Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:54, контрольная работа

Описание работы

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Египетская мифология ближе всего подходит к греческой.

Содержание

1.Религия Древнего Египта

1.1. Боги Древнего Египта.

1.2.Обожествляемые животные

1.3.Заупокойный культ. "Книга мертвых".

1.4.Храмы и жрецы Древнего Египта

1.5.Душа в представлении египтян

2.Символы культуры и искусства Древнего Египта.

2.1.Сложение древнеегипетского искусства

2.2. Искусство древнего царства

2.3.Искусство среднего царства

2.4.Искусство первой половины нового царства

2.5.Искусство времен Эхнатона и его приемников

2.6.Искусство второй половины нового царства

Работа содержит 1 файл

Религия и исскуство.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

    Ведущее положение в искусстве  XIX династии вначале остается  за Фивами, чему способствовало  и значение Фив как столицы  и то, что здесь имелась издавна  первенствовавшая в стране художественная  школа. Здесь же, естественно,  развернулось и большое строительство.

    Для фиванского искусства начала XIX династии характерно реакционное  стремление вернуться к традиции  искусства Фив до амарнских  лет. Цари XIX династии ставили  своей целью восстановление как  твердой центральной власти, так и ее международного престижа. Для успешного проведения этой политики фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными на непосредственное укрепление экономики Египта и нго военной мощи, придать и возможно больший блеск и пышность своей столице, своему двору, храмам своих богов, что и наложило своеобразный отпечаток на искусство этого периода.

    В основу храмов времени XIX династии был положен тип храма,  выработанный еще в период XVIII династии, причем наиболее близким  их прототипом следует считать Луксорский храм Аменхотепа III. Однако в архитектуру новых храмов было внесено много нового.

    Глаавным объектом строительства  в Фивах был храм Амона в  Карнаке, расширение которого  имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух напревлениях от главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа  III начали возводить новый гигантский гипостиль.

    Уже на примере Карнака видно  то стремление к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.

    Достаточно велик был и новый  пилон с двором, окруженным 74 колоннами,  который был выстроен при Рамсесе  II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах.

    Той же монументальностью отличались  и заупокойные царские храмы  на западном берегу. Из них  следует особо упомянуть храм  Рамсеса II, так называемый Рамессеум  (зодчий Перна), в первом дворе  которого стояла колоссальная  статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.

    Основные принципы оформления  храмов были также восприняты  зодчими XIX династии от их предшественников, но это наследие было ими  переработано. Продолжая развивать  роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей древней символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в речных зарослях. Крылатый солнечный диск обычно и изображался над дверью пилона.

    Стремление придать зданию как  можно большую пышность привело  к перегруженности: тяжесть огромных  перекрытий вызвала увеличение  объема колонн и слишком частое  их расположение, рельефы и тексты  начали покрывать не только стены, но и стволы колонн.

    Следы строительной деятельности  Рамсеса II сохранились по всему  Египту. Среди его храмов за  пределами Фив в первую очередь  нужно назвать знаменитый храм, целиком вырубленный в скалах  Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. Следуя примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами.

    Все оформление храма было  обусловлено одной идеей –  всеми возможными средствами  превознести могущество Рамсеса  II. Начиная от масштабов святилища  и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену огромного пилона, шириной около 40 м и высотой около 30 м, перед которым возвышаются четыре гигантские сидящие фигуры Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины, превосходившие даже колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища потолок поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10 м, стены залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое “солнечное чудо”.

    Два раза в год, 21 марта и  21 сентября, в 5 часов 58 минут луч  солнца пересекает линию, находящуюся  в 65 м от входа в храм и  освещает левое плечо Амона-Ра  и Рамсеса II. Через несколько  минут луч перемещается и освещает  Хармакиса, а через 20 минут  свет исчезает. Примечательн факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

    Фиванские мастера широко привлекались  Рамсесом II, как и его отцом,  для работ по всей стране. Фиванский  зодчий Маи строил храм в  Гелиополе, другой фиванец –  Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с периодом XVIII династии.

    Рамсес II превратил Танис в свою фактическую столицу; новая роль города – «Дома Рамсеса» – породила бурную строительную деятельность. Для перестройки старых храмов Таниса и сооружения новых требовалось огромное количество каменных плит, колонн, статуй, обелисков, и при этом так срочно, что изготовить это все заново было невозможно. По приказу царя наряду со спешными работами в каменоломнях были широко использованы и части древних зданий, снесенных как в самом Танисе, так и в ряде городов и некрополей северного Египта. Облик «Дома Рамсеса» вскоре настолько изменился, что о его красоте и богатстве стали слагать стихи. Полностью воссоздать архитектуру Таниса времен Рамсеса II невозможно, так как здания, построенные им здесь, постигла та же участь, которой сам Рамсес подверг здания своих предшественников. Однако все же можно установить, что главной чертой стиля танисских храмов было стремление к гигантским масштабам и пышной монументальности.

    Главный храм занимал территорию  в 250 м длиной и 80 м шириной.  Перед первым пилоном стояли  два обелиска высотой в 13,5 м, перед вторым – также два обелиска, но уже в 18 м высотой. Двор за вторым пилоном был вымощен плитами черного базальта; здесь стояли четыре обелиска, из которых два были высотой 14,5 м и два почти17 м, и ряд крупных скульптур, в том числе четыре статуи Рамсеса II из красного песчаника высотой в 8 м. В гипостиле средний неф был выше других, но колонны во всех проходах имели пальмовидные капители различались только величиной (11 м и 7 м).

    Около 1050 г. произошло разделение  Египта на две части – северную, под управлением номархов Таниса,  и южную со столицей в Фивах. Создавшаяся обстановка пагубно отразилась на развитии искусства. Крупное строительство прекратилось после смерти второго фараона XX династии, Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в Карнаке и монументальный заупокойный храмс дворцом в Мединет-Абу, на западе Фив. В дальнейшем в течение долгих лет не было никаких крупных построек. Даже гробницы царей резко уменьшились в размерах. 

                             2.7.ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

                                           ( 11 в.  – 332 г.  до  н.  э. )

    Войны, которые вели фараоны  Нового царства, помогая обогащению  царей, храмов и знати, истощали  Египет и задерживали развитие  его производительных сил. В течение первого тысячелетия до н. э. происходили восстания крестьян, наряду с непрерывной борьбой различных групп внутри знати и жречества. Начиная с 11 в. до н. э. Египетское государство распалось на ряд отдельных царств, временами объединявшихся в единое, но недолговечное государство.

    В течение 11 и половины 10 в.  до н. э. севером Египта правили  фараоны так называемой XXI династии, сохранившие своей столицей Танис  и находившиеся в родстве с  фиванскими жрецами Амона, управлявшими  югом страны. В середине 10 в. произошло объединение Египта под властью ливийской (XXII) династии. В конце 8 в. Египет был покорен нубийским царем Пианхи. Однако владычество эфиопов в Египте не было долгим, так как последнему угрожал новый, сильнейший завоеватель – Ассирия. Борьбу против Ассирии возглавили правители западной дельты, которые в союзе с греческими городами, Малой Азией и Лидией изгнали ассирийцев, объединив под своей властью весь Египет и образовав XXVI династию со столицей в Саисе.

    Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды были произведены последние крупные доплнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профилем.

    Строительство, вновь развернувшееся  во время правления саисского  фараона Псамтика I, было сосредоточено  преимущественно в новой столице,  Саисе, где был заново сооружен  большой храм главной богине Саиса – Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. Но эти постройки не сохранились. О масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита высотой около 25 м и весом в 300 тонн, с великолепно отполированной поверхностью.

    Значение искусства Древнего  Египта для истории искусства  других народов очень велико, как велико значение всего  культурного наследия, оставленного  египетским народом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"