Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:13, контрольная работа

Описание работы

Культура как социальное явление. Её структура и функции.
Как вы понимаете выражение: «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах».

Работа содержит 1 файл

Т Е М А Культура как социальное явление.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

     Также, культуру можно структурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу – культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную. Но противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна.

     Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры – человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Ведь человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции – передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

     Связывая  старших и младших в единый поток истории, культура выступает  действительной связью поколений, передавая  от одних другим социальный опыт. Ходят  ли люди в джинсовых костюмах, в  сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками или пальцами – везде они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого.

     Но культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека. З. Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни. C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: «И какое за невестой берете приданое?». Но тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Нормы изменились, и забывать об этом не следует.

     Однако  культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как «осознанную необходимость». Между тем, достаточно одного риторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.

     Культура  способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Но каждый профессиональный вид деятельности – это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.

     Овладение общей и профессиональной культурой  выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Наконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр, кино, телевизор, книга, прогулка), что именно предпочесть (КВH по первому каналу, интервью известного политика по второму или «ужастик» по кабельному каналу), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Не случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.

     Следующая функция культуры – знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки – ноты, для языка – слова, буквы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.

     Последняя из основных функций культуры – ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.

     Разделение основных функций культуры весьма условно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс в развитии человечества. Культура – всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила.

  1. Как вы понимаете выражение: «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах».
 

    КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

    Центральными понятиями учения Конфуция являются «жэнь» - гуманность, «и» - справедливость, «чжи» - знание и «ли» - ритуал.

    Основы учения Конфуция: — добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга; — стремление к совершенному общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека; — понятие о благородном муже.

    Отсюда вытекают сформулированные Конфуцием моральные требования: — Чего не желаешь себе, того не делай другим; — Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром и т.д.

    Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них («жэнь»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью («и»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга («сяо» - сыновняя почтительность). Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие.

    Принадлежа  к правящему социальному слою, Конфуций полагал, что народ не следует  держать в невежестве, властвовать  над ним обманом, лживыми посулами «Если приближать прямодушных людей и ставить их выше лукавых людей, то простолюдины будут послушны».

    По  его словам, в стране может быть недостаток в военном снаряжении, продовольствии — эти беды поправимы. «Но если в народе будет недостаток веры в правителя и его приближенных, то государство не может быть устойчивым».

    Исходя  из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что выражение «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах» означает «Поступай как должно, соблюдая традиции, сложенные веками». А выражение «В стране, где нет порядка, будь смел в действиях (соответственно занимаемому положению в обществе), но осмотрителен в речах» значит «Не усугубляй ситуацию, чтобы не сделать еще хуже чем есть, ведь каждому слову в какой-либо ненормальной обстановке можно придать двоякий смысл».

Список  используемой литературы 

      
  1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984.
  2. Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

    Петров  М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

  1. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.
  2. Введение в культурологию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996.
  3. Карлин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.:  Питер, 2006.
  4. Ковалева О.В. Культурология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"