Испанская музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть чему удивиться! Именно поэтому Испания - один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха.

Работа содержит 1 файл

ИСПАНСКАЯ МУЗЫКА.doc

— 772.00 Кб (Скачать)

   Предисловие 
 

   Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке  Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья  и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть чему удивиться! Именно поэтому Испания - один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха. Чем привлекает Испания туристов? В основном, древними городами и солнечными пляжами. А ведь это далеко не все, ради чего стоит посетить эту удивительную страну. 

   Испанцы приветливы и очень любят веселиться, в частности петь и плясать – во многом именно поэтому им так импонируют русские и бразильцы. Любовь к веселью и тяга к отдыху вообще породила в Испании такое множество праздников, какого не встретишь ни в одной другой европейской стране. Основные из них изначально были чисто религиозными, но со временем превратились в веселые гулянья с песнями и танцами. Поэтому говоря об Испании, нельзя не отметить необычайную неповторимость испанской музыки. В чем ее особенности вы узнаете из моего реферата. Больше всего меня привлекает гитарная музыка, поэтому мне хотелось бы уделить особое внимание испанской гитаре и стилю Фламенко. 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Испанская музыка 

   Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 в. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553) и его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа. В 19 в. после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения. В конце 19 – начале 20 в. испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.  

   Испанская музыка в её народных и профессиональных формах - наследие древней и богатой  культуры. Её истоки - в высокоразвитом и устойчивом в своих традициях музыкальном искусстве древнейших обитателей страны - иберов, в 6 в. до н. э. смешавшихся с кельтами. Последующие завоеватели привносили свою музыкальную культуру, также накладывавшуюся на первоначальную иберийскую основу. Арабы, господствовавшие в Испании в VIII-XV вв., и цыганские племена, поселившиеся в XV в. в южной части полуострова, усилили привнесённый ранее различными выходцами с Ближнего Востока восточный колорит музыки Испании.  

   Исторические  судьбы Испании и её специфические  географические условия определили многообразие местных музыкальных культур и стилей, из которых выделяются 5 основных:  

   1) Музыка басков - потомков древних иберов, в наиболее чистом виде сохранившая архаичные черты в ладовой сфере (особые виды диатоники) и в метроритмической структуре (5-дольные метры национальных песен и танцев); среди инструментов - духовые (чисту, альбока), различные барабаны (тун-тун, пандерета и др.).  

   2) Галисийская музыка, также обнаруживающая древнюю кельтскую основу; по колориту и ладовому складу (частое применение особых видов мелодического и гармонического мажора) является связующим звеном между испанской и португальской музыкой. В народной галисийской музыке преобладают лирические песенные формы. Национальный местный инструмент - гайта гальега (галисийская волынка).  

   3) Каталанская музыка (Каталония и Балеарские острова), стилистически близкая народной музыке Южной Франции, особенно Прованса (сказались культурные контакты в эпоху трубадуров); в ней песенные формы также преобладают над танцевальными, в ладовой структуре господствует мажоро-минор, наиболее частые размеры - 2- и 6-дольные. Среди инструментов - маленькая флейта пронзительного тембра (флювиоль) и тамбурин.  

   4) Кастильская музыка, которой наиболее присущи общеиспанские черты. Она богата и песенными, и танцевальными формами. Для неё характерны: стихотворная метрика романсов и сегидилий; мелос, сочетающий внутреннюю энергию с внешней сдержанностью и строгостью, господство диатоники, нередко очень своеобразно окрашенной, малый диапазон мелодий, преобладающие 3-дольные и смешанные метры, полиритмия и как главный аккомпанирующий и сольный инструмент - гитара.  

   5) Музыка Андалусии, представленная двумя основными типами:

   а) канте хондо (более поздний тип - фламенко), в котором древняя иберо-андалусийская основа смешалась с исполнительской манерой восточного происхождения (главным образом цыган), находит наиболее полное выражение в песенных формах (солеарес, канья, сигирийя, петенера, поло);

   б) собственно андалусийская. Экзотический колорит, присущий музыке Андалусии в целом, обусловлен повышенно экспрессивной манерой исполнения, особым ладо-гармоническим строем (тональная и ладовая переменность, бимодальность, увеличенные интервалы, обильная хроматика и орнаментика и т. п.).  

   Первые письменные памятники профессионального музыкального творчества в Испании (сборнки гимнов, записанных невмами), дошедшие до нас от вестготской эпохи (V-VIII вв.; особенно так называемый "Антифонарий короля Вам6ы", VII в.), показывают высокий уровень гимнотворчества и тесную связь этого жанра с народно-песенными истоками. Крупнейшим сочинителем гимнов и учёным-теоретиком был Исидор Севильский (560-636), автор трактата "Этимология" (3 раздела посвящены музыке).  

   Реконкиста  ускорила формирование национальной испанской культуры, в том числе музыкальной. Её первым проявлением стали героико-эпические песни (cantares de gesta) исторического содержания, культивировавшиеся уже в XII в. трубадурами и жонглёрами. Со временем эти песни трансформировались в романсы - музыкально-поэтическую форму, в которой сочетались профессиональное искусство трубадуров и народное творчество. Романсы, тематика которых охватывала все стороны жизни и быта испанского народа, пелись на народном испанском (романском) языке под аккомпанемент виуэлы (предшественницы гитары).  

   Трубадуры, поэзия и музыка которых достигли расцвета в XIV в., разрабатывали жанры: кантиги, альбады, пасторали, ретроэнсы. В народе были особенно распространены вильянсикос (песни сельского происхождения  с разнообразной тематикой - от любовных до религиозных сюжетов - и развитой музыкальной и поэтической структурой) и кантарсильос - более простые по форме песни строфического членения с регулярным метром 

   В XVI в. получила распространение инструментальная музыка, главным образом для виуэлы: прелюдии, тьентос (пьесы с полифоническим развитием), диференсиас (вариации), фантазии, пьесы танцевального характера, в которых также широко использовались народные темы. Наиболее известные виуэлисты XVI в. - Л. Милан, Э. де Вальдеррабано, М. де Фуэнльяна. Имитационно-полифонический и вариационный стиль утвердились с XVI в. и в органной музыке, выдающимися мастерами которой были А. и Э. де Кабесон, позднее - Л. Венегас де Энестроса, Т. де Санта-Мария и Х. Кабанильес.  

   В эпоху Возрождения испанская полифоническая музыка достигла расцвета в творчестве К. Моралеса и Ф. Герреро, писавших и культовую, и светскую музыку, и особенно в сочинениях выдающегося представителя испанской культовой полифонии Т. Л. де Виктории. Появились значительные музыкально-теоретические и эстетические труды. Б. Рамос де Пареха в трактате "Практическая музыка" (1482) выступил против схоластических учений церковных авторитетов, развивая принципы равномерной темперации. Ф. Салинас написал трактат "Семь книг о музыке" (1577), содержащий записи многих испанских народных песен того времени.  

   Древнейшие  памятники религиозной музыкальной  драмы - "Поклонение волхвов" (XII в.) и "Успение девы Марии" (так  называемая "Мистерия Эльче", XIII в.). В XIV в. зарождаются светские формы музыкального театра. Его своеобразие в эпоху Возрождения проявилось в эклогах - драматических сценах с музыкой на религиозные и светские сюжеты, преимущественно пасторального характера (крупнейшие представители - Х. дель Энсина, Л. Фернандес и Ж. Висенте). Специфический испанский оперный жанр сарсуэла (сложилась в XVII в.) - лирическая пьеса, в которой диалог чередуется с песнями и танцами; по характеру близка французской комической опере и немецкому зингшпилю. Она не развилась в большую оперу - этому препятствовало также господство итальянской оперы в Испании. В XVIII в. формируется лирическая музыкальная комедия тонадилья, сохранившая популярность до начала XIX в., - демократический жанр, тесно связанный с национальной тематикой и передовыми идеями испанского общества. Создатели тонадилий в XVIII-XIX вв. - Л. Мисон, П. Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна и М. Гарсиа.  

   С открытием консерваторий в Мадриде (1830) и Барселоне (1847) и постоянных оперных театров в Барселоне (1847) и Мадриде (1850) музыкальная жизнь активизировалась. С середины 60-х гг. XIX в. деятельность видных композиторов - М. Эславы, Ф. Барбьери, М. Фернандеса Кабальеро, позднее Т. Бретоны, Р. Чапи-и-Лоренте, А. Вивеса - была связана с мадридским театром "Сарсуэла".  

   В последней четверти XIX в. в Испании началось движение за возрождение художественно-самобытной национальной музыкальной культуры (так называемое Ренасимьенто), возглавленное композитором и музыкально-общественным деятелем Ф. Педрелем. Его музыкальные соч. (оперная трилогия "Пиренеи" и др.), теоретические труды и педагогическая деятельность оказали решающее влияние на формирование современной испанской композиторской школы. Основоположники новой музыки - ученики Педреля И. Альбенис, Э. Гранадос-и-Кампинья и М. де Фалья-и-Матеу. Творчество М. де Фальи - вершина современной испанской музыки, одно из высших достижений западноевропейской музыкальной классики XX в. Высокого уровня достигло в XX в. исполнительское искусство: выдвинулись пианисты Х. Турина, Р. Виньес, скрипачи П. Сарасате-и-Наваскуэс, Х. Манен, виолончелисты П. Касальс, Г. Касадо, гитаристы Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия, дирижёры Э. Ф. Арбос, Х. Итурби, певицы М. Гай. Э. Идальго, К. Супервиа, В. де лос Анхелес, Т. Берганса, П. Лоренгар.

    

   В годы Национально-революционной войны 1936-1939 гг. в Испании широкое распространение получила массовая песня. Известные авторы революционно-патриотических песен - С. Бакарисе, Э. К. Чапи, К. Паласио. После установления франкистского режима многие испанские музыканты эмигрировали (М. де Фалья, П.Касальс, Х. Баутиста, Э. К. Чапи, К. Паласио). После 2-й мировой войны 1939-1945 гг. выдвинулись композиторы О. Эспла Триай, Э. Альфтер, Г. Питалуга, П. Соросабаль. Новое явление в музыкальной общественной жизни Испании - распространение массовой анонимной политической антифранкистской песни.

 

   История фламенко 

   Фламенко  возникло в Андалузии под влиянием культур народов, в течение веков  сосуществовавших на одной территории - арабской, еврейской, христианской и  цыганской. Отголоски африканской культуры также достигли юга Иберийского полуострова, смешав негритянские ритмы с андалузскими. Первое документальное упоминание о фламенко относится к 1780 году. К тому моменту уже сформировались его мелодическая структура и стилистика и это время принято считать началом его существования.   

     Для большинства "не испанцев" классический образ Испании ассоциируется  именно с Андалузией. Сомбреро  с широкими полями, пестрые платья  с воланами, яркий цветок в  волосах и страстные танцы.  Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим, что по своей сути это музыка мрачная и драматичная, и фольклорный образ андалузской танцовщицы - лишь его внешняя, праздничная сторона. Земля, на которой возникло фламенко, далека от жизнерадостной Андалузии, запечатленной на открытках из сувенирных магазинов.

 В  андалузской песне ностальгия  сливается с лирическим протестом  против несправедливости и угнетения.  Арабы были изгнаны из Испании  в 1492 году; евреи, которых в  V веке насчитывалось в Испании  около 100 тысяч, были вынуждены принять христианскую веру чтобы не подвергаться преследованиям; цыгане, вечные кочевники, подвергавшиеся гонениям, вместе со своими нехитрыми пожитками переносили с собой традиции пения и танца. Каждый из этих народов в определенный момент истории утратил свою империю и был вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни, принять чужую веру, забыть любимые традиции, слиться с другой культурой. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, в их песнях говорилось о мрачной жизненной реальности. Фламенко - это больше чем музыка. Это целое мировоззрение, отношение к жизни. Не обязательно быть артистом фламенко, чтобы принадлежать к этому миру. Фламенко - это прежде всего все то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями. 

    Обиталищем фламенко был дом. В  традиционном испанском жилье все  квартиры выстраивались вокруг общего внутреннего дворика (patio), который  являлся своеобразным центром всего  дома. Такая планировка подразумевала  довольно тесное общение между соседями, которые часто являлись членами одной большой семьи или клана. Внутри дома патио являлся местом, где справлялись праздники и передавались секреты пения. Все это происходило в ограниченном кругу родственников, поэтому многие самые значительные имена во фламенко - это семейные династии, где из поколения в поколение передавались секреты мастерства.   

Информация о работе Испанская музыка