Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:

Рассмотреть эмоциональное развитие детей школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.

Задачи:

- проанализировать литературу и периодические издания по данной теме;
- дать характеристику эмоционального развития младших школьников в скс.
- рассмотреть влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

Глава 1. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.

§1.1.Характеристика эмоционального развития младших школьников в социальной среде.

§1.2. Влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме.

Глава 2. Диагностика эмоционального развития ребёнка в социуме.

§2.1. Методика эмоционального развития детей младшего школьного возраста средствами музыкотерапии.

§2.2. Показатели развития музыкальных способностей и то, как они влияют на адаптацию детей в социуме. Уровни оценки развития способностей младших школьников.

3. Заключение

4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии».doc

— 273.00 Кб (Скачать)

      Полезно обратить внимание взрослых на то, что на развитие

агрессивности влияет мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем, полное отсутствие наказаний тоже неблагоприятно влияет на развитие характера. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к игрушкам и куклам наказывали, по сравнению с теми, которых за такие действия не наказывали совсем, были менее агрессивными в повседневной

жизни.                                       

     Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: «С ними было интересно!».

     Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.

     Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные - ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Однако многие родители не понимают, в чем радость для их детей. Поэтому они, желая видеть своих детей счастливыми, нередко задаривают их большим количеством дорогих и красивых игрушек. Но если игрушек много,

дети теряют радость обладания  ими, перестают их ценить и беречь - все можно бросить, сломать. Из такого безответственного отношения к игрушкам постепенно формируется пренебрежительное отношение к вещам как предметам человеческого труда: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные веши. Поэтому лучше, когда игрушек не слишком много. Тогда каждая приносит больше радости и ее берегут и своевременно чинят. В этом случае возникает уважение к труду в них вложенному. [1; с. 93].

     Чувства - это более выраженные, чем эмоции, устойчивые психологические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер. Чувства социальны. В их основе лежат потребности, возникшие в ходе общественного развития. Специфика чувств состоит в том, что они могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметом его потребности, приводя его не к приспособительной, а к созидательной, творческой деятельности. Детям свойственна широкая гамма чувств. По отношению к взрослым и сверстникам это могут быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе - чувство собственного достоинства (и даже самоуверенности) или, напротив, неуверенности в своих силах. Правила, требования, мотивы поведения, базирующиеся на нравственных чувствах, в основном понятны уже дошкольнику. Дети не только способны воспринять и оценить поступки окружающих, но и разделить людей на «добрых» и «злых».

      В одном из  исследований дети 6-7 лет формировали ассоциации на слово «злой». Одним из самых частых ответов был «папа». Оказалось, что отца считают злым дети, растущие в семьях без отцов, а также те, которых отцы склонны наказывать за любую провинность.

      Моральные понятия и нравственные чувства младших школьников от первого к третьему классу заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У первоклассников они обычно основаны на опыте

собственного поведения и поведения  близких, на конкретных указаниях и  разъяснениях учителей и родителей. У второклассников и третьеклассников, помимо этого, прослеживается значительно  большее влияние художественной литературы, кино, телевидения и просто восприятия и анализа окружающей социальной действительности. Соответственно меняется и моральное поведение. Если дети 7-8 лет совершают моральные поступки, следуя прямым указаниям старших, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

     Порой дети очень четко и емко выражают свое отношение к происходящему в мире, самостоятельно приходя к пониманию общечеловеческих ценностей, например - права на жизнь, здоровье и хотя бы минимальную материальную обеспеченность.

      Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычки и потребности происходит на основе положительно эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства (например, любовь к родителям, уважение к педагогу, доброжелательность к сверстникам) выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. [6; с. 145].

      Для ребенка красота и доброта всегда идут рядом, поэтому развитие эстетических чувств у него начинается с восприятия красоты. Как правило, эстетические чувства у детей возникают первоначально при восприятии женщин («мама красивая») и окружающей природы («кошка красивая», «цветы красивые»). Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как и встреча с красотой, оборачивается особой радостью для ребенка. А детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе формирования личности. В младшем школьном возрасте, в

процессе постепенного знакомства с продуктами материальной и духовной культуры, дети также начинают переживать эстетические эмоции при восприятии произведений искусства. [20 стр.17].

 

 

      

 

 

 

 

 

              

 

         § 1.2. Влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей                         младшего  школьного возраста

       

      В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов... Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей... Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и                                                      

полонез Огинского. Так  как занятия музыкой требуют  не только

 

непрестанного труда  и волевых усилий детей, но и несокрушимого  родительского терпения, профессионалами  из них становились единицы, но учили  все-таки всех или почти всех и  считали это необходимым.          

      Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет. [19; с. 71].

      Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

      Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите,                                                        откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато

приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор...» Рассказывает учительница музыки. Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

     Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

       Специалистами  уже доказано, что музыка стимулирует  развитие ребенка, развитие его  интеллекта. Интересно, что, по  мнению ученых, стимулирующее действие  музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

       Музыка  является еще и лечебной. Еще  древние знали, что искусство  обладает лечебным эффектом! Наиболее  сильное же воздействие оказывает  музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.

       А  современные нейрохирурги и психологи  считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться .

       Список  произведений классической музыки  для регуляции психоэмоционального  состояния детей:

      •   Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн - чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

     •  Бетховен, Шуберт, Брамс - чтобы успокоиться;

      •   Бах от напряжения в отношениях;

      •   Моцарт, Лист, Хачатурян - для поднятия  жизненного тонуса, активности;

      •   Чайковский, Бетховен - поднимает настроение;

      •   Бах, Гайдн - уменьшают злобность;

      •   Чайковский, Дебюсси, Мендельсон - концентрация  внимания.

       Появляется  термин музыкотерапия, как дополнительный  стимул развития детей. Сегодня  существует практика музыкотерапии  с целью коррекции проблемных детей.

       Выбор  музыки огромен и можно встать  в тупик, выбирая какую музыку  ставить ребенку. Так ли необходимо  слушать только классическую  музыку? Нет, конечно. Но подходить  к этому вопросу нужно со  всей серьезностью. Выбор огромен - классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

       Так  когда же можно знакомить ребенка  с миром музыки? Это никогда  не поздно, но лучше ставить  музыку до рождения ребенка.  Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает  справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

       Развивая  личность ребенка, мы подталкиваем  к зарождению, развитию и 

становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие

разных сторон жизни!

      •  Прослушивание  музыки развивает наглядно-образное мышление – способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин.

      •  Чем раньше  ребенок приобщится к музыке, чем больше у него шансов  полюбить и освоить ее по-настоящему.

      •  Музыкальные  игры часто сочетают разговор  и пение с ритмическими движениями. Зоны мозга, отвечающие за эти  действия, контролируют также двигательные  импульсы, благодаря чему ребенок  все больше учится управлять  своим телом.

Информация о работе Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии