Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Восток-Запад:цивилизационные типы. Эстетическая мысль Средневековой Японии. Культура Арабского Востока.

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

В 17-18 вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по белому или чёрному фону. Это резко контрастировало с изделиями предыдущих эпох, когда в керамике, изготавливавшейся без гончарного круга, ценились первозданность материала и кажущаяся случайность неяркой окраски. С керамикой и лаком соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с 17 века.

Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается  искусство оформления простых тканей замысловатыми рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать времени года, а по цвету - возрасту, характеру и даже настроению владельца. С развитием национального костюма связано появление специфического вида декоративного искусства - нэцке. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнуровке прикрепить необходимые предметы (кисет, трубку, коробочку с печатью), стали использовать нэцке - брелок - пуговицу. Такие подвески создавали из дерева, слоновой кости, янтаря, металла, форфора.

Заключение 

Эволюция  культуры Средневековой Японии обнаружило заметное сходство с общемировыми процессами культурного развития, которым подчиняется большинство стран цивилизованного региона. Родившись на национальной почве, она впитала в себя многие черты культуры индо-китайского региона,и не потеряла при этом своеобразия. Переход от религиозного мировоззрения к светскому наблюдается во многих странах мира, начиная с 16 века. В Японии процесс секуляризации культуры, хотя и имел место, однако был сильно заторможен изоляцией страны при сёгунах Тогукава, стремившихся к консервации феодальных порядков. На протяжении всех этапов своего развития Японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить её в мир повседневности, трепетным отношением к природе и одухотворением её стихий, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного.

Вопрос 4. Культура Арабского  Востока.

Под средневековой  культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись  арабизации и в которых сложилась  арабская народность - Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нём сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.

Основная часть территории Аравии - степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники - бедуины, которые называли себя арабами - слово «араб» означало «лихой наездник». В среде кочевых племён и зародился ислам - будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был религиозный человек - пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. Мухаммед не интересовался торговлей, а всё больше интересовался вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке.

Литература. В первые века ислама искусство рифмовать  становится в больших городах  придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

В средневековой  арабской культуре поэзия и проза  были тесно переплетены: стихи самым  естественным образом включались и  в любовные повествования, и в  медицинские трактаты, и в героические  истории, и в философские и  исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода и т.д.

Непреходящую  мировую славу принесли Омару  Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, учёному, его стихи - философские, гедонистические  и вольнодумные рубаи.

Архитектура. Искусство. Следует сказать, что  средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи - арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный- это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зелёный цвет, имевший исключительный престиж.

Заключение.

Таким образом. Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ  жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской  религии. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8-11вв. влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Литература:

1. Борев  Ю.Б. Эстетика: учебник. - М.:Высш. Шк., 2002.

2. Кривцун  О.А. Эстетика: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3. *Профессиональная  этика и эстетическая культура  сотрудников правоохранительных  органов: учебное пособие / авт.  кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин,  Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С.  Остапенко, В.Н. Пристенский. - Воронеж:  ВВШ МВД России, 1998.

4. Яковлев  Е.Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

1. *Кондрашов  В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2. *Николаев  Ю.П. Основные эстетические категории  и их значение в деятельности  органов внутренних дел: лекция. - М.: МВШМ МВД России, 1993.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"