Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 14:03, реферат
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского — один из самых знаменитых театров оперы и балета в России. Один из основных творческих принципов театра — освоение всего наследия композитора Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья. Пермский театр оперы и балета — единственный в России, где были поставлены все его сценические произведения: 10 опер и 3 балета.
Балетная труппа театра — одна из наиболее популярных в России, успешно гастролирует за рубежом под маркой «Чайковский-балет». В январе 2008 года с постановки оперы П. И. Чайковского «Мазепа» начато продвижение в США оперной труппы, выступающей там под названием «Чайковский-театр».
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского — один из самых знаменитых театров оперы и балета в России. Один из основных творческих принципов театра — освоение всего наследия композитора Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья. Пермский театр оперы и балета — единственный в России, где были поставлены все его сценические произведения: 10 опер и 3 балета.
Балетная труппа театра — одна из наиболее популярных в России, успешно гастролирует за рубежом под маркой «Чайковский-балет». В январе 2008 года с постановки оперы П. И. Чайковского «Мазепа» начато продвижение в США оперной труппы, выступающей там под названием «Чайковский-театр».
В
современном мире стихия свободных,
интуитивных театрально-
Итак, цель работы – исследовать творческую деятельность балетмейстеров Перми.
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского был основан 24 ноября 1870 года. Первым представлением стала опера М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Современное
здание театра построено в 1874—1879 годах
по проекту Р. О. Карвовского. Первое
представление в ещё
В 1896 году театр был переведён под попечение городской думы. Депутаты приняли решение сформировать городскую дирекцию для управления театром содержать оперную труппу за счёт бюджета города. Первый сезон по муниципальным управлением открылся остановкой «Аиды».
20 августа 1921 года открылся первый театральный сезон после окончания гражданской войны.
Во время Великой отечественной войны в театре выступал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балеты имени Кирова.
В 1965 году Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского.
В 1969 году театру было присвоено звание «академический». В 1984 году за постановку оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» коллективу театра была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки.
Художественный руководитель и главный режиссёр — лауреат Государственной премии России Георгий Георгиевич Исаакян.
Заведующий оперной труппой — Виктор Хребтов.
Художественный руководитель балета — лауреат международных конкурсов Наталья Галимзановна Ахмарова.
Заведующий труппой балета — заслуженный работник культуры России Виталий Дубровин.
Рассмотрим теперь деятельность выдающихся балетмейстеров в Прикамье.
Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Премии им. Ф. Волкова Правительства РФ - Георгий Георгиевич Исаакян[1].
В многообразной и насыщенной современной оперной культуре России имя режиссера Георгия Исаакяна, по признанию российской прессы – одно из самых интересных и значимых. В начале III тысячелетия столичная газета «Музыкальное обозрение» называет его одним из «самых востребованных оперных режиссеров». Прирожденный организатор, он не только выдвигает новые творческие идеи и проекты, но энергично и эффективно их воплощает в ведущих российских театрах и на зарубежных сценах. Г. Исаакян ведет активную постановочную деятельность, успешно расширяя ее географию: Дублин (Ирландия), Осака (Япония), Национальная Опера Латвии (Рига), Большой театр оперы Беларуси (Минск), оперный театр Республики Башкортостан (Уфа) – вот адреса его последних постановок. Самые различные жанры – от масштабных исторических полотен, таких, как «Дон Карлос» Дж. Верди в Сакаи-сити-опера, Япония, до искрометно-веселой оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» в ЛНО (Рига) – вот творческий диапазон Исаакяна.
Г. Исаакян ведет активную педагогическую деятельность на факультете искусств Пермского государственного института искусства и культуры[2].
Он окончил ГИТИС в 1991 году, факультет музыкального театра. С 1991 года – режиссер-постановщик Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, с 1996 года – главный режиссер, с 2001 года – художественный руководитель театра.
В Пермском театре Г.Г. Исаакян осуществил постановку 25 спектаклей, которые отличаются неординарностью режиссерского решения, заслужили высокую оценку критики, вызвали огромный интерес у зрителей, в том числе и столичной публики. Работы Г.Г. Исаакяна неоднократно отмечены различными творческими премиями и государственными наградами.
Г. Исаакян – художественный руководитель проекта и режиссер-постановщик «Оперной Пушкинианы», беспрецедентный проект удостоен премии и Законодательного Собрания и Губернатора Пермской области и Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1999 г.
Многие балеты он фактически «открыл» для российского зрителя. Интерес к малоизвестным, редко исполняемым названиям – еще одна характерная черта Г. Исаакяна. Самые значительные его работы последнего времени – «Клеопатра» Ж. Массне, где режиссер-постановщик выступает в роли автора перевода, опера Р. Щедрина «Лолита», старинная опера Г.Ф. Генделя «Альцина», Ж. Массне «Синдерелла, или Сказка о Золушке» - все они впервые в России поставлены на Пермской сцене.
Новый проект Пермского театра – Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж», художественным руководителем которого также является Г. Исаакян, вызвал живой неподдельный интерес у всего российского и мирового театрального сообщества.
Острое чувство сегодняшнего дня, реагирование на быстро изменяющиеся социальные условия и эстетические вызовы – благодаря этим качествам Георгий Исаакян быстро стал заметной и влиятельной фигурой в театральном контексте России. Многочисленные семинары, симпозиумы, международные контакты, гастроли по стране и за рубежом, совместные проекты с международными организациями и фондами стали на сегодня неотъемлемой частью культурной и театральной жизни Перми.
Режиссерская профессия все чаще подменяется в наши дни самопрезентацией того или иного ее представителя, автономизирующегося не только от автора, но подчас даже и просто здравого смысла. Примеры противоположные чрезвычайно редки, но тем более ценны. Один из них являет Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского оперного театра. Исаакян, впрочем, исключение не только в этом отношении. В России он сегодня - единственный представитель своей профессии, кому оказалась по плечу ноша интенданта большого оперно-балетного театра. В качестве такового Исаакян успешно «режиссирует» не только собственные спектакли, но и всю жизнь театра, стратегию его развития, фестивали и зарубежные гастроли. Сами же спектакли этого режиссера - очень разные. Потому что Исаакян предпочитает идти прежде всего от особенностей конкретного произведения данного автора, не пытаясь самовыражения ради выворачивать его наизнанку. При этом, конечно, особенности индивидуального восприятия того или иного произведения могут порождать весьма неожиданные и подчас далеко не бесспорные результаты. Театр Исаакяна - театр авторский сразу в обоих значениях этого понятия, порой взаимно исключающих друг друга, но иногда, как в данном случае, способных идти рука об руку.
В ноябре уходящего года Георгий Исаакян поставил, быть может, лучший свой спектакль и совершил настоящий художественный прорыв. «Орфей» - не просто первая постановка в России шедевра Монтеверди, но и первый успех нашего театра на поле старинной оперы. Именно Исаакян сыграл здесь ключевую роль. Не потому, что его режиссура лезла изо всех щелей, заглушая и подавляя прочее, - этого как раз не было. Исаакян этот проект придумал и воплотил в жизнь, а его режиссерская задача состояла не в том, чтобы поразить воображение внешними эффектами (хотя и их хватает), но главным образом в том, чтобы видимое и слышимое оказались слиты столь неразрывно, что и не определить, где кончается одно и начинается другое, чтобы каждый компонент спектакля, включая собственно звучание музыки и певческих голосов, взаимодействовал с другими и работал на целое. Собственно, в этом и заключается высшая цель режиссуры в музыкальном театре, предполагающая определенное самоограничение. В результате пермский «Орфей» оказался лучшим и уж безусловно наиболее гармоничным музыкальным спектаклем года, который, осмелимся предположить, не проиграл бы и в состязании с любым другим спектаклем любого жанра. Режиссер Исаакян преподал своим коллегам важный урок. Будет ли он воспринят - вопрос иной.
Лауреат
международных конкурсов
В 1974 году поступила в Пермское хореографическое училище, которое окончила в 1982 году с отличием. В 1981 году стала лауреатом московского Международного конкурса артистов балета.
В 1982 году - была принята в труппу Пермского театра[3].
За период работы в театре станцевала все ведущие партии: Маша - «Щелкунчик», Китри - «Дон Кихот», Аврора - «Спящая красавица», Жизель, Анюта, «Привал кавалерии», Джульетта - «Ромео и Джульетта», Айша - «Семь красавиц».
Принимала активное участие в гастрольных поездках: Южная Корея, Франция, Индия, Япония, США, в составе сборной труппы «Звезды Российского Балета».
В 1987 году заняла I место на Международном конкурсе в Перу.
С 1992 – 1997 год работала по контракту в США в труппе «Boston Ballet», где танцевала ведущие партии в балетах таких хореографов, как Чу Сан Го, Твайла Тарп, Кранко, Дени Пелзик, Джордж Баланчин, Майкл Гордон, Брюс Маркс, Бурнонвиль, Бен Стивенсон, а также все ведущие партии классического репертуара.
С 2002 году - педагог-репетитор по балету Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
В 2003 году возглавила балетную труппу Пермского театра.
Современный отечественный неклассический танец – так можно обозначить территорию, о которой идет речь. Как всякое явление постмодернистской действительности не поддается четкому определению, не вписывается в четкие рамки определенного художественного стиля. Потому что эта самая действительность ставит под вопрос не только четкость определений, но и само понятие художественного, равно как и стиля. Плюральность и открытость, отсутствие универсальных канонов в том «что» и в том «как»; модернистская установка на постоянную новизну и актуальность; отрицание любых идеологий и мифов; наконец, установка на принципиальное нарушение и размывание границ – любых - вот его базовые элементы. Контемпорари, для своих агентов становится кодом, паролем, знаком приобщения к некоему глобальному, лишенному географических и политических разграничений пространству, к самым важным, актуальным на данный момент, процессам – художественным и жизненным.
Пермский Балет Евгения Панфилова также, поначалу был театром – танца модерн «Эксперимент». Диковатому пареньку из глубинки суждено было вырасти в самобытнейшего автора, режиссера и балетмейстера, одного из «отцов» нового российского танца и танц-театра. Классика, модерн, пантомима и элементы народного пляса; эксцентрика и гротеск; вечные сюжеты и злободневные проблемы; высокий и низкий стиль; выпускники хореографических училищ, толстушки с улицы и люди сложной судьбы - все смешивалось в карнавально- площадной театральности неуемного, непредсказуемого и фанатичного автора.
Театр «Балет Евгения Панфилова» был создан как уникальное театральное объединение, состоящего из трех хореографических трупп «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых Евгения Панфилова» (год создания 1994), «Бойцовский клуб Евгения Панфилова» (2001) с различной танцевальной эстетикой, объединенных единым авторским стилем хореографа-Лауреата Всесоюзного и международных конкурсов, Лауреата Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова, Лауреата Национальных театральных Премий «Золотая Маска» Евгения Панфилова (1955-2002).
Сегодня, когда его нет, но он, всё-таки, где-то рядом, перефразируя Марину Цветаеву, мы знаем: Панфилов был волей чуда и чудом воли. Он шагнул в балет прямо из архангельской деревни. Ему было уже 23 года. Если случается с человеком, что столкнувшись со своей судьбой, он сразу распознаёт её и принимает раз и навсегда, то так случилось с Евгением Панфиловым в дни создания своего авангардного авторского театра.