Диалог культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:11, лекция

Описание работы

Национальное и общечеловеческое в культуре. С древнейших времен многие люди судили о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, еще в IV веке до н. э. древнегреческие общественные деятели делили весь мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первых проявлений европоцентризма – суждения европейцев о том, что их культура есть образец для остального мира.

Работа содержит 1 файл

Диалог культур.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

§ 12. Диалог культур 

     Национальное и общечеловеческое в культуре. С древнейших времен многие люди судили о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, еще в IV веке до н. э. древнегреческие общественные деятели делили весь мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первых проявлений европоцентризма – суждения европейцев о том, что их культура есть образец для остального мира.

     Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь жители средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (европейцам, равно как и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

     Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесет пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада – они просто разные.

     Содействие многообразию культур – одна из важных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО (ЮНЕСКО – Организация Объединенных наций по вопросам образования и культуры). В ней говорится, что цель сотрудничества – способствовать «сближению и взаимному пониманию народов путем надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение международных соглашений, которые она (ЮНЕСКО) сочтет полезным для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем». Но культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать.

     Своеобразие каждой национальной культуры является относительным. Ее уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта и т.д. является общей для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба – в любом месте Земли они значимы для людей. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения.

     Так, в конце XIX века аграрная Япония за несколько десятилетий смогла превратиться в сильную индустриальную державу. Причина этого кроется в заимствовании западных технологий и принципов организации производства. Взаимодействие культур ведет, с одной стороны, к упрочению своеобразия восточных и западных, южных и северных культур, с другой – к формированию мировой культуры. Диалог разных культур необходим. Он не может иметь конца. Это – постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволит каждому человеку приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами. Это не только позволит совместно решать глобальные проблемы человечества, но и поможет отдельным людям и общностям людей найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.

     Особенности культуры восточнославянских народов. Культура восточных славян динамично развивается. Этот культурный мир одновременно богат высокими духовными достижениями и в чем-то непредсказуем, склонен к резким изменениям. Так, только в ХХ веке он пережил такие мощные потрясения, от которых многие другие культуры не смогли бы оправиться. До начала Первой мировой войны восточно-славянский мир находился на волне творческого подъема. Для русской и белорусской культур это время отмечено великими свершениями деятелей науки и искусства. Среди творческих личностей России того периода выделяются писатели А.Чехов, Л.Толстой, поэты А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, философы С.Франк, Н.Бердяев художник И.Репин и др. Белорусская культура прославилась в то время именами как О.Дунина-Марцинкевича, Я.Коласа, Я.Купалы, М.Богдановича. И белорусской, и русской культуре принадлежат художник К.Малевич, философ М.Бахтин, психолог Л.Выготский и др. Но русская цивилизация была вовлечена сначала в империалистическую войну, а затем стала жертвой целого ряда разрушительных социальных процессов.

     Сказались и некоторые особенности национального характера русского народа. Положение русских земель между Востоком и Западом повлияло на его формирование. Под влиянием православия здесь сформировался «мессианский тип человека». Такой человек чувствует, что он должен спасти мир, пусть и ценой собственной гибели. На Руси всегда было немало борцов за свободу народа, защищавших его прежде всего от гнета государства, а также от произвола помещиков. Огромные русские просторы позволяли крепостным мужикам бежать вглубь страны, стремясь на широкий вольный простор. Русский человек имеет широкую, «открытую душу», склонен к сопереживанию, добр и отзывчив. Однако он страшен в своем бунте, так как для него нет ничего дороже свободы. Часто он прост и делит всех на врагов и друзей, не признавая полутонов и полуоттенков. «Или друг – или враг!» - таков в прошлом девиз многих россиянин. Потому и неудивительно, что мессианская идея коммунизма, упав на русскую почву, вызвала жесточайшую гражданскую войну, миллионы жертв и гибель великих ценностей культуры.

     Духовная жизнь народа на протяжении всего советского периода тоже была своеобразным полем боя. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческих ценностей. К представителям интеллигенции государство нередко относилось с подозрением, видя в них контрреволюционеров. Результатом такого отношения еще в первые годы существования Советской власти стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, конструкторов. За границами России оказались такие великие люди, как певец Ф. Шаляпин, композитор С. Рахманинов, балерина А. Павлова, поэтесса М. Цветаева, писатель И. Бунин, художник К. Коровин. Многие покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «философский пароход». На нем была выслана за пределы страны большая группа русских философов и писателей: Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Сорокин, Н. Лосский, С. Прокопович и др. Произошедший отток умов привел к заметному понижению духовно-интеллектуального уровня общества, что потребовало дополнительных усилий по восполнению утраченного.

     Современная культура на всем постсоветском пространстве переживает непростое время. В XXI веке происходит широкое внедрение в самобытные культуры разных народов западных образцов культуры. Это ведет к коммерциализации культуры, разрушению былого духовного и культурного единства братских народов. Вместе с тем сохраняется возможность дальнейшего сближения восточнославянских народов и их совместного и взаимообогащающего культурного развития. Для этого необходимо восстановить прежние и наладить новые культурные связи, постараться сберечь и укрепить традиционные ценности наших народов с учетом нового исторического опыта. В культурном развитии мы должны смотреть вперед, не назад.

     Беларусь на перекрестке культур. В условиях глобализации усиливается внешнее воздействие на национальную культуру. Ее духовные ценности и установки проходят настоящую проверку на прочность. Сейчас стоит задача сохранения национального духовного наследия. Без понимания себя, своей культуры невозможно найти собственный путь развития в современном мире.

     Белорусская культура прошла долгий путь в своем развитии и образовала собственную традицию. В ней воплотились самобытные мифологические, религиозные, художественные, нравственные, философские представления нашего народа. Долгое время белорусская культура, как и русская культура, заимствовала многие западные идеи, ценности, формы культуры. Однако у белорусской культуры есть свой твердый базисный стержень. Этот стержень – эмпатия. Это слово означает способность к искреннему сопереживанию, стремление разделить чужую боль.

     Эмпатическая направленность нашей культуры объясняет ее толерантность (терпимость), рассудительность, спокойствие. Эти черты культуры проявились в отсутствии национальной и религиозной розни. Эмпатийностью культуры можно объяснить преобладание в Беларуси художественного творчества при отсутствии развитых философских и научных систем. Белорус не стремится покорять природу, а, наоборот, желает единения с природой. Он хочет вслушаться в мир, вглядеться в него, чтобы ощутить всю его красоту. Самое страшное для белоруса – разочарование в идеале, отторжение от красоты.

     Эмпатийность белорусской культуры во многом сближает ее с восточной культурой. Однако на Востоке сочувствие и переживание человека часто бывают обращены к Богу или же внутрь себя. А у белорусов любовь и эмпатия направлены прежде всего на близкое, родное пространство. Это сильное чувство родной земли составляет очень важную черту мировоззрения нашего народа.

     Белорусская культура формировалась в непосредственной связи не только с Россией, но и с западными культурными центрами. Она испытала на себе их значительное влияние. Поэтому культура Беларуси имеет ясно выраженную практическую направленность. Вместе с тем наша культура не нацелена на борьбу, силовое самоутверждение. Белорусы всегда стремились к гибкому, конструктивному диалогу с представителями других культур. Белорусская культура осуществляет соединение пользы и красоты.

     Духовно белорусская культура очень близка к русской. Однако есть между ними и некоторые различия. Стремление к максимальному охвату бытия, характерное для русской культуры, порой выливалось в великие проекты: «Москва – третий Рим», «Мировая революция». Деятели же белорусской культуры всегда мечтали о близком, руководствовались чувством меры и здравым смыслом. Они избегали крайностей и революционных ломок. В ХХ веке Беларусь получила возможность независимого государственного и культурного развития. Опираясь на свой особый тип духовности, белорусы вполне могут занимать достойное место среди других народов, национальных культур.

     Менталитет белорусского народа. Менталитет – это национальный характер. На формирование белорусского менталитета оказали влияние три основных фактора. Во-первых, это природно-географическая среда, которая повлияла на мироощущение наших предков (красота родной природы и расположение белорусских земель в равнинной зоне с умеренно-континентальным климатом). Во-вторых, это религия, а вернее, несколько религий – прежде всего православие, а также католицизм, ислам, иудаизм. В-третьих, это коллективно-родовое начало, которое проявило себя в ограничении активности отдельного человека, заботой об общем благе.

     Важными чертами менталитета белорусов можно считать:  
– «Пограничность», связанную с необходимостью осуществлять выбор между Западом и Востоком; постоянный поиск своего собственного пути развития. Так, уже первый белорусский ученый Франциск Скорина объединял в себе черты двух культур – Западной (католической) и Восточной (православной), что не мешало ему оставаться горячим патриотом.

– Отсутствие чувства превосходства над другими народами.

– Терпеливость, выносливость и неагрессивность. Белорусы всегда отрицали насилие, но сами нередко становились его жертвами, в чем-то подражая христианским мученикам. Вместе с тем белорусы вовсе не лишены свободолюбия и храбрости. На войне белорус храбр и решителен, о чем свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, массовое партизанское движение на территории Беларуси.

– Немногословность и сдержанность, отсутствие склонности к бурному выражению чувств. Свои проблемы белорусы предпочитают не обсуждать, а переживают внутренне. В тоже время они открыты, бесхитростны и добродушны.

– Миролюбие, покладистость, толерантность. Наша толерантность имеет конкретные исторические корни. Белорусы долгое время жили в составе многонациональных государств. Поэтому сама жизнь научила наш народ думать об интересах общества в целом, а не только о своих собственных интересах.

Некоторые выводы:

1. Многообразие культур и их ориентация на продуктивный диалог – основные условия успешного развития мировой культуры.

2. Культура восточных славян – динамичный и богатый, хотя и противоречивый культурный мир.

3. Белорусская культура – это культурное пограничье между Западом и Востоком, имеющее благоприятные возможности для самостоятельного творческого развития.

4. Важные черты белорусского менталитета: толерантность, терпеливость, рассудительность, сдержанность.

Вопросы и задания:

1. Каковы, на ваш взгляд, основные предпосылки диалога культур Запада и Востока?

2. Определите характерные черты развития русской культуры.

3. Назовите известных вам деятелей белорусской культуры.

4. Русский философ Г.П. Федотов писал: «Большевизму удалось воспитать поколение, для которого нет ценности человеческой души – ни своей, ни чужой!» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Информация о работе Диалог культур