Экранная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Содержание

Введение 3
I.Формирование экранной культуры 4
II.Тенденции современного развития экранной культуры 18
III.Психология телевизионной аудитории 22
Заключение 26
Cписок использованной литературы: 27

Работа содержит 1 файл

Экранная культура.docx

— 65.72 Кб (Скачать)
Экранные  средства Кино  Телевидение Компьютер
Охват пользователей   Макрогруппа Микрогруппа Индивид
Степень свободы     Ограничена  тех никой демонст- рации и разом- кнута во времени Приближение времени  сообщения к време- ни события В пределах мировой  Сети
Интеробщение   Отсутствует Ограничено Глобальное

      

     Проведенный анализ экранной культуры, с точки  зрения системного подхода, подводит нас  к определению понятия «экранная  культура».                  Экранная культура – исторически сложившаяся система получения культурных произведений, способов их производства и трансляции с помощью экранных технических средств, системообразующим признаком которой является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде. Это главнейшая характеристика новой информационной среды, новой культуры информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание. Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры[1].

     Внедрение в экранное творчество идущих на смену  аналоговой (линейной) системе фиксации и воспроизведения звука и  изображения цифровых (нелинейных) технологий начинается в конце 70-х  гг. ХХ столетия. В результате современная  кино- и видеосъемка стала гораздо  более маневренной и экономной, но при этом более продолжительным и трудоемким становится процесс последующей обработки изображения (постпродакшен).

     Новые технологии рождают у зрителя  привычку к иному, высокому техническому качеству. Сегодня уже активно  используется стандарт HDV с разрешением более 1000 строк (существующий стандарт – 625 строк), начались работы по внедрению в жизнь телевидения высокой частоты (ТВЧ), и в ряде стран уже создаются цифровые кинотеатры.

     Цифровые  технологии внесли значительные изменения  в эстетику анимационного фильма. Начиная с 1990-х годов, компьютерный способ производства мультфильмов переживает настоящий бум; сегодня ежегодно выпускаются сотни анимационных картин, в том числе и полнометражных, сделанных в технологии 3D (3 dimensions).

     Именно  совершенствование технического качества изображения и звука и упрощение  технологии (а, значит, и ускорение) производства стало сегодня главным  направлением в развитии кино- и  видеотехники, что не могло не отразиться на эстетике современного экранного произведения.

     Сегодня кинематограф переживает очередной, четвертый (после появления кино, внедрения  в него звука и цвета и экспериментов  с форматами экрана) этап аттракционности, связанный с появлением совершенно новых компьютерных систем, которые позволяют видеть виртуальный мир более зримо и объемно, мало того, ощущать его тактильно и вестибулярно [2]. 
 
 
 

     II.Тенденции современного развития экранной культуры

     Если  в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались  в соответствии с различными параметрами  — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его  стратификации, то в постсоветский  период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. [3]

     Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата и зачастую, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс-медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры", совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи "Спокойной ночи, малыши").

     За  последние 15 лет выросло число  доступных населению телеканалов: сегодня средняя городская семья  в России имеет возможность принимать  восемь телеканалов. На отечественном  телеэкране появились новые жанры  телепередач и типы телевизионных  зрелищ — зарубежные фильмы в большом  количестве, «мыльные оперы», ток-шоу, телеигры, музыкальные клипы, всевозможные интервью в прямом эфире с интерактивной связью.

     В отличие от других видов повседневной деятельности (чтение книг, посещение  магазинов, занятия спортом и  т.д.), потребление СМИ и в частности  ТВ в условиях бума массовой культуры носит тотальный характер. Мощностью  его воздействия, какой не обладают другие СМИ. Ни одно другое информационное средство (массмедиа) в стране — ни радио, ни периодическая печать, не говоря уж о кино или Интернете — не создало и не репродуцирует сегодня контингент своих потребителей с таким постоянством, в таких масштабах и с таким позитивным (по мнению преобладающей части самих потребителей) эффектом. Из огромного количества видов досуга, которые сегодня можно выбрать самый распространенный — телевизор. Легкость и бесплатность доступа к телевизору, отсутствие необходимости предпринимать какие-то усилия и идти на дополнительные затраты (на покупку газет-журналов, видеокассет, выбор книг и т. д.), а также доступность и понятность телевизионного языка повышают привлекательность телевизора. А так же весомым фактором является наибольшая степень доверия телевидению из всех существующих средств массовой информации.Каждый день (в среднем 3,5 часа) смотрят телевизор 92 % горожан России, 55 процентов доверяют ему как каналу информации, 56 % считают его самым важным лично для них источником сведений о мире, 58 % смотрят его с интересом и удовольствием (еще 29 % — без особых чувств).[4]

     Старшая по возрасту часть телеаудитории несколько чаще среднего ориентируется в просмотре на отечественные криминальные сериалы и криминальную хронику (хотя подобные ориентиры объединяют сегодня всю российскую телеаудиторию). Более молодая часть (во многом, скорее, подростковая по типу ориентации и самоопределения) с несколько большей заинтересованностью ищет на экране игровые ситуации, особенно связанные с физическим риском либо интеллектуальным испытанием, сенсации и скандалы (ищет, можно сказать, игры-достижения и игры-нарушения), а также передачи по «мужским» и по «женским» интересам, соответствующие образы половозрастной идентичности. Характерная черта нашей страны - аудитория в нашей стране носит биполярный характер. Одна часть живет ностальгией по старому советскому телевидению, другая мало что помнит о советском телевидении и живет реалиями сегодняшнего. На сегодняшний день можно наслаждаться разнообразием, открытостью нашего телевидения. Что же касается содержания телевизионного эфира с точки зрения зрительских предпочтений, то именно в этих предпочтениях, уровне популярности и потребления отдельных тележанров наиболее рельефно проявляют себя особенности отечественного телесмотрения, специфика нашего телевидения и телеаудитории. Так, например, у российской телеаудитории отсутствует серьезный .интерес к спортивным программам, не пользуются успехом ситкомы. Хоть это все довольно спорно, так как, конечно, в наше время улицы не пустеют во время трансляций фигурного катания или хоккея.

     Мы  не знаем наизусть имена всех спортсменов. Хотя международные успехи Алины  Кабаевой повлияли на уровень интереса к художественной гимнастике. Это имя сейчас знакомо почти каждому. Имена первых фигуристов (Евгений Плющенко, Авербух и Лобачева), хоккеистов (Павел Буре - самый желанный холостяк страны) так же раскручиваются на современном телевидении, повышая зрительский интерес к конкретному виду спорту и к спорту вообще. А про футбол и говорить не стоит - на нем по-прежнему помешана почти вся мужская часть нашей страны, и старшее и молодое поколение. Исследование показало, что порядка 20% аудитории спортивные передачи смотрит регулярно. Спортивные передачи собирают вокруг себя преимущественно мужскую аудиторию (71% их регулярных зрителей - мужчины), достаточно молодую - от 25 до 40 лет, причем с высшим образованием. Эта аудитория наиболее привлекательна для рекламодателей. Вместе с тем, она наиболее трудно достижима, поскольку мало смотрит телевизор. Спорт на телевизионном экране позволят собрать эту аудитории в максимальном количестве. Структура предпочтений трансляции спортивных состязаний по телевидению следующая: футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, бокс, плавание, легкая атлетика.

     Хотя  в настоящий момент спортпродукт для отечественного телевидения не рентабельный, весь мировой опыт показывает, что спортивное состязание со своей непредсказуемой драматургией может привлекать большое количество телезрителей. Спортивные трансляции в настоящее время — одни из самых технически сложных телетехнологий. Обычная съемка пятью камерами осталась разве что в теннисных состязаниях. Самыми сложными являются гонки чемпионата «Формула-один», предполагающие не только съемку со стороны или сверху, как это принято на гонках «Париж—Дакар». Например, картинка с камеры, вмонтированной в шлем знаменитого гонщика А.Сенны, позволила зрителям сопереживать в последние секунды жизни великого спортсмена. Подобный способ освещения выводит телепродукт на уровень, создающий полную иллюзию собственного участия, — перед глазами не только головокружительный темп гонки, но и все параметры движения автоболида, включая скорость и обороты двигателя. В настоящий момент отечественный спорт, в частности, наиболее любимые футбол и хоккей, все-таки лишен одной из важнейшей составляющей, которая и привлекает телезрителей - звезд. Притом звезд настоящих. Но звезды без активного участия телевидения не возникнут. Именно телевидение, активно показывая спорт, формируя позитивную мифологию российского спорта, "взращивая" отечественных звезд, может превратить спорт в перспективный формат отечественного телевещания. Само телевидение способно успешно повышать этот интерес. Спорт, тем более спорт на телевизионном экране, это больше чем просто спорт - это идеология, национальная идея, которой так не хватает современной России.

     Статус  образовательных программ в нашей  стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и  новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим  причинам. В результате на сегодняшний день происходит перенасыщение этой продукцией, значительная часть которой адресована непосредственно молодежи. В последние годы эта медленно вызревающая тенденция проявилась особенно ясно.

     Электронный монтаж, компьютерные спецэффекты, съемка отдельных эпизодов, репетиций и  т. д. с помощью видеотехники и  приход «оцифровки» - все это знаменует  начало электронной революции, как  специфического периода развития экранной культуры, связанного со сменой «поколений» технических средств и возникновением эстетики телевидения, базирующейся на видеоэффектах. Технические возможности новых средств коммуникации инициировали процессы глобализации культуры, подтвердившие фундаментальное единство разных технических форм аудиовизуальной коммуникации и искусства экрана. На этом этапе характер революционных изменений экранной культуры решающим образом определил персональный компьютер. Распространение Интернета способствовало развитию двух взаимодополнительных процессов в современной культуре: глобализации, с одной стороны, и диверсификации - с другой.

     Период  интерактивности в экранных формах культуры характеризуется стремительным  распространением компьютерных игр  и телевизионных игровых приставок, элементы интерактивности возникают  в телевидении и видео, в производственных процессах создания аудиовизуальных  произведений, во всех сферах жизни, куда проник теперь уже вездесущий компьютер. Интернет и другие глобальные информационные сети изменили характер общения между  людьми, они влияют на идеологические установки, изменяют стиль и темп жизни. Интерактивность становится важнейшей составляющей актуальной художественной деятельности.

     Появление технологий «виртуальной реальности»  характеризует начавшийся на рубеже веков и тысячелетий период конвергенции. Современная художественная деятельность ориентирована, прежде всего, на процесс, на жест художника, на коммуникативную  ситуацию, в которой происходит его  встреча с аудиторией. Сверхминиатюризация и интеграция информационной техники обещает в недалеком будущем на основе нанотехнологий погружение инфосферы в мир индивида.

     По  способу трансляции информации компьютеры и компьютерные сети являются зрелой формой экранной культуры. По мнению известного культуролога К.Разлогова, анализ влияния новых технологий на общество можно вести в рамках концепции трех ступеней развития культуры: от культуры непосредственного общения – к письменной книжной и экранной культуре1. С понятием «экранная культура» связаны не только кино и телевидение в их художественной форме. Именно экран, в том числе и дисплей компьютера, вбирая в себя образные возможности кинематографа, дополняя и трансформируя их, становится материальным носителем нового типа культуры [5].

     Кинематограф, телевидение и видео заложили фундамент всемирной экранной культуры, своим рождением обязанной технической  мысли ХХ века. Это происходящее прямо на наших глазах и все  более зримое постижение жизни общества заставляет вспомнить об эволюции всемирной  литературы, которую невозможно себе представить, не изобрети человечество в свое время письменность. Правда, тогдашнее развитие поначалу двигалось, как в перевернутых песочных часах, в обратную сторону. Письменность позволяла  передавать персональное сообщение  от одного человека к другому. Печатный станок — «изобретение более божественное, чем человеческое», как заметил средневековый автор одной из первых деклараций об издательских правах, — предоставил возможность тиражирования запечатленного слова. Таков был путь, где каждый новый этап не заменял предыдущий, а дополнял существующий оркестр все новыми инструментами и звучанием.

Информация о работе Экранная культура