Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:48, реферат
Карнавал - явление древнее и необычайно многостороннее. Он многолик, словно индуистское божество, ибо соединяет в себе этос и жанровые образования языческого ритуала и церковного действа, многовековые традиции шутовства и изустной литературы, площадного зрелища и древнейших форм театра.
Карнавал, как становится очевидно, неразрывно связан с историей общества и культуры, и, несмотря на обилие прочных древних ритуалем и на данный католической церковью строгий канон, форма его претерпевает различные изменения. Характер этих изменений определяется соотношением исторического времени и внутреннего ритма самих карнавальных форм.
108
Базельский карнавал
Каждый год новый костюм, новая маска.
Из базельской карнавальной листовки
Первые свидетельства о карнавале в Базеле датируются XIII в. Слово "vasi-naht" впервые встречается в одной из грамот 1286 г. (Заметим, между прочим, что в более поздние времена в городе сложилась традиция писать и говорить слово "Fastnacht" без буквы t, т.е. фаснахт. Кроме того, базельский карнавал празднуется позднее обычного. Еще до Реформации принято было праздновать его в течение трех дней после первого воскресенья Великого поста, когда, собственно, в других городах во всю царил пост.) Спустя несколько десятилетий карнавал праздновался уже достаточно широко, но особенный расцвет испытали придворные формы. С самого начала ярко обозначился светский характер базельского фаснахта. С конца XIV в. городская знать принялась проводить приуроченные к карнавалу турниры, шутовские игрища, которые, как правило, переходили в потасовки.
Один из таких турниров 1376 г., переросший в кровавую сечу, вошел в историю под названием "дьявольский фаснахт". Причиной послужили приставания подданных юного Леопольда Австрийского к местным дамам, вызвавшие гнев горожан. Герцогские рыцари набросились на толпу с пиками, в ответ на что весь народ высыпал на Хлебный рынок и приступил к обороне. Герцогу едва удалось избежать худшей участи (он скрылся через Малый Базель на лодке). В карнавал 1467 г. вступили в опасную схватку два других молодых "гладиатора" - герцог Сигизмунд Австрийский и Вальтер фон Хальвиль, которых удалось усмирить и вернуть к маскараду только супруге герцога Элеоноре Шотландской 26.
Один
из летописцев оставил
109
В XV в.
этот варварски-рыцарский
Наиболее важный источник - естественно, знаменитая, приуроченная к фаснахту 1494 г. книга "Корабль дураков" базельского гуманиста и поэта Себастьяна Бранта. Год спустя автор включил в новое издание дополнительную главу, называвшуюся "О масленичных шутах". Автор сетовал на перенос традиционного срока празднования карнавала в Базеле на более поздний срок, а также на старинный базельский обычай мазать лицо сажей, который он считал "нехристианским". Брант ссылался также на традиционные пирушки и попойки, процессии во главе с ослом, оргии с танцами и турнирами.
К базельским обычаям
принадлежало сопровождение
Неотъемлемым элементом базельского фаснахта были и остались всевозможные шумовые эффекты (с тем различием, что в средние века они принимали зачастую крайние и дикие формы). Раскованная карнавальная публика часто с ужасными криками и бессвязными речами вываливала на улицу, устраивая ночью невероятный грохот и шум. В хрониках сохранились записи о том, как в Пепельную среду 1542 г. некий шут по прозвищу Черный Ганс со своим другом прыгали в фонтан, устроили перебранку, дразня публику красными маслянистыми носами, о том, как другой шут на фаснахте 1555 г., производя немыслимый грохот, тащил по узким улочкам города огромный камень. Этот обычай в другом случае вылился в "штурм картин" кафедрального собора, в котором участвовало около 300 подвыпивших горожан. Под влиянием ложно понятых реформаторских лозунгов они ворвались внутрь собора и крошили все, что попадалось им под руку.
Старый фаснахт
всегда сопровождали
110
Картина средневекового базельского старого фаснахта немыслима без игры с огнем и фейерверка; по меньшей мере, первые подобные увеселения датированы 1416 г. Особенно молодой карнавальный люд увлекался поджогом пороха и пылающими колесами, бросанием ракет, петард и просто горящих банок. Выдумщики изготавливали из дерева пластины в форме звезды, поджигали их и швыряли полыхающие звезды со словами благословения в ночную тьму. На площади близ кафедрального собора устраивались шествия с факелами. Часто юноши устраивали игры с факелами, порой переходящие в драку. В округе Базеля известен другой обычай. Юноши с горящими факелами взбирались на гору, выбирали там подходящее дерево, зажигали его и устраивали вокруг него огненные пляски. Городские власти не раз (1447, 1476) запрещали подобные, безусловно, небезопасные развлечения, но запреты эти ни к чему не приводили. Летописец сообщает о падении в 1550 г. одной из городских башен в результате крайностей игр с огнем: "...юноши в большом количестве собрались на фаснахт в воскресенье с горящими факелами возле башни на горе близ Каменных ворот"28.
Фейерверки, безусловно, связаны с древним ритуалом проводов зимы, однако происхождение далеко не всех базельских обычаев (например колотье и сечение "соперников" факелами) исследователям известно. Некоторые исследователи не без основания усматривают в отдельных обычаях старого фаснахта (драки, потасовки, опасные игры с огнем, стычки больших костюмированных групп во время шествий) элемент варварства.
К фейерверку примыкает и традиционный базельский танец с мечами, танец, не доживший до наших дней. Тот же летописец сообщал о событии 1566 г.: 3 января Мельхиор Хорнлохер устроил танец с мечами и представление для крестьян. 3 марта в танце с мечами приняло участие 60 бюргеров...". Этот танец требовал особого искусства, выправки, сноровки и чувства партнерства.
111
Большое внимание
привлекают маски базельского
фаснахта, хотя их расцвет относится
скорее к новому времени,
112
рода с меньшими правами, так и шествия в масках у германских родов воплощали их мертвых предков". Базельский историк Ойген Майер добавляет к этому: "Наши шествия в масках восходят к легендарному неистовому войску германцев, которое во время коротких ночей проносилось с диким фуриозо и творило повсюду как добро, так и зло"29. Если прислушаться к этим теориям, то, вероятно, можно лучше понять и объяснить особую тональность масок базельского фаснахта, то слишком серьезных, то неподвижно-суровых, то угрюмых, то философичных.
Черт и крестьянин
являют собой шутовскую пару,
которая со всевозможными
Как в Нюрнберге, так и в Базеле с наступлением Реформации (1529 г.) карнавальная традиция пришла в упадок и возродилась лишь во второй половине XVIII в. благодаря усилиям молодежи, начавшей проводить по городу шествия с барабанами, различными шумовыми эффектами и в масках. Реформированный стиль жизни соблюдался в Базеле со всей серьезностью и строгостью, и тем более удивительно, что фаснахт здесь удержался, в то время как в других реформированных швейцарских городах он был упразднен как недостойное шутовство, безбожное занятие.
Хотя Реформация
упразднила пост и тем самым
предшествовавшие ему
У "Шафрановой"
гильдии закрепился обычай
Современная и весьма знаменитая в Европе форма базельского фаснахта, именуемая "Morgenstraich" (что можно перевести как "утреннее шествие", но и как "утренние проказы"), возникла по инициативе бюргерства в 30-е годы XIX в. Стоит сказать о базельском фаснахте несколько слов, так как он впитал в себя многие средневековые карнавальные традиции и является в сущности омбинацией средневековых и более поздних, современных форм.
113
Так, сохранились
сведения, что утреннее шествие
1834 г. начиналось в 4 часа утра
в понедельник (после среды
на первой неделе Великого
поста) процессией с участием
сотни барабанщиков и длилось
три дня. Обычно местом
Состав
процессии отличался пестротой,
114
Во вторник
после обеда процессия
Информация о работе Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях