Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, курсовая работа
Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть чему удивиться! Именно поэтому Испания - один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха.
Музыка
воспринималась как диалог, общение,
этим и объясняется ее импровизационный
характер. Диалог между двумя кантаорами,
кантаором и гитаристом, песней и танцем.
Постепенно жизнь, проходящая в патио
все больше и больше переносилась на улицу,
например, во время празднования свадеб,
крещения и других событий. В некоторых
цыганских поселениях эти "фиесты фламенко"
приобрели свой собственный облик. Они
проходили за городом, во временных поселениях
цыган. Помимо членов одной семьи иногда
они были открыты для более широкой публики,
где кантаоры приобретали известность,
демонстрируя свои способности и свою
индивидуальную манеру исполнения.
Выйдя за пределы семейного круга,
фламенко начинает проникать в другие
сферы андалузского общества. В домашних
фиестах начинают принимать участие знаменитые
кантаоры и байлаоры. В конце XVIII века фламенко
уже звучало в тавернах и на постоялых
дворах андалузских дорог.
В Севилье и Хересе праздники, посвященные
покровителю города или района были поводом
для проведения фиесты фламенко, не говоря
уже о том, что в тавернах (colmaos) всегда
можно было послушать кантаора или исполнить
песню между двумя рюмками. Петь для людей
было также естественно, как и разговаривать.
Фламенко уже было распространено так
сильно, что хозяева некоторых заведений
стали налагать запреты на исполнение
там песен, кое-где можно было встретить
плакат "Петь и танцевать запрещается"
Подавляющее
большинство кантаоров и байлаоров были
цыганами. Таинственная, даже демоническая
сила их исполнения этой музыки отражалась
даже в афишах представлений: "Демон
дремлет в душе цыгана и просыпается со
звуками сарабанды" - такими словами
начиналась афиша, рекламирующая представление
фламенко в 1781 году.
Но
все же, несмотря на то, что спектакли
для публики уже проводились,
до 1842 года фламенко обитало в основном
в цыганских домах и за закрытыми
дверями постоялых дворов и таверн.
Во время пирушек до рассвета оно
начинало обретать славу, привлекая на
свою сторону все больше почитателей,
вместе с тем как росло и число кантаоров.
Постепенно пение становилось для них
способом заработать на жизнь, профессией,
и они стремились к совершенству, побуждаемые
все возрастающей конкуренцией. Хорошие
песни ценились, больше платили тому, кто
пел лучше других, и не скрывалось, что
деньги становились немаловажной частью
представления.
Достоянием широкой публики фламенко становится с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Первое такое кафе было открыто в Севилье в 1842 году, за ним последовали другие, и к 70-м годам XIX века многочисленные "кафе кантанте" были созданы в городах Севилья, Кадис, Херес-де-ла-Фронтера, Пуэрто-де-Санта-Мария, Малага, Гранада, Картахена, Ла Уньон, а в след за ними и за пределами Андалузии - в Мадриде, Барселоне, Бильбао. Кафе кантанте становились своего рода мастерскими, в котором оттачивались грани искусства фламенко и где оно поднималось на самые высшие ступеньки.
"Золотой век" фламенко связывают с именем кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889), который стал центром эпохи, когда фламенко достигло своего апогея и когда были созданы его самые прекрасные образцы. Вокруг Сильверио сосредоточились самые выдающиеся кантаоры, и бесспорно, он был маэстро номер один среди этой плеяды талантов. Голос Сильверио называли "медом Алькаррии". Его репертуар был безграничен. Поло и канья, сигирийа и серрана, - он сделал своими все песни его эпохи. Кроме того, его кафе кантанте считалось лучшим и наиболее известным.
Благодаря
Сильверио Франконетти наступил
расцвет профессионального
Конкуренция
между певцами, танцорами и гитаристами
способствовала развитию различных исполнительских
стилей, жанров и форм внутри фламенко.
В те годы термином "хондо" стали
обозначать особенно эмоционально выразительные,
драматичные, экспрессивные песни (сигирийя,
несколько позже солеа, канья, поло, мартинете,
карселера). Тогда же появились наименования
"канте гранде" (cante grande - большое пение),
для обозначения песен большой протяженностью
и с мелодиями широкого диапазона, и "канте
чико" (cante chico - малое пение), для обозначения
песен, не обладающих такими качествами.
Танец играл все большую роль в канте фламенко,
и песни стали различаться по их функции:
песня "аланте" (alante) предназначалась
только для слушанья, а песня "атрас"
(atrás) сопровождала танец.
Но несмотря на расцвет, которого достигло фламенко в середине XIX века, к концу столетия кафе кантанте начинают приходить в упадок. Постепенно стала складываться ситуация, при которой наибольших доход приносило то кафе, чьи клиенты сами диктовали репертуар. Стал действовать принцип "кто платит, тот и музыку заказывает", и в конце концов репертуар кафе кантанте начал ограничиваться. Темы песен стали сводиться к наиболее популярным среди посетителей кафе - о любви и о смерти. Эстетическое содержание песен канте хондо стало снижаться, иногда опускаясь до откровенной пошлости. Канте хондо перестает быть голосом души, а начинает зависеть от интересов того, кто платит.
Но все же, эти кафе больших
городов не были ни лучшими,
ни единственными. Еще
Превращение
фламенко в зрелищный спектакль
не могло не отразиться на его художественном
уровне и чистоте стиля. Репертуар исполнителей
засорялся чужеродными формами, и в первые
годы XX века кафе кантанте стали приходить
в упадок. Фламенко искало новую форму
выражения и нашло ее на сценах театров
и импровизированных площадках на аренах
для боя быков. В истории фламенко началась
новая эпоха - самая критикуемая за все
время его существования.
Несмотря
на взлет, достигнутый фламенко в
кафе кантанте и то внимание, которое
ему уделяли путешественники XIX века,
в целом фламенко все еще не признавалось
как самостоятельный музыкальный и артистический
жанр. Особенно это касалось канте хондо.
Хотя нельзя сказать, что фламенко не интересовало
зарубежных композиторов и людей искусства.
Например, в 1894 русский предприниматель
Павловский заключил контракт с танцорами
фламенко и представил их в театрах Москвы,
в 1914 году на Лондонской сцене был поставлен
спектакль El embrujo de Sevilla ("Колдовство
Севильи"), который заложил основу современному
балету фламенко.
В
первые годы XX века фламенко обрело новую
форму на театральных сценах в виде спектаклей,
получивших название opera flamenca. Эти спектакли
включали в себя пение, танцы и игру на
гитаре. Они ставились по всей Испании
профессиональными эмпрессарио и проходили
в основном на сценах больших театров
и аренах для боя быков.
Опера
фламенко была не плохим и интересным
новым жанром, но она негативно повлияла
на чистоту стиля традиционной музыки,
так как во время этих спектаклей исполнялись
в основном песенки легкого характера,
называемые de ida y vuelta и имеющие колорит
фламенко, и фандангильос (упрощенный
вариант фанданго). Использовались оркестровые
обработки фламенко, из-за чего гитара
перестала занимать традиционно ведущее
положение, глубина выражения фламенко
была потеряна, также как и его духовное
и историческое содержание.
Опера
фламенко стала основой для возникновения
нового жанра - балета фламенко, который
развивался и достиг высот благодаря таким
танцорам как La Argentinita La Argentina, Pilar Lopez, Antonio
Rosario и др., и чьи традиции перенесли в настоящее
время Antonio Gades, Mario Maya, Cristina Hoyos, Joaquin Cortés
и др.
Говорить
о возрождении фламенко стали
в 1922 году, когда по инициативе композитора
Мануэля де Фальи и Федерико Гарсиа
Лорки в Гранаде был
Испанцев
призывали не путать величайшее сокровище
канте хондо с трактирным пением
и задуматься о его судьбе и
приложить все силы для его
спасения, так как ни по чувству, ни
по насыщенности, ни по тону в Испании
нет ничего равного этим песням.
Романтическая
Гранада явилась идеальным
В 50-е годы предыдущая эпоха стала подвергаться
особенно резкой критике и по образу и
подобию бывших кафе кантанте были созданы
таблао - кафе или небольшие театры со
сценой для представлений.
Современные
столицы фламенко
КАДИС
и ХЕРЕС
Кадис - это земля, давшая Испании
удивительное количество
СЕВИЛЬЯ
Центром жизни фламенко в этом
городе является район Триана,
а саму Севилью можно назвать
столицей фламенко в Андалузии.
КОРДОВА
Кордова традиционно считается столицей
гитары фламенко. В этом городе выросло
не одно поколение выдающихся гитаристов.
В Кордове ежегодно проводятся Международный
Фестиваль Гитары, с выступления на котором
началась слава Висенте Амиго и Пако Серрано.
ГРАНАДА
Гранада славится своими академиями танца.
Благодаря неугасающему интересу к фламенко,
в этом городе есть немало мест, где можно
послушать эту музыку. Но все же сейчас
уже не те времена, когда в гранадских
залах можно было услышать лучшее фламенко
Андалузии. Часть известных залов была
закрыта, и это побудило многих артистов
уехать из Гранады, в основном в Мадрид
и Барселону.
БАРСЕЛОНА
В этом городе хорошо знают,
что такое фламенко. Недаром немалая
часть жителей - выходцы из
Андалузии. Кроме того столица Каталонии
всегда славилась повышенным вниманием
к искусству. До 70-х гг. Барселона была
центром, где жили знаменитые артисты,
проходили важные фестивали, концерты
и конкурсы. Однако, вся эта бурная жизнь
пришла в упадок, и сейчас фламенко звучит
в основном лишь во время "пеньас"
(penas ) - на встречах любителей фламенко.
Но вполне возможно, что именно Барселона
призвана стать новой молодой столицей
фламенко, прежде всего благодаря тому,
что здесь активно растят новое молодое
поколение артистов.