Информационная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:07, курс лекций

Описание работы

Главная цель курса информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами будет: формирование информационного мировоззрения (системы взглядов); приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной и профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Информационная культура личности (1).docx

— 73.76 Кб (Скачать)
  1. Избирательность восприятия информации личностью и формы восприятия информации человеком (с помощью мышления и с помощью органов чувств).

В качестве следующего признака видообразования социальной информации следует выделить способ отражения  информации человеческим сознанием. Если человек воспринимает информацию различного рода анализаторами, то расшифровывает, наделяет смыслом головным мозгом, который функционально ассиметричен. Поступившая информация от анализаторов по-разному расшифровывается левым  и правым полушариями головного  мозга. Первое полушарие преимущественно  осуществляет логическую деятельность, правое — образно-ассоциативную. Доминирование того или другого в процессе мышления придает поступающей информации разную форму, по-разному вписывает ее в структуру нервных связей: либо по типу формальной логики, либо по типу свободных ассоциаций. Это и предопределяет деление информации на два подвида: логическую и образно-эстетическую. Так как в реальности любой продукт человеческого мышления создается совместным согласованным действием обоих полушарий, то, конечно, деление информации на логическую и образно-эстетическую условно. Как научно-познавательную деятельность невозможно осуществлять без творческого элемента, образного представления, так и продукт эстетической деятельности не может не иметь смысла, логических взаимосвязей. Итак, образно-эстетическая информация — это преимущественно субъективное, образно-ассоциативное отражение реальности, на базе которого развиваются различные виды искусств: художественное слово (поэзия, проза), изобразительное искусство, пространственные формы искусства (архитектура, скульптура), музыка, танец, а также комбинированные формы (театр, кино и т.д.). Образно-эстетическая информация передается преимущественно в символьной форме (в форме художественных произведений, картин, фотографий, кинофильмов, музыкальных произведений). В случае фиксации подобной информации на соответствующих носителях мы получаем различные виды документов, циркулирующих преимущественно в сфере искусства.

  1. Роль установки (ценностный подход) при восприятии информации.

Кроме перечисленных выше, информация имеет еще ряд свойств, называемых прагматическими. К ним  относят те, которые характеризуют  степень полезности информации для  общества и проявляются в процессе ее использования. Эти свойства носят  относительный характер. Одним из прагматических свойств является ценность (полезность). Ценность определяется, во-первых, трудом, потраченным на создание, передачу, использование информации. Во- вторых – востребованностью со стороны  потребителя. Информация, на создание которой в свое время были затрачены  значительные интеллектуальные и экономические  ресурсы, может потерять свою ценность. И, напротив, актуальная потребность  в информации может удовлетворяться  суррогатами, созданными на скорую руку, но оцениваемыми неоправданно высоко. Как правило, высоко оценивается  то, что отвечает потребностям. Следующее  прагматическое свойство информации – полнота. Она также имеет относительный характер и определяется степенью адекватности воспроизведения отражаемого объекта материальными носителями. Отражение тех сторон объекта, которые в наибольшей степени его характеризуют, создают достоверный образ объекта. Полнота включает в себя достоверность. Но достоверность - не всегда полнота. Еще одно свойство информации – ее старение. Движение материальных носителей, несущих в своей структуре информацию о побочных объектах, осуществляется с некоторой скоростью. В движении они устаревают. Старение уменьшает степень достоверности информации.

  1. Аналитический и синтетический типы восприятия информации разными личностями.

Восприятие во многом зависит  от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное  отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку  все люди различаются как по своим  интересам и установкам, так и  по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии. Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием. Целостный, или синтетический,  тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом. Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается.

  1. Физиологические и психологические особенности при восприятии информации конкретной личностью.

Физиологической основой  восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей  в окончаниях нервов, имеющихся в  органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия,  часто  называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия. Понимание и восприятие информации человеком всегда начинается с ощущения, например, при рассмотрении какого-либо предмета вначале воспринимаются самые заметные, крупные детали - неоднородность и цвет фона, а затем более мелкие детали, например, текст на объекте, детали на рисунках и т.д.  Известно, что из всей, воздействующей на человека информации, на слух воспринимается не более 10%, зрительно около 30%, а если человек вовлечён в процесс восприятия информации - около 60%. В любом случае, основной объём информации воспринимается именно органами зрения. Наши глаза находятся в постоянном движении, это является необходимым условием построения образа объекта. Структура восприятия зрительной информации (фактически света) зависит от оптических свойств объекта восприятия. Мы видим предмет только потому, что он отражает падающий на него свет или сам излучает свет. Цвет предметов определяется степенью поглощаемости световых лучей определённых длин волн (отражательной способностью). Однако, зрительному аппарату необходимо так же учитывать состав света, который освещает рассматриваемый объект. В зависимости от конкретной области зрительная информация строится с учётом критериев, направленных на повышение эффективности воздействия.

  1. Особенности эмоционального типа восприятия информации людьми (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики).

Любой человек должен постоянно  учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с  ними, уменьшения вероятности возникновения  конфликтных ситуаций, избежания  возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому  усилия при контакте с носителем  того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование  достоинств и преимуществ характера  с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон. При этом возникает  вопрос о критериях, по которым можно, принимая во внимание внешние и поведенческие  признаки, не только определить тип  темперамента человека, но и предвидеть особенности его поведения в  той или ной ситуации. Самая ранняя из наиболее известных типологий темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном.. Гален выделил несколько типов темперамента. Четыре из них в настоящее время рассматриваются как основные: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. САНГВИНИК стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Он увлекается всем, что ему приятно. В основе его поведения - стремление к наслаждению. Эмоции сангвиника (в основном положительные) быстро возникают и не долго продолжаются. Неудачи им переживаются сравнительно легко. Сангвиник доверчив, легковерен, непостоянен. При неблагоприятных условиях его подвижность может смениться отсутствием сосредоточенности, поверхностными суждениями, поспешностью в действиях. ХОЛЕРИК склонен к резким сменам настроения, энергичен, стремителен, порывист, быстро воспламеняется, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивен. Мало размышляет и решительно действует. В сложных ситуациях может терять контроль ад своими эмоциями.   ФЛЕГМАТИК хладнокровен, медлителен, спокоен, не сразу поддаётся чувствам, обычно отличается постоянством. он не склонен к принятию скоропалительных решений, свои страдания переносит терпеливо, спокойно реагирует на переживания других, жалуется редко, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой и плохо приспосабливается к новой обстановке. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться апатия, склонность к выполнению однообразных, привычных действий. МЕЛАНХОЛИК склонен к депрессии, печали, подавленности. Внешне он слабо выражает свои чувства и нередко воспринимает отношение к себе окружающих как пренебрежение, недооценку. Страдает глубоко, утешается с большим трудом. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.  САНГВИНИК (нервная система I типа) - человек, легко приспосабливающийся к изменениям условий жизни. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемостью различным трудностям.   ХОЛЕРИК (нервная система II типа) - человек нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Отличается энергичностью при недостатке выдержки и самообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив, порывист, резок. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений. ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) - человек, хорошо сопротивляющийся сильным и продолжительным раздражителям. Характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Спокоен, ровен, терпелив, выдержан. В мимике и интонациях невыразителен и однообразен. Отличается замедленностью реакций. Постоянен в общении, медленно и с трудом привыкает к новым людям. Сохраняет внешнее спокойствие даже при серьёзных неприятностях, но способен иногда давать волю чувствам.   МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) - человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливостью, тревожностью, беспокойством, неуверенностью в себе. Необщителен. Теряется в новой обстановке, среди новых людей. Склонен к уединению, замкнутости, сильным переживаниям

 

 

 

17.Память  и ее информационные характеристики

Запоминание — это процесс  памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов  ощущений, восприятие, мышления или  переживания в систему ассоциативных  связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в  одно целое. Установление смысловых  связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого  материала.Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и  усвоение. Сохранение опыта дает возможность  для обучения человека, развития его  перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.Воспроизведение  и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание  — опознание воспринимаемого  объекта или явления как уже  известного по прошлому опыту, установлением  сходств между объектом и образом  его в памяти. Воспроизведение  бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает  в сознании без усилий человека.Если в процессе воспроизведения возникают  затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки  зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.Забывание — потеря возможности воспроизведения, а  иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что  незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью  или с ошибкой) и полным (невозможность  воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.В  процессе развития вычислительной техники  люди вольно или невольно пытались по образу и подобию собственной  памяти про­ектировать и создавать  различные технические устройства хранения информации. Чтобы лучше  понять назначение и возможности  различных запоминающих устройств  компьютера, можно провести аналогию с тем, как хранится информация в  памяти человека. Информация, которую  человек постоянно хранит в своей  внутренней памяти, характеризуется  гораздо меньшим объемом по сравнению  с информацией, сосредоточенной  в книгах, кино-лептах, на видеокассетах, дисках и других материальных носителях. Можно сказать, что материальные носители, используемые для хранения информации, составляют внешнюю память человека. Для того чтобы воспользоваться  информацией, хранящейся в этой внешней  памяти, человек должен затратить  гораздо больше времени, чем если бы она хранилась в его собственной  памяти. Этот недостаток компенсируется тем, что внешняя память позволяет  сохранять информацию сколь угодно длительное время и использовать ее может множество людей.Существует еще один способ хранения информации человеком. Это так называемая генетическая память..Подобный принцип разделения памяти использован и в компьютере. Вся компьютерная память поделена на внутреннюю и внешнюю. Аналогично памяти человека, внутренняя память компьютера является быстродействующей, но имеет  ограниченный объем. Работа же с внешней  памятью требует гораздо большего времени, но она позволяет хранить  практически неограниченное количество информации.

 

18.Уровни  психофизиологических процессов  переработки информации

Предмет общей психофизиологии  — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической  деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает  физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы  человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии  — онтогенетические изменения физиологических  основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология  — раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении  человека. Человек воспринимает окружающий мир при помощи специализированных сенсорных систем — анализаторов. Восприятие — это процесс и результат формирования субъективного образа предмета или явления, действующего на анализатор. Классификация анализаторов осуществляется на основе местоположения рецепторов. Рецепторы — это специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы. По локализации рецепторов анализаторы делятся на экстероцептивные и интероцептивные. В первом случае источники стимуляции находятся вне организма, во втором — информация поступает от внутренних систем и органов. Извне на организм действуют зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные стимулы, а также сила тяготения. Симультанное и сукцессивное восприятие. Все виды восприятия несут информацию о времени, т. е. о том моменте, когда появился стимул и как долго он действовал. Другими словами восприятие — это процесс, началом которого служит момент действия стимула на рецептор. Завершением восприятия является образ стимула — объекта и его опознание (идентификация). Длительность одного акта восприятия может быть очень короткой, почти мгновенной, особенно, когда объект восприятия хорошо знаком. В таком случае говорят об одномоментном (симультанном) восприятии. Если человек сталкивается с неизвестным стимулом, длительность восприятия может существенно увеличиваться. Требуется время, чтобы провести детальный сенсорный анализ, выдвинуть и проверить несколько гипотез по поводу действующего стимула, и лишь после этого принять решение о том, что же представляет собой воспринимаемый стимул. В этом случае говорят о последовательной обработке информации и сукцессивном восприятии. Интенсивное изучение нейрофизиологических механизмов восприятия стало возможным в связи с возникновением методов регистрации микро- и макропотенциалов мозга, т. е. активности отдельных нейронов и суммарной биоэлектрической активности мозга. Возможно, поэтому исследования механизмов восприятия многочисленны и включают несколько уровней анализа: от единичного нейрона до целого мозга, причем каждому уровню соответствует свой вариант анализа перцептивного процесса. Однако, независимо от того, на каком уровне изучаются процессы восприятия, одно из главных мест занимает проблема кодирования. При этом основной вопрос состоит в следующем, каким образом происходит прием и преобразование сенсорных стимулов и в каком виде отражается воспринятый и преобразованный стимул в ЦНС человека.

Информация о работе Информационная культура личности