Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Рассмотреть эмоциональное развитие детей школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.
Задачи:
- проанализировать литературу и периодические издания по данной теме;
- дать характеристику эмоционального развития младших школьников в скс.
- рассмотреть влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.
1. Введение
2. Основная часть
Глава 1. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.
§1.1.Характеристика эмоционального развития младших школьников в социальной среде.
§1.2. Влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме.
Глава 2. Диагностика эмоционального развития ребёнка в социуме.
§2.1. Методика эмоционального развития детей младшего школьного возраста средствами музыкотерапии.
§2.2. Показатели развития музыкальных способностей и то, как они влияют на адаптацию детей в социуме. Уровни оценки развития способностей младших школьников.
3. Заключение
4. Список литературы
• Когда ребенок слушает классическую музыку, при этом укрепляются мозговые связи, отвечающие за его математические способности.
• Соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков.
• Ритмичные
песни, которые вы поете
• У детей, которые часто поют ритмичные песенки и играют в игры, связанные со счетом, мозг буквально излучает активность.
• Музыкальные игры помогают ребенку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи.
•
С раннего возраста слушая
«живую» музыку и играя с
музыкальными инструментами, в
дальнейшем ребенок с большей
вероятностью реализует свой вр
Глава 2.2. Диагностика эмоционального развития детей в социуме.
Задача школьных педагогов
– выявить и развить способности, склонности и
возможности каждого ребенка. В настоящее
время всё более возрастают актуальность
и значимость раннего выявления музыкальных
способностей детей. Это обусловлено тем,
что музыкальное развитие имеет ничем
не заменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера, развиваются
воображение, воля, фантазия, обостряется
восприятие, активизируются творческие
силы разума и энергия мышления даже
у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике
общего образования, в целом, и начального,
в частности, музыкальному воспитанию
уделяется неоправданно мало внимания.
Сама природа младших
школьников предполагает способность
к развитию голосовых связок. Именно
в этом возрасте формируются музыкальный слух
и музыкальная память (Н.А. Ветлугина),
закладывается фундамент эстетической
культуры, для развития которых необходима организация
новых моделей воспитания, следовательно,
и новое качество процесса развития музыкальных
способностей. Решение этой проблемы возможно
приобщением к музыкальному искусству
через пение как самого доступного, активного
и эффективного вида музыкальной деятельности
детей различного возраста. [19; с. 71].
По утверждению многих ученых, психологов, педагогов-музыковедов, врачей-фониаторов (Е.И. Алмазов, И.Я. Деражне, В.И. Петров), пению следует отвести решающую роль в развитии сложного и многогранного понятия «музыкальные способности», которое во все времена находится в центре внимания ученых разных областей наук: философии, культурологии, музыкальной педагогики и психологии. [25, с.55].
Особую роль отводили
певческой деятельности, связывая её
с вопросами общего физического,
умственного и психического развития
детей, В.П. Анисимов, В.Д. Остроменский,
В.И. Петрушин, Н.В. Суслова, Л.В. Школяр и др. Вопросы взаимосвязи музыкального
слуха и голоса рассмотрены педагогами
А.Д. Войновой, Д.Б. Кабалевским, А.И.
Катинене, В.П.Морозовым,Д.Е.Огородновым,
научные изыскания профессора В.П. Морозова, Е.М. Малининой и др. Важность создания определенной развивающей среды в этой области отмечались многими учеными (П.П. Блонский, М. Монтессори и др.).
Большинство исследователей отечественной музыкальной педагогики выделяли эмоциональную отзывчивость на музыку как музыкальную способность и связывали её с проблемой музыкального познания, развивающую интеллект, логику, навыки учебной деятельности (В.П. Морозов, С.Е. Оськина, Н.В. Суслова, Б.М. Теплов и др.).
Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова и др.). Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровьесберегающий фактор. Российские ученые (И.М. Догель, И.Р. Тарханов) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Они самым прямым образом изменяют кровяное давление, частоту пульса, расслабление и напряжение мышц. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.
В процессе певческой
деятельности успешно формируются
весь комплекс музыкальных способностей,
эмоциональная отзывчивость на музыку,
обогащаются переживания
Развивая певческую деятельность школьников во внеурочное время, педагог ненавязчиво, целенаправленно формирует физически здоровых, интеллектуально развитых и творческих людей.
Проведенный анализ учебно-воспитательной работы показывает, что многие проблемы развития музыкальных способностей и певческих навыков младших школьников изучены, однако проблема развития музыкальных способностей на основе певческой деятельности во внеклассной работе школы
исследована недостаточно.
Таким образом, актуальность
и востребованность исследуемой
темы определяются реальными потребностями
внеклассной работы школы
и существующими противоречиями между:
- требованиями нормативных докум
- широким, разносторонним подходом музыковедческих и психолого-педагогических исследований к необходимости развития голосового аппарата, возможностями дополнительного образования школьников для решения этой проблемы и нехваткой методических разработок по организации внеклассной работы с детьми на качественно ином исследовательском уровне.
- рекомендациями психологов,
которые утверждают, что сензитивным
периодом для развития
Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы нашего исследования: «Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности».
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: теоретические основы и педагогические
условия развития музыкальных способностей
детей младшего школьного возраста
на основе певческой деятельности.
Методологической
основой являются: совокупность философских,
психолого-педагогических положений,
раскрывающих концептуальные подходы
к осуществлению процесса развития музыкальности
личности; положения психологии и педагогики:
о взаимосвязи слуха и голоса;
о влиянии музыкального воспитания на
физическое, умственное, эстетическое
развитие школьников; об особенностях
певческой деятельности
и закономерностях овладения ею; о связи
музыки и цвета; о возможности применения
музыкотерапии на внеклассных занятиях
по вокалу.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают
философские учения о
природосообразности воспитания и
обучения
(Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо); концептуальные
идеи психологов о специфике развития
музыкальных способностей детей (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев,Л.С. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); научные мысли педагогов-музыковедов
о взаимосвязи развития музыкальных способностей
детей младшего школьного возраста с умственным
и физическим развитием (Ю.Б.Алиев,Н.А.
Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.П. Морозов,
Н.Д. Орлова, О.П. Радынова,Г.П. Стулова и
др.); взгляды Л.Л. Бочкарева, Н.Б. Гонтаренко,
А.Л. Готсдинер,В.И. Петрушина и др. о влиянии
музыкотерапии на формирование певческих
навыков; искусствоведческие аспекты
синтеза искусств о связи музыки и цвета
(Н.И. Веселовский, И.В. Кадобнова, В.О. Усачева,
Л.В. Школяр и др.); этнопедагогические
теории (У.А. Винокурова, Р.Д. Данилова,
М.К.Иванова,Л.П. Ильина, Е.Н. Качалова, А.Г.
Ларионова,Т.В. Толмачева и др.).
По утверждению И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр и др. музыка содержит возможность к выражению её содержания в пении, в пластике,в рисунке. В этом аспекте рассмотрена возможность развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности с применением синтеза искусств со смежной практикой элементов музыкотерапии.
Понимание синтеза искусств
опирается на анализ ряда искусствоведческих
и философских исследований М.В. Алпатова,
И.И. Иоффе, А.И. Мазаева, Е.Б. Муриной и др.
Эта проблема представляет интерес для
отечественной науки и практики применения
интеграции музыки с другими видами
искусства в начальной школе.
В отечественной педагогике имеется ряд
исследований, посвященных взаимосвязи
изобразительного искусства и музыки.
(Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова,
Н.И. Саккулина). Влияние музыки на особенности
детских рисунков изучалось
Н.Э. Басиной, Н.А. Ветлугиной, С.И. Назаровой,
О.А. Сусловой и др., психологические особенности
единовременного восприятия музыки и цвета – А.Н. Леонтьевым.
Для использования пластического интонирования как одного из способов «проживания» образов (Д.Б. Кабалевский) мы основывались на теории телесно-ориентированной терапии В. Райха и А. Лоуэна: правильное развитие артикуляционных и мимических мышц также тесно связано с общим развитием движений. Недостатки в голосе часто сопровождаются
недостатками в походке, движении пальцев. Вот почему правильное развитие и восприятие движений следует рассматривать не только как средство, помогающее правильному развитию голоса, но и как средство исправления его недостатков.
Анализ содержания работ по музыкотерапии (Л.Л. Бочкарев, Л.С. Брусиловский, А.Л. Готсдинер, А.З. Зак, В.И. Петрушин и др.) позволил использовать современные методы музыкотерапии: логоритмическую, вокальную и дыхательную гимнастику с релаксацией; музыкально-рациональную психотерапию В.И. Петрушина; дыхательные и певческие упражнения на регулирование эмоций и настроения; упражнения для снятия мышечной и психологической зажатости голосового аппарата, которые мы считаем корректным и для использования поставленной цели.
Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс обучения пению обладает значительными ресурсами для развития музыкальных способностей и происходит параллельно с формированием личностных качеств ребенка как основы творческой, социально адаптивной личности, что является одной из целей современного образования школьников.
Таким образом, показателями уровня развития музыкальных способностей младших школьников являются ладовое чувство (чувство ладового тяготения, ладовая окраска звука, эмоциональная отзывчивость на музыку, чистота интонирования); музыкально-слуховые представления (мелодический, гармонический, тембровый слух, чистота интонирования); чувство ритма (чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, эмоциональная отзывчивость на музыку, различение музыкальных жанров).
Высокий уровень. Проявление высокой, ярко выраженной; эмоциональной отзывчивости на музыку; умение давать развернутую и художественно обоснованную схему ассоциаций эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки; быстрое запоминание и чистое интонирование мелодии; точное воспроизведение ровного, пунктирного, синкопированного ритма; творческая активность, самостоятельность, инициатива, во всех видах музыкальной деятельности.
Средний уровень. Потребность и желание включиться в музыкальную деятельность, но при этом затруднение в выполнении некоторых заданий, (требуется помощь педагога); чистое интонирование только в сопровождении
музыкального инструмента;
попытка анализа характеристики
эмоционального содержания музыки (неуверенные,
не всегда соответствуют характеру произведения);
воспроизведение ровного, пунктирного,
синкопированного ритмического рисунка
мелодии с ошибками; стремление вносить
элементы нового в образцы собственного
песенного и музыкально-ритмического
творчества,
но недостаточная сформированность певческих
навыков, объема знаний.
Низкий уровень. Эмоциональная зажатость, «ровное», спокойное
отношение
к музыке; нет активного интереса, способности
к самостоятельности; познавательный
интерес к певческой деятельности лишь
занимательного характера, ситуативный;
неспособность давать характеристику
эмоционального содержания музыки, ввиду
слабо развитого «словаря эстетических
эмоций»; любознательность проявляется
только в игровых ситуациях; неумение
чисто интонировать мелодию, придумывать
танцевальные движения в соответствии
с характером и темпом музыки; неправильное
воспроизведение ритмического рисунка
мелодии, несоответствие ритма движений
ритму музыкального произведения.
При определении данных уровней учитывались качества
певческого голоса (примарный тон, звуковысотный
и динамический диапазон, утомляемость
и степень напряженности голосового аппарата),
развитость певческих навыков (дыхания,
дикции).
Анализ полученных данных констатирующего эксперимента выявил преобладание среднего и низкого уровня, что явно недостаточно для планируемого нами результата. Самые низкие оценки дети получили за певческое интонирование, гармонический слух, песенное и танцевальное творчество.
Наблюдения показали, что все компоненты музыкальности у разных детей проявлялись в различных качествах. Один и тот же ребенок мог иметь высокий, средний и даже низкий уровень по разным заданиям. С такими детьми намечалась систематическая, планомерная работа.
Подробный анализ анкетирования педагогов и родителей помог нам выявить положительные и отрицательные стороны внеклассной работы по обучению пению школьников. Положительным моментом можно считать