Испанская музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть чему удивиться! Именно поэтому Испания - один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха.

Работа содержит 1 файл

ИСПАНСКАЯ МУЗЫКА.doc

— 772.00 Кб (Скачать)

   Самые ранние публикации произведений для  гитары появились в Испании в  середине XVI века. Композиторы не слишком  высоко оценивали выразительные  возможности инструмента, и первые шаги были скромными: четыре фантазии, одна павана и одна гальярда, включенные композитором Алонсо Мударрой в его "Три музыкальных сборника" для виуэлы (Севилья, 1546). 

    Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету. В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название "диференсиас" (diferencias). В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям, по количеству музыкального "орнамента" эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры. Изобретательность композиторов была просто неистощима. Например, Энрикес де Вальдеррабано на тему популярного сатирического романса "Conde claros" написал пьесу из ста двадцати вариаций.В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века. 

     В первой половине XVII века, с возникновением гитары с пятью рядами характер гитарной музыки меняется. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев. Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, "дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой."  

    Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль. Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санса. 

   ГАСПАР  САНС (1640-1710)   
 
 
 

   Гитарист, известный композитор и священник, родившийся в городе Каланда. Он получил диплом теолога в Саламанском университете, однако впоследствии уехал в Италию и посвятил себя музыке. Вернувшись в Испанию, он опубликовал свое "Руководство по игре на испанской гитаре" (Сарагоса, 1674). Это руководство состояло из трех частей - методика игры, упражнения и табулатуры произведений - в основном испанские и итальянские танцы, отрывки из французских балетов. Книга имела успех и выдержала несколько переизданий. Благодаря профессионализму теоретических советов и высочайшему уровню мастерства Гаспар Санс на протяжении более чем столетия сохранял превосходство над композиторами испанской школы. 

   К середине XVIII века в  истории классической гитары в Европе наступает  кризис. В Испании  этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.  

     До 1770-х годов гитара сохраняет  характерные черты, приобретенные  на заре XVII века. Гитара оснащена  девятью струнами, которые составляют  пять рядов. Две низкие струны  настраиваются в октаву. В течение  последующих тридцати лет европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Строй становится фиксированным и вводится употребление одинарных струн. Это сильно обедняет регистр инструмента и, чтобы сделать звучание более полноценным, некоторые мастера начинают добавлять шестую басовую струну "Ми", В результате получается строй, сохранившийся до нашего времени. Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему усовершенствывают гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами, но в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо "Школа игры на гитаре" (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами.  

   Благодаря традиционному пристрастию к  инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары. Во второй половине XVIII века гитара вновь  становится модным инструментом.  

    Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу  Фернандо Сору. 
 
 
 

   ФЕРНАНДО  СОР (1778-1839) 
 
 
 
 
 

   Он  был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная  музыка, мягкая, бархатистая  звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.   

   Сор родился в Барселоне. В пятилетнем возрасте он уже сочинял  песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской  гитаре. Он получил  музыкальное образование  в католическом монастыре  Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет он уже сочинял сложную музыку. Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ. 

   Закончив  музыкальное образование  и найдя себе покровителей, Сор поселился  в Мадриде и  полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию  своего гитарного  мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы. 

   После возвращения в  Западную Европу, Сор  продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет  среди гитаристов был чрезвычайно  высок. Однако, к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами.  

               Музыка Сора стала  достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике. 

                Еще одним блестящим  гитаристом того времени был современник и друг Сора Дионисио Агуадо. 
 
 

   ДИОНИСИО  АГУАДО (1784-1849)   

   Он  прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый  педагог. В отличие  от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал  светлый, яркий и блестящий звук. Агуадо родился в Мадриде. В числе его учителей музыки называют известного испанского гитариста падре Базилио. После смерти своего отца в 1803 году Агуадо отправился в имение близ Аранхуэса, где настойчиво занимался гитарой и добился виртуозного владения инструментом. Однако, в отличие от Сора, успех к нему пришел не так быстро, и до 1824 года его имя не привлекало особого внимания. 

   С 1825 года Агуадо жил  в Париже и концертировал  в Европе, одновременно занимаясь воспитанием  учеников. В том же году была издана его школа "Metodo de guitarra". Вернувшись в 1838 году в Испанию и поселившись в Мадриде, Агуадо до конца своей жизни продолжает преподавать. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре. 

   Начало XIX века. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн. 

   В середине XIX века, после Сора и Агуадо, в Европе наступает долгий, длившийся  более 50 лет, упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом, забытый всюду, кроме Испании и Италии.  

   В 1870-х годах в Испании начался  подъем в борьбе за возрождение национального  искусства. Это движение получило название "Ренасимьенто" (Renacimiento), и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.  

     Идейным вдохновителем Ренасимьенто  стал композитор, музыковед и  фольклорист Фелиппе Педрель (1841-1922). В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании. В литературном манифесте "За нашу музыку" и ряде критических статей Педрель призывал современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки, к созданию национальной оперы и инструментальной музыки.

    В это время начанается возрождение  гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста  Франсиско Тарреги-Эшеа. 
 
 
 
 

   ФРАНСИСКО ТАРРЕГА-ЭШЕА (1852-1909)   
 
 

     Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, - гитара была его судьбой.  Таррега родился маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта -слепого гитариста Мануэля Гонсалеса, известного по всей Валенсии под именем "морского льва".  

   Несмотря  на увлечение гитарой, Таррега окончил  Мадридскую консерваторию  по классу фортепьяно. Это произошло  лишь потому, что  ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепьяно. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем - Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов - Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников - Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями.  

   Именно  Франсиско Тарреге  Испания обязана  началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары. 

   Несмотря  на открытые Таррегой новые возможности  гитары, композиторы начинают от нее  уходить после его смерти в 1909 году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов. Со смертью Тарреги не только уходит "лучший исполнитель всех времен", но и заканчивается эра композиторов-виртуозов; для гитары снова наступает сложный период. Лишь ученики Тарреги и некоторые любители продолжали поддерживать престиж своего инструмента. Одним из первых и, пожалуй, самым любимым учеником Тарреги был Мигель Льобет. 
 

   МИГЕЛЬ  ЛЬОБЕТ (1878-1938)  

   

   Один  из важнейших представителей национальной школы, Мигель Льобет родился  в Барселоне, где  и начал свое музыкальное образование, а затем продолжил обучение у Тарреги. Льобет говорил, что не был обыкновенным учеником, который каждый раз получает задание, чтобы в следующий раз его проиграть и получить новое. Иногда он заставал учителя с гитарой в руках просто сидел с ним тихо и слушал, а потом спешил домой с головой, полной впечатлений и переживаний, и часто продолжались недели, пока он их перерабатывал. Он больше воспринимал гитару, чем обучался игре. В 1900 году Льобет дебютировал на Всемирной выставке в Париже. Последующие его концерты и турне проходили попеременно в Европе и Латинской Америке, повсюду привлекая внимание к гитаре. Обладая огромным талантом, он стал знаменитостью мирового масштаба, прославившись не только как исполнитель и композитор, но и как учитель. 

   ЭМИЛИО  ПУХОЛЬ (1886-1980)   
 

   Он  родился в местечке Гранаделья провинции  Лерида. Заниматься с Таррегой он начал  в 14 лет, когда поступил в Консерваторию  музыки в Барселоне. С 1907 года началась его  концертная деятельность в Испании и  за рубежом, а позже он выступал и с концертами для виуэлы. Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу "Рациональный метод игры на гитаре", а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник "Библиотека старинной музыки".  

   В 20-х гг. свежий ветер  Ренасимьенто стал способствовать возрождению интереса к испанской музыке. Самым выдающимся классическим гитаристом того времени стал Рехино Санс де ла Маса. 
 
 

Информация о работе Испанская музыка