Информационная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:07, курс лекций

Описание работы

Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Информационная культура личности (1).docx

— 73.76 Кб (Скачать)

Информационная  культура личности

  1. Предмет, цели и задачи курса, его объем, структура, отличительные особенности.

Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению  познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного  общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности. Информационное мировоззрение включает обобщающие взгляды на информацию, информационные ресурсы, системы, технологию, информатизацию. Результатом изучения этого курса будет являться овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. В структуре курса выделяются три основных раздела: "Информация и информационный сервис", "Библиотека в системе культуры. Информационные ресурсы библиотек", "Оформление результатов учебной и научной работы". Включение именно этих разделов в состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают учащимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах. В результате изучения курса обучающиеся должны:

− иметь представление об информации как источнике знания, об информатизации общества; о принципах организации информационных массивов, об основных источниках информации;

− уметь корректно формулировать свои информационные запросы, вести результативный поиск информации; обрабатывать и использовать информацию в соответствии с учебными и познавательными задачами; использовать современные информационные технологии;

− иметь представление о библиотеке университета, ее справочном аппарате, об основах библиографии;

− знать методику поиска информации, иметь навыки самостоятельной работы с информационными и библиографическими источниками по конкретной тематике;

− уметь использовать справочно-информационный фонд библиотеки, справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги, как традиционные, так и электронные);

− уметь выявлять нужные информационные и библиографические источники и пользоваться ими;

− уметь правильно структурировать и оформлять аттестационные работы;

− уметь составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам, использовать при составлении библиографических списков ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», владеть приемами организации и ведения личных

библиографических картотек или баз данных.

 

 

  1. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу.

Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами. Первая революция. Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения. Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям. Третья революция. Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования. Четвертая революция. Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись). Пятая революция. Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем. Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Термин "информатизация" был впервые применен в докладе "Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д'Эстена. В отечественной периодической печати термин "информатизация" одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов.

Информатизация  - организованный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на использование информационных ресурсов цивилизации с использованием новых информационных технологий. Понятие информатизации является гораздо более емким, чем смежные понятия компьютеризации, электронизации, автоматизации. В отличие от этих понятий, сущность которых связана преимущественно с развитием информационной техники и технологии, технической базы, информатизация направлена на улучшение качества труда и жизни современного человека за счет обеспечения свободного оперативного доступа к информации, независимо от географических факторов. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Процесс информатизации происходит неравномерно в различных странах, характеризуется разными темпами. Первыми на этот путь встали в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. США, Япония и страны Западной Европы.

 

 

  1. Критерии информационного общества, возрастание роли образования и знаний. В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу. Понятие "информационное общество" как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. Информационное общество имеет следующие основные признаки: - большинство работающих в информационном обществе занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг; - обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах); - информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Преимущества информационного общества: решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития становится информационная экономика; информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме позитивных существуют и негативные следствия, опасные тенденции развития информационного общества:

проблема манипулирования  сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации;

проблема отбора качественной и достоверной информации, угроза дезинформации;

проблема адаптации людей  к среде информационного общества.

  1. Взаимосвязь информатизации общества и информационной культуры, гуманитарные аспекты информатизации.

Если будет полностью  реализована потребность учреждений и организаций в компьютерной технике, обеспечена бесперебойная  работа электронных коммуникаций, изданы самые совершенные законы по информации и информатизации, но при этом к  жизни в информационном обществе не будет подготовлен человек, то все принятые государственные программы  информатизации останутся лишь благими  намерениями. Следовательно, особое место  в подготовке человека к жизни  в грядущем информационном обществе должно отводиться формированию информационной культуры личности. Термин «информационная  культура» в отечественных публикациях  впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре».

Человек с высокой информационной культурой будет содействовать  прогрессу общества, займет активную гражданскую позицию (противодействие  несправедливости, лжи, обману, дезинформации). Человек воспитанный является информационно  ответственным за свое взаимодействие с окружающей информационной средой. Высокий уровень информационной культуры дает человеку стойкие убеждения  в значимость информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем. Информационная культура занимает важное место в системе  образования, выполняет общеразвивающие  и общеобразовательные функции. При изучении ИК соблюдаются принципы научности, систематичности, преемственности, доступности, связи с практикой. На информационную культуру влияет поступательное развитие человечества, превращение  информации в наиболее важный фактор развития. Развитию инф. общества свойственна  непрерывность (появление более  совершенных технологий), стремительность, тенденции к ускорению (в мире на одного человека уже, в среднем, 3 моб. телефона), глобальный характер В  эпоху инф. общества зарождается  новая экономика, когда знания являются самым дорогим товаром, развивается  новая политика. Информационное общество – это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко всему, что производится именно с помощью разума, а не физического  труда.

 

  1. Понятие информация, его философское и методологическое значение, свойства, сущность, основа образования информации.

Термин "информация" (informatio) - общенаучное понятие, имеющее философское  и методологическое значение. Это  термин обозначает не только сведения, передаваемые людьми в ходе их общения, но и одно из основных свойств объективного мира, которое связано с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными. Примерами  информационных процессов могут  быть: общение людей друг с другом, работа какой-либо системы автоматического  регулирования, приспособление живого организма к меняющимся условиям существования, наследственная передача признаков родителей детям, познание мира человеческим мозгом и др. Критерии видовых понятий "информация" достаточно многочисленны. В учебном  процессе это может быть: форма  представления учебной информации; информация для преподавателей и  для студентов в процессе обучения; информация об усвоении материала; диагностическая  информация, эмоциональная и психологическая  информация. Обычно информацию мы трактуем как знание, передаваемое другим. Степень интереса к передаваемой информации определяется тем, в какой мере эта информация удовлетворяет запросы ее конкретного потребителя – студента. Поэтому одна из основных проблем преподавателя – нахождение оптимального отношения известного и нового в сообщаемой информации. Потребность студента в информации зависит от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности, от уровня информативности и ценности передаваемых знаний. Как видим, анализ функционирования информации в процессе обучения предполагает рассмотрение соотношения между знанием и информацией, изучение проблем информативности – знания. Разработка проблемы связи информации с учебной познавательной деятельностью студента приобретает не только теоретическое, но и практическое значение. Эта проблема позволяет выявить особенности и свойства учебной информации как объекта учебной познавательной деятельности, а также специфику информационного аспекта обучения. Общеизвестно, что для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

  1. Два основных подхода к информации: атрибутивный и кибернетическо- семиотический, материальная основа создания информации

Слово «информация»  - одно из наиболее употребляемых в современном  языке. Феномен информации привлек  к себе внимание философов, физиков, лингвистов, физиологов, генетиков, социологов, историков и др. В философских  дискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайней мере, три позиции. Во –  первых, информация истолковывается  как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во – вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное  с упорядочением взаимодействий. В – третьих, информация предстает  как мера неоднородности распределения  материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную  неоднородность мира. Три этих концепции  вошли в современную теорию под  названиями коммуникативная, кибернетическая  и атрибутивная.

Информация о работе Информационная культура личности