Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:07, курс лекций
Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности.
26.Уровни
использования информации (потребительские,
репродуктивные и
Существует несколько уровней использования информации:
1)потребительский уровень, когда информация усваивается в том варианте, в котором произведена, как некая данность, без критического осмысления.
2) репродуктивный уровень
– усвоение информации
3) производственно – творческий
уровень – информация
Таким образом, знание особенностей
восприятия, производства и использования
социальной информации субъектом служит
теоретической основой
27. Виды и характеристика функций в процессе восприятия информации (воспитательная, компенсаторная, психологическая).
Восприятие (перцепция, от лат.
perceptio) — познавательный процесс, формирующий
субъективную картину мира. Это психический
процесс, заключающийся в отражении
предмета или явления в целом
при его непосредственном воздействии
на органы чувств. Восприятие — одна
из биологических психических
Воспитательная функция обеспечивается введением человека с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.
Психологическая - состоит
в выработке определенного
28 Поведение как одна из форм реализации личности.
Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. В психологии такие термины, как «поведение», «поведенческий акт», «деятельность», «действие», еще недостаточно дифференцированы и часто употребляются как синонимы. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. Поведение – это комплекс ответных реакций, обусловленных действием на организм внешних условий существования, это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Деятельность же всегда связана с трудовым процессом, в результате которого создается продукт труда. С точки зрения бездумно сломанная ветка дерева – результат поведения, а использование той же ветки в качестве колышка для туристской палатки – деятельность. Аналогичным образом свадьба или праздничное застолье – групповое поведение, тогда как производственное совещание или субботник – коллективная деятельность.
Действие, по определению
С. Л. Рубинштейна, составляет
и основу поступков, ибо
Каждый, кто хочет
понять поступки другого
29. Информация
как раздражитель, который вынуждает
человека проявлять адекватную
поведенческую реакцию (
В толпе индивид приобретает
ряд специфических
Человека в толпе
30. Физические
(моторные) реакции, умственные, поведенческие
реакции (импульсивные и
Эмоции – психические
явления, отражающие в форме переживаний
личную значимость и оценку внешних
и внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека. Эмоции служат для отражения
субъективного отношения
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению
выразительные комплексы эмоций
(внешнее выражение в
Различные авторы придают
неодинаковое значение этим компонентам
эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве
основной составляющей эмоциональную
экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев
видят сущность эмоций в субъективном
переживании. В субъективном переживании
заключено отношение субъекта к
объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая
приоритет компонента переживания,
авторы акцентируют внимание на отражательном
аспекте эмоций. Действительно, эмоция
относится к процессам
Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.
Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:
1. Непроизвольная регуляция:
– допсихические непроизвольные реакции;
– образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.
2. Произвольная регуляция:
– речемыслительный уровень регулирования.
3. Волевая регуляция.
Примерно тот же смысл
вкладывал в понятие воли И. М.
Сеченов, когда писал, что воля –
это деятельная сторона разума и
моральных чувств. Волевое регулирование
включает в себя следующие компоненты:1.
когнитивный;2. эмоциональный;3. поведенческий
(деятельный).В структуру
2. борьба мотивов;
3. акт принятия решения;
4. исполнение.
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно.
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.