Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:07, курс лекций
Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности.
Информационная культура личности
Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности. Информационное мировоззрение включает обобщающие взгляды на информацию, информационные ресурсы, системы, технологию, информатизацию. Результатом изучения этого курса будет являться овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. В структуре курса выделяются три основных раздела: "Информация и информационный сервис", "Библиотека в системе культуры. Информационные ресурсы библиотек", "Оформление результатов учебной и научной работы". Включение именно этих разделов в состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают учащимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах. В результате изучения курса обучающиеся должны:
− иметь представление об информации как источнике знания, об информатизации общества; о принципах организации информационных массивов, об основных источниках информации;
− уметь корректно формулировать свои информационные запросы, вести результативный поиск информации; обрабатывать и использовать информацию в соответствии с учебными и познавательными задачами; использовать современные информационные технологии;
− иметь представление о библиотеке университета, ее справочном аппарате, об основах библиографии;
− знать методику поиска информации, иметь навыки самостоятельной работы с информационными и библиографическими источниками по конкретной тематике;
− уметь использовать справочно-информационный фонд библиотеки, справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги, как традиционные, так и электронные);
− уметь выявлять нужные информационные и библиографические источники и пользоваться ими;
− уметь правильно структурировать и оформлять аттестационные работы;
− уметь составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам, использовать при составлении библиографических списков ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», владеть приемами организации и ведения личных
библиографических картотек или баз данных.
Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами. Первая революция. Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения. Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям. Третья революция. Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования. Четвертая революция. Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись). Пятая революция. Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем. Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Термин "информатизация" был впервые применен в докладе "Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д'Эстена. В отечественной периодической печати термин "информатизация" одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов.
Информатизация - организованный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на использование информационных ресурсов цивилизации с использованием новых информационных технологий. Понятие информатизации является гораздо более емким, чем смежные понятия компьютеризации, электронизации, автоматизации. В отличие от этих понятий, сущность которых связана преимущественно с развитием информационной техники и технологии, технической базы, информатизация направлена на улучшение качества труда и жизни современного человека за счет обеспечения свободного оперативного доступа к информации, независимо от географических факторов. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Процесс информатизации происходит неравномерно в различных странах, характеризуется разными темпами. Первыми на этот путь встали в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. США, Япония и страны Западной Европы.
проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации;
проблема отбора качественной и достоверной информации, угроза дезинформации;
проблема адаптации людей
к среде информационного
Если будет полностью
реализована потребность
Человек с высокой информационной культурой будет содействовать прогрессу общества, займет активную гражданскую позицию (противодействие несправедливости, лжи, обману, дезинформации). Человек воспитанный является информационно ответственным за свое взаимодействие с окружающей информационной средой. Высокий уровень информационной культуры дает человеку стойкие убеждения в значимость информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем. Информационная культура занимает важное место в системе образования, выполняет общеразвивающие и общеобразовательные функции. При изучении ИК соблюдаются принципы научности, систематичности, преемственности, доступности, связи с практикой. На информационную культуру влияет поступательное развитие человечества, превращение информации в наиболее важный фактор развития. Развитию инф. общества свойственна непрерывность (появление более совершенных технологий), стремительность, тенденции к ускорению (в мире на одного человека уже, в среднем, 3 моб. телефона), глобальный характер В эпоху инф. общества зарождается новая экономика, когда знания являются самым дорогим товаром, развивается новая политика. Информационное общество – это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко всему, что производится именно с помощью разума, а не физического труда.
Термин "информация" (informatio)
- общенаучное понятие, имеющее философское
и методологическое значение. Это
термин обозначает не только сведения,
передаваемые людьми в ходе их общения,
но и одно из основных свойств объективного
мира, которое связано с наличием
в нем особого рода процессов,
называемых информационными. Примерами
информационных процессов могут
быть: общение людей друг с другом,
работа какой-либо системы автоматического
регулирования, приспособление живого
организма к меняющимся условиям
существования, наследственная передача
признаков родителей детям, познание
мира человеческим мозгом и др. Критерии
видовых понятий "информация"
достаточно многочисленны. В учебном
процессе это может быть: форма
представления учебной
Слово «информация» - одно
из наиболее употребляемых в современном
языке. Феномен информации привлек
к себе внимание философов, физиков,
лингвистов, физиологов, генетиков, социологов,
историков и др. В философских
дискуссиях по вопросу о предметной
области информации существуют, по
крайней мере, три позиции. Во –
первых, информация истолковывается
как сфера общения и средство
общенаучной рефлексии. Во – вторых,
информация понимается как свойство
самоорганизующихся систем, связанное
с упорядочением