Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Карнавал - явление древнее и необычайно многостороннее. Он многолик, словно индуистское божество, ибо соединяет в себе этос и жанровые образования языческого ритуала и церковного действа, многовековые традиции шутовства и изустной литературы, площадного зрелища и древнейших форм театра.

Работа содержит 1 файл

Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

115

 

средневековье 31. Словарь базельского  карнавального жаргона уточняет: "ваггис" - традиционный костюм, высмеивающий эльзасского крестьянина с толстым грубым носом, скорее всего жителя Вогезов 32. В этот вечер выступали также уличные певцы, непременным реквизитом которых являлись цветные таблички, иллюстрировавшие главные темы их песенок.

 

 

           В  среду после полудня и до  самого утра следующего дня  клики, певцы, барабанщики и  ваггисы снова проходили по  улицам старого города, еще раз  демонстрируя свои фонари, маски  и повозки и распределяя среди  зрителей особые шутовские листовки, появившиеся в Базеле только после 1848 г.

 

 

         Строгий  дух протестантизма наложил свой  отпечаток на облик базельского  фаснахта - дерзкое, особо грустное, меланхолическое или лиричное  настроение его масок. Немота  и неподвижность грубовато-прекрасных масок завораживает, особенно при мерцающем свете ночных фонарей. Венецианский и базельский карнавалы - несмотря на очевидные влияния и заимствования - две противоположности. Каждый участник базельского карнавального действа подчиняется общему распорядку, строгому ритму шествия и в то же время чувствует себя обособленным.

116

 

         Герман  Гессе оставил бесценное свидетельство  - свои впечатления от базельского  фаснахта, который он увидел еще  в детстве: «Прежде чем мы  тронулись дальше, снова раздались крики, смешанные с грохотом трещоток и детских барабанов, и прямо на нас двинулась толпа карнавальных парней. Это были "маски", внушающие страх, они спускались вниз по улице тесно сплоченным отрядом, окутанные пугающим облаком шума, и чем ближе они подходили, тем страшнее и демоничней смотрели на нас застывшие маски с бородами, горбатыми носами и широко раскрытыми ртами, вырезанными рукой резчика. Я испугался до смерти, хотя мог видеть, что маски были чуть больше меня и не выказывали по отношению к нам никаких враждебных намерений... Я повернулся к приближавшимся к нам спиной, сложил руки и доверительно обратился к Господу с молитвой, пусть он постарается, чтобы маски нам ничего не сделали. Они в самом деле ничего нам не причинили, прошли мимо, повернув к нам свои дьявольские рожи с вытаращенными глазами и помахав в нашу сторону трещотками, но не касаясь нас»33. Увиденное наивным взглядом ребенка - будущего писателя - помогает нам ощутить завораживающую красоту и демонизм базельского фаснахта, имеющего столь длинную, причудливую и богатую историю.

117

 

 

 

 

 

1 Бахтин М. Проблемы поэтики  Достоевского. М., 1979. С. 140.

 

2 См.: Реутин М. Народная культура  Германии: Позднее средневековье  и Возрождение. М., 1996. С. 19-22.

3 Ktister J. Die Fastnachtsfeier: Uber Sinn und Herkunft der Narrenbrauche. Freiburg; Basel; Wien, 1987. S. 12.

4 См.: Реутин М. Указ.соч. С. 58.

5 Heers J. Vom Mummenschanz zum Machttheater: Europaische Festkultur im Mittelalter. Frankfurt a. M., 1986. S. 257.

6 Das Fest. Eine Kulturgeschichte von der Antike bis zur Gegenwart / Hrsg. von Uve Schultz. Munchen, 1988. S. 8.

7 См.: Fuchs P., Schwerin ML., Zoller K. Kolner Karneval. Seine Geschichte, seine Eigenart, seine Akteure. Koln, 1972. S. 14.

8 Цит. по: Linker K. Stadt unter der Schnellenkappe: Geschichte der Frankfurter Karneval. Frankfurt a. M. S. 10.

9 Ibid. S. 21.

10 Ibid. В толковании этой песни-колядки  автор, как и во многих других  случаях, благодарит франкфуртского  филолога профессора Вернера  Хоффмана.

11 Цит. по: Linker К. Op. cit. S. 30.

12 См.: Tanzende Nonnen, Mummenschanz und am Ende ein Pudding // Wochendienst. 1997. N 3.

13 См.: Klersch J. Die Kolnische Fastnacht // Melchert В., Klersch J. Ajuja - jetzt geht los! Karneval in Koln - humorvoll und historisch betrachtet. Eine Einfuhrung fur Anfanger imd Liebhaber. Koln,

1988. S. 53.

14 Цит. по: Fuchs P., Schwerin ML., Zoller K. Op. cit. S. 24.

15 Ibid.

16 См.: Klersch J. Op. cit. S. 61.

17 Цит. по: Fuchs P., Schwerin ML., Zoller K. Op. cit. S. 22.

18 Ibid. S. 25.

19 Ibid.

20 Ibid. S. 21.

21 Ibid. S. 19.

22 Ibid. S.22.

23 См.: Ibid. S. 25.

24 См.: Klersch J. Op. cit. S. 68.

25 Цит. по: Fahne U. Karneval. Koln; Bonn, 1854. S. 158-160. 2(>KusterJ. Op. cit. S. 61.

27 Meier E.A. Die Basler Fastnacht. Basel, 1985. S. 29.

28 Ibid. S. 30-31.

29 Ibid. S. 37.

30 Ibid. S. 24.

31 Ktister J. Op. cit. S. 64.

32 Trachsler Beat. Basler Fasnacht fur Basler und Nichtbasler. Basel, 1995. S. 71, 90.

33 Цит. по: Meier E.A. Op. cit. S. 64.


Информация о работе Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях