая и по сей день существует в исчислении времени  – минутах, секундах. Вавилонские  астрономы впервые в истории  человечества высчитали законы обращения  Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с  магией и гаданием; как научное  знание, так и магические формулы  и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"