Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:

Рассмотреть эмоциональное развитие детей школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.

Задачи:

- проанализировать литературу и периодические издания по данной теме;
- дать характеристику эмоционального развития младших школьников в скс.
- рассмотреть влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

Глава 1. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.

§1.1.Характеристика эмоционального развития младших школьников в социальной среде.

§1.2. Влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме.

Глава 2. Диагностика эмоционального развития ребёнка в социуме.

§2.1. Методика эмоционального развития детей младшего школьного возраста средствами музыкотерапии.

§2.2. Показатели развития музыкальных способностей и то, как они влияют на адаптацию детей в социуме. Уровни оценки развития способностей младших школьников.

3. Заключение

4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии».doc

— 273.00 Кб (Скачать)

      Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания - 72.

       Интерпретация полученных результатов.

60-72 очка - достаточно  высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48-59 очков - умение действовать  по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе  ориентацию только на одно  правило.

36-47 очков - низкий уровень  умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 очков - умение действовать  по правилу не сформировано.

     Таблица  1

Показатели  развития способностей детей младшего школьного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования (в %)

 

Уровни

Констатирующее обследование

Контрольное обследование

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

18,75

12,5

62,5

25

Средний

56,25

56,25

31,25

50

Низкий

25

31,25

6,25

25


Контрольный этап эксперимента показал, что положительная динамика прослеживается в обеих группах, но качественно картина значительно  преобразовалась в экспериментальной  группе, где уровень развития музыкальных  способностей показывает 62,5%, увеличение составляет 43,75%. В контрольной группе положительная динамика составляет 18,75%. Количество детей с низким уровнем музыкальных способностей в экспериментальной группе сократилось 
на 18,75%, в контрольной группе – на 6,25%.

Сопоставление данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах исследования, свидетельствует о том, что процесс развития музыкальных способностей учащихся в экспериментальной группе осуществлялся более интенсивно, качественно и продуктивно, чем в контрольной.

                                                 

Диаграмма

Уровни оценки развития

способностей 
младших школьников

Экспериментальная группа                              Контрольная группа



 

 

 

       

 

 

 

         - Констатирующий этап                             - Контрольный этап   


 

Таким образом, опытно-экспериментальная  работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных  нами педагогических условий развития способностей детей младшего школьного возраста 
на основе певческой деятельности.

Подтверждением этого  явились результаты республиканских  вокальных конкурсов, в том числе  конкурса «Полярная звезда», в которых  принимали участие дети экспериментальных школ и получали звание лауреатов и дипломантов.

Проведенное теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа подтвердили правомерность гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Эффективности развития всего комплекса способностей 
и качеств, необходимых для эмоционально-осознанного вокального интонирования, способствует комплекс педагогических условий, включающий:

-  накопление музыкально-интонационного  опыта вокальной культуры учащихся  в форме специальных занимательных  упражнений для развития ладового  чувства, музыкально-слуховых представлений,  чувства ритма;

-       применение  элементов музыкотерапии на внеклассных  занятиях пением;

- организация  музыкально-певческой деятельности, осуществляемой 
в интегрировании разнообразных форм общения с искусством (пластическое

интонирование и рисование  средств музыкальной выразительности).

2. Предложенная модель  развития музыкальных способностей  младших школьников на основе  певческой деятельности выступает  как интегрированная научно-теоретическая  конструкция, включающая:

- поэтапную деятельность  учащихся, способствующую постепенному накоплению певческих навыков и проявляющуюся в обогащении музыкальных впечатлений школьника;

- технологию развития  музыкальных способностей, построенную 
на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности;

- организацию внеклассной  работы по музыкальному воспитанию  младших школьников на основе  авторской программы детского  вокального ансамбля;

Модель способствует усилению процессуальной стороны певческой деятельности и обеспечивает повышение общего уровня музыкальных знаний, музыкальных способностей и певческих умений. Вместе с тем представленную попытку построить комплексную модель изучения музыкальности следует рассматривать лишь как первый шаг в построении полноценной внеклассной музыкальной работы с младшими школьниками.

3. Музыкальные способности  школьников складываются под  воздействием 
не только школы. В этом сложном и важном процессе большую роль играют семья, средства массовой информации, окружающая среда.

Таким образом, певческая  деятельность, являясь одним из оптимальных  видов музыкальной деятельности, в процессе которой происходит активное развитие музыкальных способностей школьников, выступает как предпосылка, условие, процесс, итог проявлений музыкальных способностей.

Для решения  задач современного внеклассного музыкального образования необходимо формировать певческие умения на качественно новом исследовательском уровне. Поэтому, в первую очередь, необходима современная методика, которая позволила бы воспитывать в музыкальном отношении всех детей, включая самых слабых, способствовала бы развитию голоса и слуха у всех детей.

Не претендуя на исчерпывающее  решение проблемы, наше исследование может быть перспективным для  дальнейших изысканий, творческих поисков 
в области разработки научных основ развития способностей младших школьников в процессе воспитания их вокальной культуры.

Дальнейшего изучения требуют  вопросы, касающиеся возможности обновления содержания и технологии развития музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста. Учитывая положительное влияние пения, рисования, пластического интонирования и музыкотерапии, возможно применение данной системы в вспомогательных классах, а также введение 
в учебные планы высших школ и музыкального отделения педагогических колледжей по подготовке будущих специалистов к работе с детьми в данном направлении. [33,С.102].

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение:                   

      Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

      Согласно системной, научно-обоснованной теории психофизиологических механизмов воздействия музыки на жизнедеятельность, разработанной в смежных областях знания функциональный эффект музыкально-терапевтического воздействия слагается из следующих основных факторов:

•  способности музыки вызвать у слушателей необходимые  эмоциональные состояния, мысли, представления, психологические установки и действия.

•  рефлекторного изменения  функциональных оправлений организма  согласно вызванному эмоциональному состоянию;

•  музыкальной стимуляции и регуляции двигательной деятельности и различных ритмических процессов в организме спортсмена. Специфическая особенность музыки релаксировать состояние человека или же посредством ритмодвижений стимулировать мышечную энергию оказалась очень пригодной для эксплуатации в разных видах жизнедеятельности человека. Теоретики и практики — музыканты, психологи и врачи — выдвинули нормативные рекомендации, касающиеся обнаруженного воздействия на человека определенных тембров, динамики, темпов, регистров, ритмоформул, танцевальных движений, музыкальных форм и стилей.

      С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние,

уверенность, тревогу; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность; самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; СТЕПЕНЬ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ и т.п. Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций.

       Каждое даже изолированное музыкальное созвучие вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления, различные пространственные ассоциации и синестетические ощущения (тяжести или легкости, темноты или света, тепла или холода и т.п.). Разнообразное сочетание этих компонентов в целостных организованных музыкальных структурах значительно раздвигает масштабы целенаправленных терапевтических музыкальных воздействий на ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список литературы:

 

1.    Артпедагогика  и арттерапия в музыкальном  образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А.  Медведева, И.Ю. Левченко,     Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.  – М., 2006. – 248 с.                                      2. Бочарова О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков//Мониторинг общественного мнения. 2004 №6 с.31.

3.  Восприятие музыки: Сборник статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 2005. 256 с.

4.     Выготский  Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573с.

5. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение. - 1973. – С. 34-50.

6.   Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях младших школьников. — М.: Наука. - 2002. – С. 12-89.

7. Леви В. Музыкопея или хорошо забытое старое//Знание- сила. –1968. -№10

8. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 2006. – С.40-89.

9.   Ковалив В. Ассоциативные игры на уроках музыки//Искусство в школе. – 2001. - №1. – С.17-21.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: Творческий центр «Сфера». - 2001. – 462 с.

11. Медушевский В. Суть музыки - устремлённость к высшему смыслу жизни //Искусство в школе. - 2001.- №6.-С.25-30.

12. Младший школьник. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М.: Наука.- 1986. – С. 34-41.

13. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232с.

14. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. - 388с.

15. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 368с.

16. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш. учеб заведений. – М.: Гуманит изд. центр Владос, 1999. – 176с.

17. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.

18. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 4-7 классы. - М.: «Просвещение», 1985. - 171с.

19. Программы для средних специальных общеобразовательных учебных заведений. Музыка 1-8 классы /Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. - М., 1993.

20. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб пособие для студ муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнакская,                    Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

21. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.

22.Ратанова Т.А., Золотарева Л.Н., Шляхта Н.Ф.. Методы изучения и психодиагностика личности. - М.: МГОПУ. – С.55-57.

Информация о работе Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии