Информационная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:07, курс лекций

Описание работы

Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Информационная культура личности (1).docx

— 73.76 Кб (Скачать)

 

 

 

 

26.Уровни  использования информации (потребительские,  репродуктивные и производственно  – творческие).

Существует несколько уровней использования информации:

1)потребительский уровень,  когда информация усваивается  в том варианте, в котором произведена,  как некая данность, без критического  осмысления.

2) репродуктивный уровень  – усвоение информации сопровождается  стереотипной ее оценкой, стереотипной  эмоциональной реакцией.

3) производственно – творческий  уровень – информация пропускается  через субъективный внутренний  мир, результатом чего является  нестандартная творческая интерпретация.

Таким образом, знание особенностей восприятия, производства и использования  социальной информации субъектом служит теоретической основой формирования его информационной культуры.

27. Виды  и характеристика функций в  процессе восприятия информации (воспитательная, компенсаторная, психологическая).

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий  субъективную картину мира. Это психический  процесс, заключающийся в отражении  предмета или явления в целом  при его непосредственном воздействии  на органы чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих  субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы  через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков  в объекте, выделение в нём  информативного содержания, адекватного  цели действия, формирование чувственного образа.

Воспитательная функция обеспечивается введением человека с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.

Психологическая - состоит  в выработке определенного деятельностного  биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время  и знакомые условия учебных занятий  порождают в учениках психическое  состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.

28 Поведение  как одна из форм реализации  личности.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. В психологии такие термины, как «поведение», «поведенческий акт», «деятельность», «действие», еще недостаточно дифференцированы и часто употребляются  как синонимы. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение»  и включает его как составную  часть. Поведение – это комплекс ответных реакций, обусловленных действием  на организм внешних условий существования, это совокупность поступков по отношению  к объектам живой и неживой  природы, к отдельному человеку или  обществу. Деятельность же всегда связана  с трудовым процессом, в результате которого создается продукт труда. С точки зрения бездумно сломанная  ветка дерева – результат поведения, а использование той же ветки  в качестве колышка для туристской палатки – деятельность. Аналогичным образом свадьба или праздничное застолье – групповое поведение, тогда как производственное совещание или субботник – коллективная деятельность.

   Действие, по определению  С. Л. Рубинштейна, составляет  и основу поступков, ибо поступок  – это действие, которое воспринимается  и осознается самим действующим  субъектом как общественный акт,  как проявление субъекта, которое  выражает отношение человека  к другим людям. Не заходя  глубже в дебри терминологических  хитросплетений, констатируем лишь  тот факт, что и в основе  поведения, и в основе деятельности  лежит некий психологический  феномен, называемый мотивом.  С него-то и следует начать  разговор о психологии поведения.

   Каждый, кто хочет  понять поступки другого человека  или свое собственное поведение,  начинает с поисков причин  соответствующих действий, т. е.  с мотивов поведения. Эти поиски  не представляли бы особой  трудности, если бы поведение  человека всегда определялось  лишь одним мотивом. Многими  экспериментами доказано, что и  у людей и у животных поведение  чаще всего определяется одновременным  наличием нескольких мотивов.  Но если у животных реакция  выбора при действии комплекса  раздражителей осуществляется на  уровне сложных условных рефлексов,  то у человека проявление мотивации  опосредствовано функцией сознания, которое представляет высший  эволюционный уровень регуляционных  механизмов нервной системы. Поэтому  у человека определяющую роль  в принятии и изменении решений  при актуализации того или  иного мотива играет так называемый  сознательный мотив. Говоря о  мотиве как об осознанном побуждении  к определенному образу действий, следует иметь в виду, что сам  по себе мотив не является  причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения  в психике потребностей организма,  вызванных внешними или внутренними  объективными явлениями.

29. Информация  как раздражитель, который вынуждает  человека проявлять адекватную  поведенческую реакцию (человек  в толпе, спасение, подвиг)

В толпе индивид приобретает  ряд специфических психологических  особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном  состоянии. Эти особенности оказывают  самое непосредственное влияние  на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют  следующие черты. Анонимность. Инстинктивность. Бессознательность Состояние единения. Состояние гипнотического транса. Ощущение неодолимой силы. Заражаемость. Аморфность. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Безответственность. Социальная деградация. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Из выше сказанного можно вывести основное правило самоспасения в толпе - стремление к сохранению индивидуальности. Потеря индивидуальности равна гибели! Бурные массовые чувства, будь то страх, ненависть или радость, очень заразительны.

30. Физические (моторные) реакции, умственные, поведенческие  реакции (импульсивные и волевые)

Эмоции – психические  явления, отражающие в форме переживаний  личную значимость и оценку внешних  и внутренних ситуаций для жизнедеятельности  человека. Эмоции служат для отражения  субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему  его миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное  определение эмоций должно принимать  во внимание три аспекта:

а) внутреннее переживание;

б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной  и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают  неодинаковое значение этим компонентам  эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную  экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании  заключено отношение субъекта к  объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая  приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном  аспекте эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического. Аффект – наиболее мощная эмоциональная  реакция. Он полностью захватывает  психику человека, предопределяя  единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Воля – высший уровень  произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции  поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

– допсихические непроизвольные реакции;

– образная (сенсорная и  перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

– речемыслительный уровень  регулирования.

3. Волевая регуляция.

Примерно тот же смысл  вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля –  это деятельная сторона разума и  моральных чувств. Волевое регулирование  включает в себя следующие компоненты:1. когнитивный;2. эмоциональный;3. поведенческий (деятельный).В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:1. побуждение и осознание цели;

2. борьба мотивов;

3. акт принятия решения;

4. исполнение.

Волевое действие связано  с потребностями, но не вытекает из них непосредственно.

Воля возникает, когда  человек способен к рефлексии  собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек  планово осуществляет стоящую перед  ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному  контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.


Информация о работе Информационная культура личности