Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, курсовая работа
Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть чему удивиться! Именно поэтому Испания - один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха.
МАДРИД
В Мадриде сосредоточено
Танец
фламенко - особенности
и костюмы
Танец фламенко появился на юге Испании с приходом цыган примерно в пятнадцатом веке. Считается, что фламенко соткано из танцевальных движений множества культур: индийской, арабской, южноамериканской, кельтской... Но как и любое исскуство, фламенко динамично, оно развивается и меняется, продолжая вбирать в себя элементы разных танцевальных культур.
Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч.
Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения рук, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук танцовщицы волнообразные, "ласкающие" и даже чувственные. Линии рук мягкие, ни локти ни плечи не ломают плавный изгиб. Даже трудно поверить насколько плавность и гибкость линий рук подсознательно влияет на общее восприятие танца байлаоры. Движения кистей необычайно подвижные, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером. Движения рук танцора-мужчины более геометричные, сдержанные и строгие, их скорее можно сравнить "с двумя мечами, разрезающими воздух".
Помимо сапатеадо танцоры
Важный элемент образа байлаоры
- традиционное платье, называемое "bata
de cola" - типичное для фламенко платье,
обычно до пола, часто из разноцветного
материала в горошек, украшенное
оборками и воланами. Прообразом этого
платья стало традиционное одеяние цыганок.
Неотъемлемой частью танца является изящная
игра с подолом платья.
Традиционная одежда танцора-мужчины - темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая "чалеко" (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Когда женщина исполняет танец, традиционно считающийся мужским, - сапатеадо или фарруку, - она также одевает такой костюм.
Кастаньеты
- история, основные
стили и принципы
игры
Кастаньеты используются для ритмического аккомпанемента танцу. Они изготавливаются из твердых пород дерева, таких как чёрное дерево, палисандр, гранадильо и каштан. Вопреки традиционному мнению, Испания не является ни родиной кастаньет ни единственным местом их распространения. Прообразы современных кастаньет можно встретить еще в Древнем Египте, около 3000 лет до н.э. Начиная с VI века до н.э. на греческих фресках можно увидеть изображения танцующих женщин, которые держат в руках кротало (от испанского crotalo - "трещотка", "погремушка"), напоминающие длинные деревянные кастаньеты. Название "crotalo" и сейчас существует в испанском языке наряду с castañuelas или palillos.
В
настоящее время кастаньеты, или
очень близкие к ним
Традиционно кастаньеты
В классическом балете
Наиболее
значительный вклад в развитие мастерства
игры на кастаньетах привнесла
Существуют
два основных стиля игры на испанских
кастаньетах: классический и народный.
При игре в классическом стиле кастаньета
крепится на большой палец каждой руки
с помощью шнурка, которым скреплены две
половинки кастаньеты. В правой руке должна
держаться кастаньета, которая звучит
ярче и выше (она называется hembra). Кастаньета,
которую держат в левой руке, называется
macho. Правой рукой на кастаньете играют
черырьмя пальцами: мизинцем, безымянным,
средним и указательным, которые как молоточки
извлекают быстрые трели (carretillas) по наружней
половинке кастаньеты. Левой рукой отдельными
нотами (golpes) подчеркивается ритм.
При
игре в народном стиле обычно используются
кастаньеты большего размера и ниже
по звучанию. Они крепятся шнурками
на один или несколько пальцев. Движением
кисти половинки кастаньеты ударяется
о ладонь, производя громкий отрывистый
звук, отличающийся от звука при классической
игре.
Согласно классической школе
игры, на кастаньетах можно извлечь
пять разных звуков, которые называются
ta, pi, pan, chim и ria. Они различаются
по тембру и при умелой игре
с их помощью можно создавать огромное
количество красивых ритмических рисунков.
Первое
упражнение - ударять по кастаньете
поочередно каждым пальцем начиная
с мизинца, постепенно увеличивая темп.
Следить за тем, чтобы каждый звук
извлекался четко. Для игры на кастаньете
левой рукой базовая техника - ударять
одновременно тремя пальцами: мизинцем,
безымянным и средним, а ритм, с которого
можно начинать обучение, - извлекать несколько
звуков пальцами правой руки, завершая
их одной "нотой" на кастаньете в
левой руке. Нужно постараться достичь
быстрого темпа, чередуя игру левой и правой
руки. Иногда кастаньеты можно ударять
друг о друга.
История гитары
Самое
раннее изображение инструмента, похожего
на гитару, относится ко II веку, к
Испании. Это рисунок на барельефе, который
украшал надгробную стелу в Мериде. Можно
различить только верхнюю часть инструмента
и его конструкция такова, что он может
относиться и к более позднему времени
так как лишь двенадцать веков спустя
мы обнаружим вновь инструменты столь
развитой конструкции. Еще одной важной
находкой стали манускрипты, имеющие общий
источник происхождения - рукопись монаха
из Астурии Беатуса Льебана (VIII век) "Commentaires
de l'Apocalypse", содержащая собрание различных
толкований апокалипсиса. Значение рукописи
для того времени было так велико, что
в течение нескольких следующих веков
были созданы ее многочисленные копии,
украшенные миниатюрами. По традиции на
них были изображены музыканты. В большинстве
случаев художники повторяли уже известные
образы, но некоторые мастера стремились
запечатлеть инструменты, на которых играли
их современники. Благодаря этому удалось
обнаружить разнообразные типы строения
инструментов, соответствующие различным
эпохам и регионам.
Начиная
с Х века изображение струнных щипковых
инструментов становится общепринятым.
Инструменты этого периода еще совмещали
в себе черты, которые в эпоху Возрождения
распределятся между различными видами
щипковых - такими, как виола, виуэла и
гитара. Гитара имела четыре двойные струны
(четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители
играли на ней пальцами, плектром или смычком.
Постепенно будет вырабатываться более
точная техника, которая, приспосабливаясь
к строению инструмента, повлечет за собой
совершенствование его конструкции и
окончательному формированию семейств
струнных инструментов.
В XIII веке гитара была уже
широко известной в Испании.
Она становится народным
Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. Друг друга дополняют два источника: "Книга Благой любви" Хуана Руиса, протоиерея из Иты и "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250) - собрание песнопений в честь Девы Марии, - украшенная миниатюрами рукопись, на которой художник запечатлел придворных менестрелей с гитарами.
В
то время уже существовало
два вида гитар - гитара мавританская
и гитара латинская.
Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром, что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строеню. Эта гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса Х.
Латинская
гитара имеет более сложную форму, а
благодаря своему мягкому звучанию она
становится популярной среди любителей
утонченной музыки. Судя по всему, инструмент
не был высоко оценен королевским двором,
так как встречается только в трех миниатюрах
и только в руках менестрелей. Особенности
конструкции и звучания говорят о том,
что латинская гитара была более близкой
предшественницей современной классической
гитары.
В XVI веке самым распространенным
инструментом была виуэла (vihuela).
По приемам игры и внешнему виду виуэла
близка к гитаре, но она обладает более
узким и выпуклым корпусом. С XVI по XVII век
наибольшее распространение в Испании
получила разновидность виуэлы - виуэла
де мано (vihuela de mano) - ручная виуэла. Vihuela
de mano бытовала в высших слоях
испанского общества. Инструменты богато
украшались инкрустациями из твердых
пород дерева, кости и серебра. На них аккомпанировали
пению, играли соло и дуэтом, исполняли
вариации, фантазии, танцы, пьесы. Наиболее
значительными исполнителями и авторами
пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего
де Нарваес, М. де Фуэнльяна. Эти талантливые
музыканты превратили виуэлу из аккомпанирующего
в солирующий инструмент. О расцвете игры
на виуэле говорят появившиеся в середине
XVI века сборники с пьесами для виуэлы.
В широко распространенных жанрах "романсеро"
и "вильянсико" голос сопровождался
виуэлой, а позднее гитарой. В конце XVI
века виуэла утратила прежнее значение,
однако, применялась до конца XVII века.