Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:52, реферат
Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.
Введение 3
I.Формирование экранной культуры 4
II.Тенденции современного развития экранной культуры 18
III.Психология телевизионной аудитории 22
Заключение 26
Cписок использованной литературы: 27
Синтез кино и телевидения (видеокассеты, видеодиск) создают новую ситуацию – ситуацию видеокультуры. Если кино создало массового зрителя, телевидение расширило аудиторию экрана до домашнего пользования. Видеокультура сделала потребление экранных текстов с учетом индивидуальных запросов зрителей. Техника видео позволяет делать видеозаписи, что еще в большей степени способствует удовлетворению запросов определенных групп потребителей.
К
процессу взаимодействия различных
элементов экранной культуры постепенно
подключается и компьютерная культура,
которая все чаще начинает соприкасаться
с кино и телеискусством. Кинофильмы
выступают как сообщение, представляющее
собой артефакты зрелищной
Современный компьютер отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. При этом связь между объектами этого гипертекста - объединения различных типов – может быть мгновенно изменена в зависимости от потребностей пользователя. Телевидение воздействует на пассивного зрителя, поскольку управление телевидением носит централизованный характер. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случае компьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя. В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран. Правда, в силу ряда обстоятельств – сложности нахождения программы кинофильмов по Интернету, сравнительно высокой стоимости просмотра фильмов и др. – эта функция компьютеров дело хотя и не далекого, но будущего.
Ныне
все более актуально
Подобная технология создания фильмов сокращает этот процесс во времени и дает ощутимую экономическую выгоду. Она, к примеру, была применена Лукасом при создании фильма «Звездные войны. Эпизод 1». Правда, этот фильм далек от эстетического совершенства. Но в угоду экономическим выгодам этими ценностями часто пренебрегают. Для Лукаса компьютер просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его фильме не приходиться говорить. Если и можно говорить о влиянии подобного применения компьютерной технологии на эстетическую ценность, то только, в основном, в отрицательном плане.
Компьютерная
технология все шире применяется
при создании мультипликационных фильмов.
В этом случае компьютеры увеличивают
или уменьшают изображения, рисуют
все промежуточные кадры
Под влиянием компьютерной технологии в кинематографии пробивают себе дорогу и другие существенные нововведения. Так, в марте 1999 года на конференции в Лас-Вегасе (США) была продемонстрирована методика цифровой обработки потоков света и продемонстрированы цифровые кинопроекторы, идущие на смену кинопленочным. Цифровое кино – неизбежное ближайшее будущее. В этих разработках широко применяются компьютеры, функционирующие на цифровой основе.
Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.
Таким
образом, экранная культура представляет
собой развивающуюся систему
таких взаимосвязанных
Важным требованием системного анализа, как уже было отмечено, является рассмотрение структуры системы, как итога её предшествующего развития. То, что в развитой системе находится одно возле другого, в процессе развития этой системы - одно вслед за другим. Это требование системного анализа предполагает сочетание генетического и структурного подходов. При этом под генетическим подходом в широком смысле этого термина мы имеем ввиду исследование зарождения и последующего развития системы, приводящее ее к определенному состоянию.
Что касается структурного подхода, то под ним понимается анализ связей между элементами системы, определяющими форму ее функционирования как единого целого. Развитая система, в том числе и система экранной культуры, (хотя она еще находится в процессе становления) как бы синтезирует предшествующие этапы своего развития.
В зависимости от материальных носителей культуры можно выделить устную, письменную и экранную формы культуры.
Устная культура берет свое начало с появлением речи и доминирует вплоть до распространения письма. Эта культура основана на передаче культурных ценностей при помощи звука, речи, музыки и т.д. Ее можно назвать аудиокультурой.
Письменная культура характерна для перехода общества к цивилизационному пути развития. Она основана на передаче знака (буквы) и изображения. Ее можно назвать видеокультурой.
Экранная культура возникает с появлением экранных средств передачи культурных ценностей при помощи звука и изображения. Ее становление, как системы, происходит в условиях информатизации общества. Как бы включая в себя, синтезируя качества устной и письменной культур, экранная культура является аудиовизуальной культурой.
Возникая одна вслед за другой, эти формы культуры развиваются параллельно и ныне сосуществуют друг с другом, представляя собой многообразие форм культуры информационного мира. Эти формы культуры в историческом контексте составляют ее «филогенез», т.е. исторический процесс развития всей культуры. В данном аспекте экранная культура представляет собой синтез предшествующих этапов развития, поскольку включает в свое содержание устную и письменную культуры.
Вместе с тем, важно рассматривать саму систему экранной культуры в ее «онтогенезе», т.е. в собственном своем развитии. В этом аспекте, возможно, выделить такие ступени ее развития, которые находят воплощение в основных элементах экранной культуры – кино-, телевизионной и компьютерной культурах. Каждый из этих элементов подготавливает определенные предпосылки для последующих ступеней развития. Этот процесс взаиморазвития элементов системы экранной культуры совершался на протяжении длительного периода по мере совершенствования экранных технических средств и технологии их использования.
Свое
начало экранная культура, как известно,
берет с появлением культуры кино.
Начав свой путь, «живая фотография»
- кино совершенствуется ускоренными
темпами. Однако язык киноэкрана, как
средство общения, ограничен в пространстве
самой техникой демонстрации фильмов
в кинозале и разомкнут во времени
из-за длительности процесса создания
фильма, его тиражирования и
Телевидение появляется не на пустом месте. Его предком, как и предком компьютерной культуры, является культура кино. Именно кино, начиная с конца XIX века, самым непосредственным образом подготавливает человечество к цифровой среде, к цифровой форме передачи информации, поскольку оно основано на дискретиции времени – двадцать четыре дискрета в секунду. Кино приучило нас манипулировать с пространством и временем, трансформировать реальность в движущиеся изображения. Кино подготовило нас к удобствам мира плоских (двухмерных) подвижных моделей. Цифровая среда имитирует несуществующие в реальности миры, вводит человека по существу в то, что ныне мы называем виртуальной реальностью. Оно сделало наглядными многие цифровые и компьютерные понятия, такие как дискретизация и многие другие, которыми ныне люди оперируют в области телевидения и компьютеров. Таким образом, сыграв свою роль, кино подготовило появление и восприятие мира телевидения и компьютеров.
Телевизор,
передавая информацию в аудиовизуальной
форме на расстояние радиоэлектронными
средствами, по своему существу является
электронной разновидностью кинематографа.
Но по своим возможностям, телевидение
намного превосходит кино. Оно
обеспечивает удобства восприятия информации,
большой охват территории. Заимствуя
у кино все его сильные характеристики
(сочетание аудио и
Зарождение компьютерной культуры связано не только, как уже было сказано, с кино, но и с телевидением. Дело в том, что ныне развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все более реальным становится сращивание телевизора и компьютера. В одном случае демонстрация кинофильмов осуществляется на базе телевизора, соединенного приставкой-декодером с компьютерной сетью. В другом – на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. И в том, и в другом случае осуществляется компьютеризация телевидения. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.
Таким образом, компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Возникает киберпространство – совокупность систем компьютерных коммуникаций и потоков информации разной природы, циркулирующих в мировых сетях. Пользователю в кибернетической культуре становятся доступными многие культурные ценности, удаленные от него на значительные расстояния – музеи и библиотеки, театры и концерты, египетские пирамиды и буддийские храмы стран Востока. Развитие «электронной почты» позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.
Анализ системы экранной культуры, как итога ее генезиса, позволяет выявить логику становления этой системы.
В процессе развития экранной культуры охват пользователей идет от макрогрупп (кино) к микрогруппе (телевидение) и далее – к индивидуальному пользователю (компьютер). Следовательно, экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. В то же время степень свободы выбора идет от ограничения этой свободы техникой и условиями пользования культурными феноменами (кино) к ограниченной свободе выбора в силу приближения времени сообщений к времени событий (телевидение), и далее – к свободе выбора информации в пределах мировой Сети. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает. Так же возрастает и степень интеробщения, которое отсутствует в кинокультуре, ограничено в телевизионной культуре и приобретает глобальный характер в культуре компьютерной. Сравнение технических систем экранной культуры можно представить следующей таблицей: