Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:07, курс лекций
Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности.
Атрибутивная
концепция — это трактовка информации
как неотъемлемого внутреннего свойства
всех естественных и социальных систем.
Она делится на два подхода. Первый означает
признание так называемой "структурной
информации", которая составляет внутреннее
достояние любой системы, меру ее организации,
присущую ей при любых условиях. Второй
провозглашает трактовку информации как
"относительной", свидетельствующей
о взаимодействии определенных объектов
и возникающей как его результат. Именно
во втором значении информация определяется
как "отраженное разнообразие", характеризующее
перенесение определенной упорядоченности
(структуры, формы) от одного объекта к
другому. Согласно этой концепции информация
возникает в определенном объекте в результате
отражения в нем структуры (формы, состояния)
другого объекта (системы, процесса). Понятия
"структурной" и "относительной"
информации не являются видами информации,
они лишь свидетельствуют о разном понимании
самого феномена информации. Выражением
атрибутивного подхода к информации вообще
как явлению, присущему любым объектам
живой или неживой природы, творениям
человеческих рук или разума является
ее деление на такие виды: Элементарная информация
— возникающая в неживой природе и характеризующая
процессы отражения в ней (ее разновидности:
механическая, химическая, электрическая,
электромагнитная, оптическая, электронная). Биологическая информация
— возникающая в живой природе (разновидности:
генетическая, физиологичная, сенсорная,
зоокоммуникационная). Социальная информация
— та, что возникает в человеческом обществе,
передается в процессе коммуникации между
людьми (синонимы: семантическая, семиотическая).
Признак, используемый в этом делении,
— по природе сигналов, которыми передается
информация, и сферам ее бытования. Особое
место занимает машинная информация, которая
передается и воспринимается техническими
устройствами. Считают, что она является
одновременно элементарной и социальной.
Данный перечень деления информации на
типы (или виды) характерен, прежде всего,
для трактовки информации как относительной,
свидетельствующей о взаимодействии разных
объектов. "Социальная информация"
здесь — лишь одна из разновидностей информации,
выделяющихся "по сфере возникновения"
или "по типу отражательных процессов,
соответствующих разным уровням организации
материи" Функционально-кибернетическая
концепция связывает существование
информации с самоуправляющимися системами:
техническими (машинами), биологическими
(живыми организмами), социальными (обществом).
Сторонники этой концепции не признают
существования информации в неживой природе.
Согласно этой концепции информация трактуется
как содержание сообщения, связанного
с управлением; как содержание сигнала,
имеющего синтаксическую, семантическую
и прагматическую характеристики. Существует
еще концепция социальной информации,
характеризующая ее не как один из видов
информации, а как единственный объект
теории социальной информации, изучающей
информационные процессы в обществе. Согласно
этой концепции информация может быть
только социальной, следовательно, термины
"информация" и "социальная информация"
используются в данном случае как синонимы.
Социальная информация понимается как
информация, передающаяся в обществе в
процессе общения людей, то есть в социальной
информационной коммуникации. Подается
она в форме знаков, понятных членам общества
и способных изменять их знания. Наличие
разнообразных подходов к определению
и пониманию информации позволяет сделать
вывод, что понятие "информация" —
лишь средство познания в пределах информационно-
Информационный процесс
представляет собой комплекс взаимодействий,
сопровождающийся обменом веществом
и энергией, при котором происходит
изменение формы, структуры или
состояния взаимодействующих
Информация может существовать в двух формах — скрытой, которую, используя термин Г. Герца, можно назвать потенциальной, и явной, актуальной, которая возможна лишь при наличии субъекта, некоторой третьей стороны, способной ее уловить, извлечь, оценить и использовать — социальной. Социальная информация представляет собой выявленное и использованное человеком в своей жизнедеятельности различие в качественном состоянии объектов, их связей и взаимоотношений. Помимо природной информации, познавая которую человек переводит ее в социальную, как мыслящее существо он и сам ее производит. Современный человек живет не столько в окружении природных объектов, сколько в среде, искусственно им воссозданной из природных объектов. Целеустремленно и направленно воздействуя на какие-либо объекты, изменяя их местоположение, деформируя структуру, вторгаясь в вещественный состав, человек добивается заданных изменений в их свойствах, тем самым увеличивая качественное разнообразие окружающего мира. Таким образом, он производит потенциальную информацию. А познавая свое творение, изучая его свойства — трансформирует потенциальную информацию в социальную. Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания. Основываясь на приведенных выше трактовках рассматриваемых понятий, можно констатировать тот факт, что знание - это информация, но не всякая информация – знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания. Можно рассмотреть это взаимодействие на примере образования Земли. Около 8 миллиардов лет тому назад Земля представляла собой раскаленный шар. Постепенно, выделяя тепло в космос, она охлаждалась, и на ее поверхности образовалась твердая кора, которую беспрерывно расплавляли миллионы действовавших вулканов. Кора утолщалась, и вода, входившая в состав раскаленных веществ и атмосферы, заполнила впадины. Согласно гипотезе советского ученого А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле, в воде было растворено огромное количество химических веществ, которые, вступая между собой в различные реакции на протяжении миллиардов лет, привели к образованию органического вещества. Энергия Солнца, воздействие космоса, силы притяжения, сложные физико-химические реакции, постоянно протекающие в недрах Земли,—это факторы, изменяющие ее поверхность, климат, состав атмосферы, а вместе с тем и органический мир, который в свою очередь оказывает активное влияние на Землю. Все воздействующие на планету Земля процессы, подразделяются на экзогенные (протекающие на поверхности Земли и в приповерхпостных слоях земной коры) и эндогенные (протекающие в недрах Земли). К экзогенным процессам относятся: выветривание, действие наземных и подземных вод, деятельность живых организмов, в том числе человека. К эндогенным — тектонические движения в земной коре, магматические процессы (образование магмы и магматических горных пород), метаморфические процессы (преобразование горных пород),
В связи с этим можно провести параллель, где экзогенные процессы – это потенциальная информация, а эндогенные – социальные.
Методы трансформации
потенциальной информации в социальную,
т.е. методы познания окружающей реальности,
несмотря на кажущееся многообразие,
базируются на двух подходах. Во-первых,
это методы рационального познания,
опирающегося на удовлетворение чисто
практических интересов, утилитарной
целесообразности. Им противопоставляются
интуитивные, образно-символические
способы постижения жизненной реальности,
которые посредством
Процесс «свертывания» социальной информации до достижения соизмеримости с человеческими возможностями осуществляется лингвистическими и гносеологическими методами. Лингвистические методы осуществляются путем сопоставления изучаемых фрагментов действительности с некоторыми материальными конструкциями (знак и символ), обладающими относительно устойчивым характером и позволяющими в силу этого выявлять и фиксировать существенные стороны рассматриваемых объектов. Эти методы дают возможность раскрыть содержание и идентифицировать предметы или явления, используя разное количество выразительных единиц. Например, химическое соединение можно выразить в словесной форме и в виде формулы. Гносеологические методы своим результатом имеют иерархическое структурирование социальной информации, представляя ее на разных уровнях общности — в виде понятия, суждения, закона, концепции, теории. Наибольшей степенью общности является теория, представляющая собой систематизированное обобщение, описывающее закономерности возникновения, функционирования и развития тех или иных явлений. Человеческий характер социальной информации проявляется в ее членении на виды. В качестве видообразующих признаков выступают особенности ее восприятия людьми, способы выражения, расшифровки, а также характер потребления в обществе.
Для восприятия информации
природа предопределила человеку органы
чувств: зрение, слух, обоняние, осязание,
вкус. С точки зрения восприятия
социальная информация дифференцируется
на: • визуальную — воспринимаемую
зрением; • аудиальную — воспринимаемую
слухом; • обонятельную — воспринимаемую
анализаторами запаха; • тактильную
— воспринимаемую кожными анализаторами;•
вкусовую — воспринимаемую анализаторами
вкуса. Подобная дифференциация социальной
информации в соответствии с физиологическими
особенностями восприятия предопределяет
соответствующий аспект видовой
классификации документов. Поскольку
по подсчетам психологов до 90% всей
информации человек получает через
органы зрения, то основной способ документирования
базируется на визуальных формах фиксации:
в виде письменных текстов, графиков,
чертежей, фотографий, репродукций, рисунков
и т.д. Аудиальная информация составляет
порядка 8-9% от всей поступающей информации
через органы чувств человека. Несмотря
на значительно меньший по сравнению
с визуальной информацией процент,
звуковая информация имеет огромное
эмоциональное воздействие, что
предопределяет активность ее документирования
в форме грампластинок, магнитных
лент, компактных оптических дисков. Ряд
документов сочетает одновременно фиксацию
визуального изображения и