Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Карнавал - явление древнее и необычайно многостороннее. Он многолик, словно индуистское божество, ибо соединяет в себе этос и жанровые образования языческого ритуала и церковного действа, многовековые традиции шутовства и изустной литературы, площадного зрелища и древнейших форм театра.

Работа содержит 1 файл

Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

 

         Карнавал, как становится очевидно, неразрывно  связан с историей общества  и культуры, и, несмотря на обилие прочных древних ритуалем и на данный католической церковью строгий канон, форма его претерпевает различные изменения. Характер этих изменений определяется соотношением исторического времени и внутреннего ритма самих карнавальных форм.

108

 

Базельский карнавал

 

Каждый год новый костюм, новая  маска.

 

        Из базельской  карнавальной листовки

 

 

 

 

          Первые  свидетельства о карнавале в  Базеле датируются XIII в. Слово  "vasi-naht" впервые встречается  в одной из грамот 1286 г. (Заметим, между прочим, что в более поздние времена в городе сложилась традиция писать и говорить слово "Fastnacht" без буквы t, т.е. фаснахт. Кроме того, базельский карнавал празднуется позднее обычного. Еще до Реформации принято было праздновать его в течение трех дней после первого воскресенья Великого поста, когда, собственно, в других городах во всю царил пост.) Спустя несколько десятилетий карнавал праздновался уже достаточно широко, но особенный расцвет испытали придворные формы. С самого начала ярко обозначился светский характер базельского фаснахта. С конца XIV в. городская знать принялась проводить приуроченные к карнавалу турниры, шутовские игрища, которые, как правило, переходили в потасовки.

 

 

        Один из  таких турниров 1376 г., переросший  в кровавую сечу, вошел в историю под названием "дьявольский фаснахт". Причиной послужили приставания подданных юного Леопольда Австрийского к местным дамам, вызвавшие гнев горожан. Герцогские рыцари набросились на толпу с пиками, в ответ на что весь народ высыпал на Хлебный рынок и приступил к обороне. Герцогу едва удалось избежать худшей участи (он скрылся через Малый Базель на лодке). В карнавал 1467 г. вступили в опасную схватку два других молодых "гладиатора" - герцог Сигизмунд Австрийский и Вальтер фон Хальвиль, которых удалось усмирить и вернуть к маскараду только супруге герцога Элеоноре Шотландской 26.

 

 

          Один  из летописцев оставил красочное  описание подобных развлечений,  типичных для средневекового  Базеля, в которых зрелище и  мода причудливо переплетались с опасными и отнюдь не спортивного рода состязаниями: «Пообедав, мужчины спустились вниз в танцевальную залу. Женщины были богато одеты, вплоть до серебрянных ожерелий, у одних головы были опутаны жемчужными нитями, на других были шелковые платки, ниспадавшие до пояса. И было так устроено, что перед каждым из танцующих всегда шло двое с факелами. Когда танец закончился, появилось двенадцать человек в масках и сплясали танец с инструментами. Позади музыкантов появилось двадцать четыре человека, одетых в костюмы "дикарей", с длиными, до самой земли волосами, наполовину красного, наполовину зеленого цвета, со щитами под рукой и дубиной из полотна, заполненной паклей; все расступились перед ними и началась драка - "дикари" принялись колотить дубинками друг друга по головам и по плечам. Наконец, они оставили это занятие и пустились в пляс. Затем завязалась новая драка, и один-два человека упали наземь словно мертвые. Затем все попрощались с дамами. Всеобщий танец продолжался до утра»27. Дабы положить конец бесчинствам и поножовщине, городской совет через 100 лет после дьявольского фаснахта" запретил турниры.

109

 

         В XV в.  этот варварски-рыцарский компонент  фаснахта исчезает и начинают  формироваться самые разнообразные  локальные обычаи. Как показывают архивные источники, уже во второй половине XV в. базельские подмастерья отличались собственными манерами, среди которых наиболее ярким был обычай прыгать друг за другом и сбрасывать друг друга в фонтаны, коих в городе было превеликое множество.

 

 

         Наиболее важный источник - естественно, знаменитая, приуроченная к фаснахту 1494 г. книга "Корабль дураков" базельского гуманиста и поэта Себастьяна Бранта. Год спустя автор включил в новое издание дополнительную главу, называвшуюся "О масленичных шутах". Автор сетовал на перенос традиционного срока празднования карнавала в Базеле на более поздний срок, а также на старинный базельский обычай мазать лицо сажей, который он считал "нехристианским". Брант ссылался также на традиционные пирушки и попойки, процессии во главе с ослом, оргии с танцами и турнирами.

 

 

     К базельским обычаям  принадлежало сопровождение карнавала  исполнением фастнахтшпилей, как  правило, носивших локальный колорит.  Один из старейших фастнахтшпилей  исполнялся в Картойзерском монастыре в 1434 г. Другие представления разыгрывались на рыночной площади. В Базеле жил известный мастер фастнахтшпиля XVI в. Памфилиус Генгенбах (о чем читатель подробно прочтет в отдельной главе). После того как реформатор Вильгельм Фарель в 1523 г. предостерег христиан, что им негоже увлекаться фастнахтшпилем, создающим ложных кумиров, активность жанра пошла на убыль, из фастнахтшпиля исчезли веселые народные сценки и типичные карнавальные персонажи (шут, черт, крестьянин).

 

 

       Неотъемлемым  элементом базельского фаснахта были и остались всевозможные шумовые эффекты (с тем различием, что в средние века они принимали зачастую крайние и дикие формы). Раскованная карнавальная публика часто с ужасными криками и бессвязными речами вываливала на улицу, устраивая ночью невероятный грохот и шум. В хрониках сохранились записи о том, как в Пепельную среду 1542 г. некий шут по прозвищу Черный Ганс со своим другом прыгали в фонтан, устроили перебранку, дразня публику красными маслянистыми носами, о том, как другой шут на фаснахте 1555 г., производя немыслимый грохот, тащил по узким улочкам города огромный камень. Этот обычай в другом случае вылился в "штурм картин" кафедрального собора, в котором участвовало около 300 подвыпивших горожан. Под влиянием ложно понятых реформаторских лозунгов они ворвались внутрь собора и крошили все, что попадалось им под руку.

 

 

        Старый фаснахт  всегда сопровождали барабанщики,  достигшие в более поздние  времена высот искусства с  помощью различных оттенков, от  коллективного грохота до "лирики". Культ барабана по-настоящему расцвел в новые времена. Известный швейцарский писатель Карл Шпиттелер (1845-1924) говорил о барабане базельского карнавала как о "равноценном специфическом оружии поэтического искусства".

 

110

 

 

 

         Картина  средневекового базельского старого фаснахта немыслима без игры с огнем и фейерверка; по меньшей мере, первые подобные увеселения датированы 1416 г. Особенно молодой карнавальный люд увлекался поджогом пороха и пылающими колесами, бросанием ракет, петард и просто горящих банок. Выдумщики изготавливали из дерева пластины в форме звезды, поджигали их и швыряли полыхающие звезды со словами благословения в ночную тьму. На площади близ кафедрального собора устраивались шествия с факелами. Часто юноши устраивали игры с факелами, порой переходящие в драку. В округе Базеля известен другой обычай. Юноши с горящими факелами взбирались на гору, выбирали там подходящее дерево, зажигали его и устраивали вокруг него огненные пляски. Городские власти не раз (1447, 1476) запрещали подобные, безусловно, небезопасные развлечения, но запреты эти ни к чему не приводили. Летописец сообщает о падении в 1550 г. одной из городских башен в результате крайностей игр с огнем: "...юноши в большом количестве собрались на фаснахт в воскресенье с горящими факелами возле башни на горе близ Каменных ворот"28.

 

 

         Фейерверки, безусловно, связаны с древним  ритуалом проводов зимы, однако  происхождение далеко не всех  базельских обычаев (например  колотье и сечение "соперников" факелами) исследователям известно. Некоторые исследователи не без основания усматривают в отдельных обычаях старого фаснахта (драки, потасовки, опасные игры с огнем, стычки больших костюмированных групп во время шествий) элемент варварства.

 

 

       К фейерверку  примыкает и традиционный базельский танец с мечами, танец, не доживший до наших дней. Тот же летописец сообщал о событии 1566 г.: 3 января Мельхиор Хорнлохер устроил танец с мечами и представление для крестьян. 3 марта в танце с мечами приняло участие 60 бюргеров...". Этот танец требовал особого искусства, выправки, сноровки и чувства партнерства.

111

 

 

 

 

 

 

 

        Большое внимание  привлекают маски базельского  фаснахта, хотя их расцвет относится  скорее к новому времени, нежели  к средневековью. К старейшим  же базельским маскам причисляют "бёкены" (простая маска без обозначения), "гёлеры" (шуты), "майеры" (крестьяне) и "гаугелены" (ведьмы). Традиции этих масок продолжают жить в современных образцах, но первоначального их вида мы не знаем, так как их изображений не сохранилось. Даже швейцарские исследователи часто путаются во всевозможных догадках. Согласно популярной теории Карла Мойли (обычно ссылаются на его статью 1933 г. "Маски" и вышедшую десятилетия спустя книгу "Швейцарские маски"), истоки маскирования и переодевания коренятся в древнеязыческих культах. Исследования привели его к мысли, что во всем мире маски первоначально имели одинаковый смысл: люди в масках изображали предков, возвращающих к святым временам на земле. "Подобно тому как носители масок у древних народов под строгим покровом тайны исполняли задачу террора над членами

112

 

 

рода с меньшими правами, так  и шествия в масках у германских родов воплощали их мертвых предков". Базельский историк Ойген Майер  добавляет к этому: "Наши шествия  в масках восходят к легендарному неистовому войску германцев, которое во время коротких ночей проносилось с диким фуриозо и творило повсюду как добро, так и зло"29. Если прислушаться к этим теориям, то, вероятно, можно лучше понять и объяснить особую тональность масок базельского фаснахта, то слишком серьезных, то неподвижно-суровых, то угрюмых, то философичных.

 

 

       Черт и крестьянин  являют собой шутовскую пару, которая со всевозможными шутками  и жестами, большей частью непристойного  характера, пристает к публике  и увеселяет ее. Наверное, поэтому эта пара всегда была особенно любима среди базельцев, а власти не раз запрещали выступать с подобного рода масками. Особый интерес вызывает маска "гаугелен" (согласно словарю, женский типаж в костюме и с прялкой в руке). Подобный типаж родствен ведьме, которую во многих регионах Европы считают персонификацией уходящей зимы и представляют в виде соломенной куклы, которую закапывают в землю, сжигают, бросают в воду либо распиливают на части. Базельцы же видели в гаугелене живой персонаж, древний типаж шута-интригана, который носится по улице, развлекая народ словесными шутками и забавными жестами и движениями.

 

 

         Как в  Нюрнберге, так и в Базеле  с наступлением Реформации (1529 г.) карнавальная традиция пришла  в упадок и возродилась лишь во второй половине XVIII в. благодаря усилиям молодежи, начавшей проводить по городу шествия с барабанами, различными шумовыми эффектами и в масках. Реформированный стиль жизни соблюдался в Базеле со всей серьезностью и строгостью, и тем более удивительно, что фаснахт здесь удержался, в то время как в других реформированных швейцарских городах он был упразднен как недостойное шутовство, безбожное занятие.

 

 

        Хотя Реформация  упразднила пост и тем самым  предшествовавшие ему увеселения  стали как бы излишними, в Базеле тем не менее сохранялось даже несколько видов карнавала: старый фаснахт, крестьянский фаснахт и фаснахт городской бедноты.

 

 

        У "Шафрановой" гильдии закрепился обычай сопровождать  Пепельную среду обильными пиршествами, переходящими всякую меру. Сохранились свидетельства, что в 1544 г. 70 членов гильдии устроили ужин с кашей, зеленью, селедкой, фруктами, сыром, смородиновым супом, рыбой, булочками и т.д. Ужин сопровождался борьбой и прочими состязаниями. О подобных карнавалах старые базельцы говорили, что "такого они еще никогда не видывали"30.

 

 

        Современная  и весьма знаменитая в Европе  форма базельского фаснахта, именуемая  "Morgenstraich" (что можно перевести  как "утреннее шествие", но  и как "утренние проказы"), возникла по инициативе бюргерства в 30-е годы XIX в. Стоит сказать о базельском фаснахте несколько слов, так как он впитал в себя многие средневековые карнавальные традиции и является в сущности омбинацией средневековых и более поздних, современных форм.

113

 

        Так, сохранились  сведения, что утреннее шествие  1834 г. начиналось в 4 часа утра  в понедельник (после среды  на первой неделе Великого  поста) процессией с участием  сотни барабанщиков и длилось  три дня. Обычно местом процессии  становилась старинная часть города по обе стороны Рейна. Карнавалу предшествовала четырехнедельная подготовка, необходимая для изготовления масок и фонарей.

 

 

         Состав  процессии отличался пестротой,  самыми различными кликами, а  именно: "молодая" и "старая" гвардия, "свистуны", барабанщики, повозки и, наконец, шуты в разнообразных масках. Ровно в 4 часа зажигались огни старого города, и процессия трогалась. Как правило, шли в таком порядке: ведущий клики, фонарщики, повозки с реквизитом и барабанщики. Центр клики образовывал главный разрисованный фонарь, который несли четверо мужчин. Базельские фонари представляли собой отдельное произведение искусства. Рисунок в них переплетался с текстами. Каждый фонарь посвящался отдельной теме или мотиву и был связан с общественно-политическими событиями в жизни города или отдельными личностями. Кроме того, были и просто декоративные фонари, торчавшие в каком-либо месте костюма; их несли на голове или за спиной. Обилие разнообразных фонарей и фонариков рождало волшебную игру света. Завершением образной картины шествия, неким знаковым кодом шествия являлся особый, глуховатый по звуку ритм барабанщиков, которые должны были идти непременно в темпе 90 шагов в минуту.

114

 

 

 

         Во вторник  после обеда процессия собиралась  вновь. Теперь при дневном свете зрители могли по-новому оценить качество изготовления фонарей, их художественность. Как видим, принцип вариативности играет в базельском фас-нахте особенную роль, несмотря на его строгость и упорядоченность. Вечером клики, повозки и отдельные маски выстраивались в другом порядке, каждый стремился поразить публику чем-то оригинальным. Среди всех этих карнавальных групп особенно выделялись "ваггисы" (Waggis), примечательные неповторимыми костюмами с широкими цветными блузами и крупными масками, закрывавшими всю голову. Среди карнавальных масок такие встречаются только в Базеле и, по мнению исследователей, они восходят к маскам простоватого, грубоватого крестьянина, возникшим в позднее

Информация о работе Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях