Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:24, контрольная работа
Восток-Запад:цивилизационные типы. Эстетическая мысль Средневековой Японии. Культура Арабского Востока.
Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной тёмными и светлыми силами.
Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы - птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско -буддийские представления о дуальности сил Вселенной.
Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.
В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.
Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы - героической эпопеи и романа. Продолжалось развитие драматургии.
Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки.
Принципы досугового времяпровождения в Китае.
Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся посещением пейзажного сада и любованием графическими изображениями «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах служебного кабинета.
Садово-парковое искусство было представлено преимущественно царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.
В искусстве пейзажного сада передача дикой природы во всей её целостности и многообразии достигается через искусственную дискретность пространства, создаваемую путём сегментной планировки сада. Пейзажный сад состоит из многочисленных участков, обнесённых стеною. Сегменты соединяются проходами прямоугольной или овальной формы, расположенными так, чтобы при подходе к ним у человека создавалось впечатление графического изображения следующего сегмента.
Основными конструктивными деталями садовых композиций являются элементы, идущие от архаико-религиозного архетипа - гора, вода, дерево. Водное пространство нередко включает в себя золотых рыбок.
Особое место в эстетике пейзажного сада занимают мосты, относящиеся к трём ведущим архитектурным разновидностям: 1). Лунные мосты, представляющие собой полукруглую арку, которая совместно с её отражением в воде образует круг, олицетворяющий лунный диск в полнолуние, вечный круговорот жизни, космический универсум состоящий из двух начал - Неба и Земли, или Инь и Янь. 2). Мосты с воротами 3). Зигзагообразные мосты.
О степени развитости пейзажной живописи в рассматриваемый период (4-6 века) свидетельствуют: 1. эстетические трактаты того времени, посвящённые теории пейзажной живописи. 2. Жизнеописания конкретных исторических лиц. Так, в жизнеописании крупнейшего теоретика живописи того времени Цзун Бина, рассказывается, что когда он по причине преклонного возраста был вынужден отказаться от совершения прогулок в горы, то расписал ограду своего жилища изображениями гор и вод.
Кроме возникновения традиций пейзажной живописи и пейзажного сада, формирование принципов и модели досугового времяпровождения привело к окончательному формированию художественно-эстетического канона национальной поэзии. Постепенно за поэзией закрепилась ещё одна общественно значимая функция - эстетико-эмоциональная. Отныне стихотворный текст стал предназначаться для демонстрации богатства внутреннего мира индивида, выражения его индивидуального мировосприятия и психо-эмоционального состояния, включая любовные переживания, и кроме того приобрёл самостоятельное эстетическое значение.
Вопрос 3. Эстетическая мысль Средневековой Японии.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность мировосприятия японцев - способность к творческому усвоению знаний и навыков других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании менталитета и эстетических взглядов японцев. Суровые природные условия приучали людей довольствоваться удобными для переноски предметами, способствовали изобретению рациональных, рассчитанных на частые перестройки конструкций.
Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Однако, присущие народному сознанию чувство меры и склонность к поэтизации вещей и явлений повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она переплавила в своих недрах всё иноземное, сделав его неотъемлемой частью самобытного народного духа.
В целях
преодоления идейно-
Приход буддизма вызвал качественный скачёк в развитии архитектуры и изобразительного искусства в Японии. Первые буддийские храмы, создававшиеся на японской земле, хотя и носили следы влияния своих корейских и китайских прототипов, отличались отсутствием в них помещений для молений. Они традиционно ориентировались с юга на север, в направлении зоны повышенной сакральности ( по представлениям японцев). Непременным атрибутом буддийских храмовых комплексов являются размещенные в северной части главный алтарный зал со скульптурными изображениями Будды.
Музыкальная жизнь
В эпоху
Хэйан под влиянием конфуцианства
придворная музыкальная жизнь была
организована по примеру Китая: т.е.
было учреждено музыкальное
Наиболее ранними и самыми экзотическими из всех традиционных театральных жанров были: 1. ритуальная танцевальная драма, проникшая в страну из Индии. 2. культовое музыкально- хореографическое представление, воспринятое из Китая.
Для драмы характерны огромные в полметра высотой деревянные маски. Они утрировали черты лица воспроизводимых персонажей индийских мифов и рассчитывались на восприятие издалека.
Музыкальные представления характерезуются значительным элементом пантомимы. Танцы исполнялись парами. Давались представления под открытым небом и чаще всего выступали как составная часть придворных церемоний.
Скульптура.
Живопись. Популярными становятся образы
многоруких и многоликих богов, символизировавших
природные стихии. Излюбленными материалами
скульпторов стали дерево и лак.
В эпоху Хэйан рождается
Эпоха Сёгуната (12 -13 века).
Вступление Японии в эпоху зрелого феодализма было ознаменовано приходом к власти военно-феодального сословия самураев и созданием сёгуната т.е. государства, возглавляемого военным правителем.
Литература: Литературные произведения создавались главным образом для самураев, отражали их мировоззрение и неписанный кодекс поведения - бусидо, включавший заимствованные из буддизма методы самоконтроля и медитации как средства выработки у самураев мужества, идеи патриотизма и преданности своему государю.
Ведущим жанром самурайской литературы стали историко - героические повести. Они рождались в устном виде среди воинов, не приобщённых к письменной культуре. Затем они разносились по стране бродячими монахами-слепцами, складывались в циклы и в таком виде приходили в монастыри, где и записывались.
Садовое
искусство: Искусство сада было призвано
создавать у человека иллюзию
большого пространства и погрузить
его в идеальный мир, далёкий
от житейской суеты. Иллюзия пространства
достигалась разными
Литература и театр: Усиление демократических начал в литературе вызвало появление простонародной повести (отогидзоси) и комической поэзии (хайкай). Городская проза рождалась как упрощённая версия придворных моногатари (воинских эпопей), буддийских книг или как литературная обработка эпических жанров фольклора. Этим обусловлена краткость текста, динамичность сюжетов, а финал с моралью. Первоначально такие повести создавались аристократами, монахами, самураями, а с 17 века широкими демократическими слоями города.
Народным творчеством был введён в жизнь и новый драматический жанр - театр кабуки (кабуки - от японского «мастерство музыки и танца»). С момента своего основания театр находился в оппозиции к феодальному правительству Японии, продолжавшейся все 250 лет правления Токугава, и оказавшей влияние на формирование ряда особенностей искусства кабуки. Первым танцовщиком кабуки в Киото в 1603 г. Был Идзумо О-Куни, группа его состояла в основном из женщин. С 1629 г. Играть разрешалось только мужчинам из соображений приоритета. Так закрепилась традиция привлекать в театр мужчин, исполнявших женские роли в женских одеждах.
Миротворческая роль искусства в этот период особенно возросла. Официальной философией становится конфуцианство, а одна из его заповедей гласила: « Тот, кто развлекает, несёт земле мир, тот, кто правит - порядок».
Живопись:
В 18 веке завершилось оформление ведущих
национальных школ живописи и гравюры.
Впервые героями искусства
Соединение литературы, каллиграфии и живописи во имя создания целостного художественно-поэтического образа присуще живописцам и граверам южной школы и направлению «живопись преосвященных». Для них характерна экспрессивная манера рисунка и подписей философско-политического содержания. Визитной карточкой школы стало изображение бамбука, растения, символизирующего образ мудрого и стойкого к невзгодам учёного.
Декоративно-прикладное искусство: С усилением внимания к предметному миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.