Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Карнавал - явление древнее и необычайно многостороннее. Он многолик, словно индуистское божество, ибо соединяет в себе этос и жанровые образования языческого ритуала и церковного действа, многовековые традиции шутовства и изустной литературы, площадного зрелища и древнейших форм театра.

Работа содержит 1 файл

Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

 

       У религиозных маскарадов в  лоне церкви было огромное  число сторонников, о чем свидетельствует  дошедший до нас текст XV в., который можно назвать своеобразным  манифестом шутовства: "Наши предки  были великими и достойными уважения мужами. Они учредили шутовской карнавал по мудрому разумению. Давайте будем жить как они и делать то, что делали они. Мы празднуем шутовской карнавал, чтобы доставить себе наслаждение, чтобы шутовство, унаследованное нами, могло найти выход по меньшей мере один раз в год. Бочки с вином разорвутся, если из них время от времени не выпускать воздух. Мы все старые бочки, сбочаренные не столь искусно и из которых бы улетучилось вино мудрости, если бы мы позволили ему продолжать бродить из-за неустанного внимания на службе Господней. Надо давать ему по временам небольшие передышки, дабы оно не пропадало без пользы..."15

100

 

 

         В истории бюргерского кельнского  карнавала огромную роль сыграли  гильдии, начало расцвета которых  приходится на XII век. Как и во многих Других городах, забота о карнавальных обрядах перешла в руки подмастерьев. Первое упоминание о праздновании карнавала в Кельне на страницах городской присяжной книги датировано 5 марта 1341 г. (краткая запись запрещает впредь выдавать деньги на карнавал из городской казны; запрет этот повторялся в 1272, 1395 и 1396 гг.). Начиная с XIV в., помещения гильдий наряду с большими парадными домами патрициев стали местами устройства карнавалов с обязательными пирами и хороводами.

 

 

        Кельнский фастнахт этих времен  неразрывно связан с хождением  по городу сборщиков карнавальной  дани (Heischegangen). Обычай останавливать  людей на улице и заставлять  их откупаться деньгами (Krongeld - деньги  на карнавальные венки) сохранялся  до начала XV в., пока не приобрел уродливый характер и не был запрещен (запрет, впрочем, продержался не слишком долго).

 

 

      Примечательно, что карнавал в  средневековом Кельне, с 1396 г.  располагавшего демократической  конституцией, не отменял сословное  деление; клир, патриции и ремесленники праздновали его раздельно. На время карнавала патриции распахивали двери своих домов для родственников и друзей, банкеты достигали кульминации между двумя и четырьмя часами ночи. Хроника графа фон Циммерна рассказывает об одном таком празднике 1536 г. в доме кельнского бургомистра Вассерфраса, сообщая подробности о костюмах, еде и напитках.

 

 

          Дневник  Германа фон Вайнсберга, бывшего  одним из членов городского  совета, содержит сведения о карнавале  в бюргерских семьях, где принято было устраивать взаимные посещения с веселыми розыгрышами в масках 16. В 1750 г. в Кельне появились лавки, где можно было брать маски напрокат.

 

 

        "Наступление  свободы" публично провозглашалось  отцами города с балкона ратуши. Сохранилось описание того, что происходило вслед за этим провозглашением: "И тут наступало безумное оживление на всех улицах, во всех Домах, продолжавшееся три дня. Приостанавливалась торговля всякого рода, время принадлежало только одной безумной страсти. Одиночки и небольшие процессии в масках появлялись у знакомых, чтобы вместе предаться шутовским

101

 

забавам, или выходили на улицы  и разыгрывали веселые сценки в том или ином доме, в кабаке или постоялом дворе, открытых днем и ночью, или просто на улицах, переполненных радостными и ликующими горожанами, и все это то в насмешку, то ради веселого, приятного времяпрепровождения и забавы. Все ночи подряд происходили балы, на которых маски продолжали дружеские, шутливые, но часто и далеко не безобидные забавы, переходя от танцев ко всеобщим розыгрышам"17.

 

 

         Устроителями  открытого, публичного, народного  карнавала были гильдии собиравшие  подмастерьев в так называемые  клики (Banden). С оглушительным барабанным  боем и свистом они шествовали  по городу, разыгрывая сценки, произнося "шпрухи" и целые речи, водя хороводы и пускаясь в пляс. К сожалению, не сохранилось никаких документов, из которых можно было бы что-то почерпнуть о содержании и политическом смысле устных выступлений, безусловно, задевавших сильных мира сего и выражавших мнение улицы.

 

 

       Уходящий своими  корнями в древность, грациозный, но очень опасный танец с  мечами обыкновенно закреплялся  за гильдией кузнецов. Исследователи  указывают на культовое происхождение  этого танца, упоминаемого еще  Тацитом и олицетворявшего борьбу между добрыми и злыми демонами, между летом и зимой 18. Танцоры обычно были одеты в белые рубашки, на ногах и на теле у них висели колокольчики. В архивах гильдии сохранилось следующее описание, датированное 1590 г.: "Каждый танцор поворачивался вокруг себя, одновременно идя по кругу и обороняясь от мечей угрожавших ему других танцоров. Менее опасным, но, может быть, еще более искусным был танец на обручах, исполнявшийся юношами-бочарами. Тут были и грациозные прыжки и перевороты через обруч. Одни танцоры танцевали на катящейся бочке, другие раскачивали во время танца обруч, в который прыгали третьи"19.

 

 

       Кельнский карнавал  считался самым озорным в Германии. По сей день говорят, что  кельнец скорей заложит свою  кровать в ломбарде, чем откажется участвовать в карнавале. Обычай "останавливать и ловить", всячески дразнить сограждан на улице, побуждая их тем самым к участию в карнавале, сохранялся вплоть до XIX в. Нигде юноши из различных клик и студенты под прикрытием масок так дико и так яростно не охотились за девушками. Удовольствие же девушек состояло в том, чтобы позволять охотиться за собой и быть пойманными. Запрет 1431 г. живописно характеризует разгульную вольницу кельнского карнавала: "Даже в Пепельную среду мужчины и женщины наряжались в карнавальные костюмы безо всякой меры, чем необыкновенно стесняли наших сограждан, как это не раз случалось и в другие времена. Дабы предотвратить случающиеся по этой причине трения, члены городского совета решили, что никто из каких бы то ни было гильдий, управ и всяких других обществ впредь в этот день в карнавале не имеет права участвовать, что на площадях и в деревнях лишь в понедельник, вслед за воскресеньем Estomini, честному сообществу граждан позволяются игры, но с тем условием, чтобы в шесть часов все сидели бы уже по своим домам, и ночные пиры и ночные пьянки, танцы с мечом и разное ряженье как на площадях, так и в деревнях, вместе с жратвой сверх всякой меры, возлияния, танцы и всякие прочие легкомыслия должны быть отменены целиком и полностью"20.

102

 

         Старый  рынок был свидетелем также  множества довольно грубых и  диких развлечений. Одну из  подобных сценок карнавала 1498 г. описывает Кёльхоффская хроника.  Пятерых слепых, нелепо одетых, в  тяжелых латах и при тяжеленных  дубинках, бросали за решетку, в которой металась привязанная свинья, которую слепые должны были прикончить. Слепые поколачивали чаще всего друг друга. Зрители реагировали соответствущим образом 21.

 

 

         XV-XVI века  в Кельне - эпоха беззаботного  карнавального веселья народа, надолго прервавшаяся контрреформацией католической церкви, которой подчинялись иезуиты, исключительно враждебно настроенные к карнавалу, а также приходом войн - Кельнской войны 1583 г. и Тридцатилетней войны. Ученики иезуитской коллегии обязаны были во время карнавала проводить часы в молитвах. Иезуиты не раз (1600, 1645) устраивали покаянные процессии и спектакли, призывая одержимую дьяволом карнавальную публику к аскезе и набожности.

 

 

           Раштатский  мир 1714 г. вновь вернул карнавалу его свободу.

 

 

        Времена барокко  и рококо, благодаря расцвету  придворного стиля, а отчасти  и мощному влиянию Италии обогатили  кельнский фастнахт новыми элементами  и формами. Кельнцы стали с  удовольствием сравнивать себя  с римлянами и венецианцами. С 1730 г. появилась новая, "благородная", форма карнавального увеселения придворной знати - балы-маскарады (Redoute), по примеру шумных маскарадов при дворе боннского курфюрста. В городских хрониках "фастнахт" стали именовать "Carneval".

103

 

        Функции организаторов маскарада были столь значительны, что кельнские историки склонны называть их режиссерами 22. Сохранились даже их имена -так, например, устроителем одного из первых был некий господин Феррари, а его последователем - Йозеф Эль, работавший на Домской площади. Однако можно ли их на самом деле считать предшественниками режиссуры? Дабы упорядочить веселье и избежать драк на шпагах, которые были постоянными спутниками кельнских карнавалов и не раз приводили к смертным случаям, городской совет ввел в конце 1782 г. "Положение о ночных маскерадах". Все участники маскарада должны были быть в масках, однако шпаги и трости (в которых могли быть скрыты шпаги), запрещались. "Кто под прикрытием маски осмелится сказать другому грубость или начнет к нему придираться, должен быть удален с бала, невзирая на личность".

 

 

      Двор курфюрста  под Крещенье устраивал согласно  придворному церемониалу свой  собственный карнавал, куда стекались  облаченные в карнавальные костюмы  каноники, рыцари различных орденов,  монастырская знать. Маскарад продолжался до утра, пышные костюмы его были полной противоположностью грубоватому бюргерскому фастелеру. Разгоряченные гости баловались кофе и какао - по тем временам редкие и порой запретные напитки. Зимой устраивались увеселительные поездки маскарадной публики на санях между Кельном и Бонном.

 

 

        Традиция курсирующих  повозок с шутами уходит в  древность; вплоть до языческих  обычаев. Городские хроники донесли  до нас множество сведений  на сей счет. В 1133 году кельнские  ткачи таскали по городу повозку с шутами. В 1235 г. прибывшей в Кельн Изабелле Английской, будущей супруге императора Фридриха II, оказывала почет повозка с 22 монахами-шутами, строившими гримасы и учинявшими прочие шалости. В карнавал 1679 г., известного снежной зимой, кельнские мещане использовали вместо повозки для шутов сани 23. Ставшая привычной в более поздние времена повозка с шутами в последний понедельник Масленицы (Rosenmontag), безусловно, наследовала эту древнюю традицию. Это одна из стойких ритуалем немецкого карнавала вообще.

 

 

       Обычный же  уличный Carneval этого времени открывали  - после торжественной мессы - дети. Следовавшее затем шествие  гротескно-сатирических персонажей  нередко дополнялось исполнением  сценок. Главное событие разыгрывалось в последующие три дня. По установленному маршруту (названному, в подражание итальянцам, корсо) - от Старого рынка к Высокой улице, через Сенной рынок, Мальцмюле, Мюленбах, Высокие врата - двигалась процессия: подмастерья, всевозможные клики, студенты, пешком, на лошадях и повозках. Между публикой, высовывавшейся из распахнутых окон и стоящей вдоль улиц, и комедиантами завязывался веселый, не всегда безобидный диалог. Как в старые времена, сыпали друг в друга горохом, по римскому обычаю швыряли конфетти, представлявшие собой крошечные гипсовые драже. Подобно римлянам, вечером во вторник выходили на улицу с горящими светильниками. Это шествие также превращалось в веселую игру: каждый пытался погасить огонь в руках друг друга.

104

 

       Примечательно,  что обычай похорон Масленицы пришел в Кельн достаточно поздно - в XVII в., будучи заимствованным из сельской ярмарки.

 

 

 

 

 

 

          В XIII в. в Кельне появились профессиональные  шуты. Эта профессия требовала  определенных способностей и  подготовки: нужно было быть мастером шутки и виртуозом импровизации, на лету сочинять рифмы. Постепенно образовались определенные типы: придворные (Hofnarren), потешные (kurzweilige Rate) и шуты при стрелках (Pritschenmeister der Schiitzen). Без потешных шутов не обходилась ни одна карнавальная пирушка. Особенно любимы были в древнем Кельне шуты при стрелках, по своему значению приравнивавшиеся к придворным и официальным городским шутам. В XVI в. прославился шут по имени Бернхард, прозванный в народе Геке Бен (Gecke Bahn - глупая, дурашливая овечка), или Геке Бенхен. Впоследствии это имя стало нарицательным. Незаменимый на стрелковых состязаниях, он обязан был устанавливать мишени и поднимать боевой дух стрелков, имел право карать и миловать, размахивая своей колотушкой и деревянной саблей. Вездесущему Геке Бенхену доверялось открывать карнавал. Накануне в сопровождении скрипачей и контрабасистов, держа в левой руке яблоко или лимон, он обходил господские дома, настраивая народ на веселье своими рифмованными "шпрухами".

105  [c. 106-107 - иллюстрации]

 

       Геке неизменно  появлялся и на так называемом "женском карнавале" на рыночной  площади, чтобы принять участие  в совершении древнего комического  обряда взаимного срывания головных  уборов. Рыночные торговки и крестьяне  неистово вцеплялись в головы друг друга. Это действо первоначально было связано с обрядом выдачи невесты замуж, во время которого свадебная корона заменялась на чепец. Последний пример, по мнению немецких исследователей, весьма типичен для развития карнавальных форм, в ходе которого многие обычаи теряют свой первоначальный смысл, но его самые яркие, самые примечательные свойства приобретают обобщенный характер 24.

 

 

        Хотя карнавал  нового времени не относится  к нашему предмету, все же любопытно  отметить парадокс, что приход французских революционных войск в Кельн (6 октября 1794 г.) обернулся длительным запретом гильдий и вольного карнавала, подчиненного отныне строгой революционной бюрократии. Карнавал спрятался в дома патрициев (куда, впрочем, с удовольствием хаживали французские офицеры). Ряженье долгое время запрещалось и для горожан, и для солдат; каждый, кто пожелал одеть маску, должен был купить в управлении бедноты специальное разрешение поначалу за 30, а затем 45 сантимов. В 1801 г. карнавал был разрешен снова, Геке же был переименован в "гражданина Гека". Зато пышным цветом расцвели светские балы-маскарады, которые согласно декрету Наполеона от 8 июня 1806 года могли устраиваться только в помещениях театров. Хотя галльское остроумие и грубоватый кельнский юмор постепенно образовали некий новый синтез, возвращение карнавалу статуса всеобщего народного праздника оказалось делом последующих эпох.

 

 

      Ценное свидетельство  о рейнском карнавале оставил  русский государственный советник  Фабер, описавший свои наблюдения в 1800 г.: "Карнавал в Кельне единственный в своем роде, страсть к ношению масок всегда была существенной чертой его жителей, и очень верно Кельн прозвали германской Венецией. Три дня, предшествующие Пепельной среде, когда разыгрывается карнавальная комедия, актерами ее являются все слои, декорацией служит весь город, дома, улицы, площади, балы... В хижинах низшего сословия рождаются огромные парики из льна и пакли, чудовищных размеров носы, разрисованные разными красками и снабженные сотней разнообразных горбинок; маски гермафродитов, у которых ни пола, ни родины, ни сословия. Весь народ орет в эти дни так, как будто бы молчал целый год, такой открытый и сочувствующий, как будто целый год сидел взаперти... Дома открыты маскам, их везде принимают с учтивостью. Некоторые никогда ногой не ступят под крышу дома, где теперь сидят за чайным или за обеденным столом... Счастлив город, где это происходит так часто"25.

Информация о работе Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях