Испанская музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть чему удивиться! Именно поэтому Испания - один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха.

Работа содержит 1 файл

ИСПАНСКАЯ МУЗЫКА.doc

— 772.00 Кб (Скачать)

   МАДРИД  

               В Мадриде сосредоточено наибольшее  число артистов как национального,  так и международного уровня. Здесь расположены фирмы грамзаписи, здесь проходят самые значительные  события и представления, здесь  больше всего баров, таверн и залов, где можно услышать фламенко. Все эти заведения условно делятся на три категории: предназначенные специально для туристов, где за ужином можно посмотреть яркое шоу испанского балета, на самом деле имеющее мало общего с настоящим фламенко; небольшие местечки, где собирается в основном местная и более или менее постоянная публика и где спонтанно возникающие фиесты фламенко - обычное явление; и, наконец, заведения, куда может попасть только цыган или постоянный и уважаемый клиент. Для вечеров фламенко, проходящих там, как правило имеется мотив: присутствие какого-нибудь знаменитого артиста, часом раньше закончившего выступление на сцене; присвоение артистического псевдонима какому-нибудь молодому многообещающему исполнителю; либо это вечеринка, которая устраивается цыганами для жениха в последнюю ночь перед свадьбой; или же просто у какого-нибудь уважаемого клиента заведения возникло желание праздника. В любом случае, какой бы ни была причина, постороннему попасть туда практически невозможно.

 

   Танец фламенко - особенности и костюмы 

   Танец фламенко появился на юге Испании  с приходом цыган примерно в пятнадцатом  веке. Считается, что фламенко соткано  из танцевальных движений множества  культур: индийской, арабской, южноамериканской, кельтской... Но как и любое исскуство, фламенко динамично, оно развивается и меняется, продолжая вбирать в себя элементы разных танцевальных культур.    

      

    Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный  барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч.

   

   Сейчас  различие между женским и мужским  танцем не так ярко, хотя движения рук, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук  танцовщицы волнообразные, "ласкающие" и даже чувственные. Линии рук мягкие, ни локти ни плечи не ломают плавный изгиб. Даже трудно поверить насколько плавность и гибкость линий рук подсознательно влияет на общее восприятие танца байлаоры. Движения кистей необычайно подвижные, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером. Движения рук танцора-мужчины более геометричные, сдержанные и строгие, их скорее можно сравнить "с двумя мечами, разрезающими воздух".

          

    Помимо сапатеадо танцоры используют "питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными ладонями), которые часто звучат в ритме, в два раза превышающем основной ритм песни. В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца. Считающиеся традиционными кастаньеты сначала использовались только в испанском классическом танце и традиционных андалусийских танцах, исполняемых сразу несколькими танцовщицами. Тем не менее, из-за одобрения аудитории теперь кастаньеты - неотъемлемая часть любого "шоу фламенко". 

    Важный элемент образа байлаоры - традиционное платье, называемое "bata de cola" - типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного  материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. 

   Традиционная  одежда танцора-мужчины - темные брюки, широкий пояс и белая рубашка  с широкими рукавами. Иногда края рубашки  завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая "чалеко" (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Когда женщина исполняет танец, традиционно считающийся мужским, - сапатеадо или фарруку, - она также одевает такой костюм.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Кастаньеты - история, основные стили и принципы игры 

   Кастаньеты  используются для ритмического аккомпанемента танцу. Они изготавливаются из твердых  пород дерева, таких как чёрное дерево, палисандр, гранадильо и каштан. Вопреки традиционному мнению, Испания не является ни родиной кастаньет ни единственным местом их распространения. Прообразы современных кастаньет можно встретить еще в Древнем Египте, около 3000 лет до н.э. Начиная с VI века до н.э. на греческих фресках можно увидеть изображения танцующих женщин, которые держат в руках кротало (от испанского crotalo - "трещотка", "погремушка"), напоминающие длинные деревянные кастаньеты. Название "crotalo" и сейчас существует в испанском языке наряду с castañuelas или palillos.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   В настоящее время кастаньеты, или  очень близкие к ним инструменты, существуют у многих народов: это  индийские kartali, швейцарские chefeli, японские yotsudake, китайские cha pan, или турецкие kasik. 

     Традиционно кастаньеты используются  в таких танцах фламенко как sevillanas, fandangos de Huelva и tanguillo de Cadiz. Из обычно не применяют в более "серьезных" жанрах, так как они лишают танцовщицу многих выразительных возможностей движений рук. 

     В классическом балете кастаньеты  появляются начиная с XVII века и используются как во время сольного, так и группового танца. В настоящее время кастаньеты используются довольно ограниченно. Возможно, из-за того, что это не очень простой в освоении инструмент, играя на котором профессиональные танцоры должны сами придумывать ритмические рисунки и координировать игру с танцем без видимых усилий. 

   Наиболее  значительный вклад в развитие мастерства игры на кастаньетах привнесла испанская  танцовщица Ла Архентина (La Argentina), гастролировавшая по всему миру в начале XX столетия. А в 1955 году американская танцовщица Карола Гойа (Carola Goya) впервые использовала кастаньеты во время выступления в сопровождении большого симфонического оркестра.

   Существуют  два основных стиля игры на испанских  кастаньетах: классический и народный. При игре в классическом стиле кастаньета крепится на большой палец каждой руки с помощью шнурка, которым скреплены две половинки кастаньеты. В правой руке должна держаться кастаньета, которая звучит ярче и выше (она называется hembra). Кастаньета, которую держат в левой руке, называется macho. Правой рукой на кастаньете играют черырьмя пальцами: мизинцем, безымянным, средним и указательным, которые как молоточки извлекают быстрые трели (carretillas) по наружней половинке кастаньеты. Левой рукой отдельными нотами (golpes) подчеркивается ритм. 

   При игре в народном стиле обычно используются кастаньеты большего размера и ниже по звучанию. Они крепятся шнурками на один или несколько пальцев. Движением  кисти половинки кастаньеты ударяется  о ладонь, производя громкий отрывистый звук, отличающийся от звука при классической игре. 

     Согласно классической школе  игры, на кастаньетах можно извлечь  пять разных звуков, которые называются ta, pi, pan, chim и ria. Они различаются  по тембру и при умелой игре  с их помощью можно создавать огромное количество красивых ритмических рисунков. 

   Первое  упражнение - ударять по кастаньете поочередно каждым пальцем начиная  с мизинца, постепенно увеличивая темп. Следить за тем, чтобы каждый звук извлекался четко. Для игры на кастаньете левой рукой базовая техника - ударять одновременно тремя пальцами: мизинцем, безымянным и средним, а ритм, с которого можно начинать обучение, - извлекать несколько звуков пальцами правой руки, завершая их одной "нотой" на кастаньете в левой руке. Нужно постараться достичь быстрого темпа, чередуя игру левой и правой руки. Иногда кастаньеты можно ударять друг о друга. 

     
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   История гитары

   

   Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку, к  Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Можно различить только верхнюю часть инструмента и его конструкция такова, что он может относиться и к более позднему времени так как лишь двенадцать веков спустя мы обнаружим вновь инструменты столь развитой конструкции. Еще одной важной находкой стали манускрипты, имеющие общий источник происхождения - рукопись монаха из Астурии Беатуса Льебана (VIII век) "Commentaires de l'Apocalypse", содержащая собрание различных толкований апокалипсиса. Значение рукописи для того времени было так велико, что в течение нескольких следующих веков были созданы ее многочисленные копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них были изображены музыканты. В большинстве случаев художники повторяли уже известные образы, но некоторые мастера стремились запечатлеть инструменты, на которых играли их современники. Благодаря этому удалось обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.   

   Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком. Постепенно будет вырабатываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, повлечет за собой совершенствование его конструкции и окончательному формированию семейств струнных инструментов.  

     В XIII веке гитара была уже  широко известной в Испании.  Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения  танцев.

 Начиная  с середины XIII века сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. Друг друга дополняют два источника: "Книга Благой любви" Хуана Руиса, протоиерея из Иты и "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250) - собрание песнопений в честь Девы Марии, - украшенная миниатюрами рукопись, на которой художник запечатлел придворных менестрелей с гитарами.

 В  то время уже существовало  два вида гитар - гитара мавританская  и гитара латинская.  

   Мавританская  гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром, что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строеню. Эта гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса Х.

  

   Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Судя по всему, инструмент не был высоко оценен королевским двором, так как встречается только в трех миниатюрах и только в руках менестрелей. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары. 

     В XVI веке самым распространенным  инструментом была виуэла (vihuela). По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом. С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано (vihuela de mano) - ручная виуэла. Vihuela de mano бытовала в высших слоях испанского общества. Инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра. На них аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Наиболее значительными исполнителями и авторами пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего де Нарваес, М. де Фуэнльяна. Эти талантливые музыканты превратили виуэлу из аккомпанирующего в солирующий инструмент. О расцвете игры на виуэле говорят появившиеся в середине XVI века сборники с пьесами для виуэлы. В широко распространенных жанрах "романсеро" и "вильянсико" голос сопровождался виуэлой, а позднее гитарой. В конце XVI века виуэла утратила прежнее значение, однако, применялась до конца XVII века.   

Информация о работе Испанская музыка