Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:22, реферат
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства. Типология культур - одна из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии. В качестве критериев, или оснований, типологии культур были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.
Введение 3
Индо-буддийский тип культуры 6
Уровень развития материальной цивилизации. 7
Государство и развитие социальных связей. 8
Мировосприятие и религиозные верования. 9
Влияние буддизма на культуру . 13
Художественная культура. 16
Заключение 18
Список литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра «Культурология»
РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
«Индо-буддийский тип культуры»
Студент группы
|
|
Группа
|
|
Номер зачетной книжки
|
|
Преподаватель |
|
2010г.
Содержание
Введение
Индо-буддийский тип культуры
Уровень развития материальной цивилизации.
Государство и развитие социальных связей.
Мировосприятие и религиозные верования.
Влияние буддизма на культуру .
Художественная культура.
Заключение
Список литературы
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства. Типология культур - одна из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии. В качестве критериев, или оснований, типологии культур были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др. В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальная, этнонациональная, демографическая и другие типологии культуры.
Еще одним современным вариантом типологии культур стало разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы культуры и идеалы, доминирующие в данном обществе. Этот методологический принцип позволяет различать два типа культур - восточный и западный.
Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии. Основанная на частной собственности западная культура породила систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной жизни, систему гарантий и защиты интересов каждого гражданина, совокупность прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида. Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека — активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего только на себя и свои возможности.
Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культурах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и природа и история. Поэтому в восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с природой. При этом доминирует убеждение, что если индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, деспота. При такой системе отношений человек является лишь винтиком в огромном общественном механизме, он живет под полным контролем государства и чиновников. Это порождает фатализм, присущий всем восточным цивилизациям, а также все остальные черты восточной культуры, среди которых - отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и эзотеризму и т.д.
Восточный тип культуры представлен широко и разнообразно, включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Этот тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас.
Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так, унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.
Актуальность данной темы заключается в изучении истории развития индо-буддийской культуры. К ХХI веку лучшие умы человечества осознали необходимость единственно продуктивного вида взаимодействия - диалога культур. Умение вести диалог способствует развитию толерантности в обществе, что чрезвычайно важно для современной России. Для этого необходимо понимание других типов культуры, которое может проходить только через изучение культуры, истории, религии, традиций других народов. Понимание культуры, отличающийся от российской, способствует развитию уважения к чужой культуре, религии, привычкам, умение противостоять этнофобии и национальной предвзятости. Интерес к восточной культуре тем более естественен, что они являются нашими ближайшими соседями, а это еще в большей степени, чем у других народов, помогает самопознанию.
Целью данной работы является изучение индо-буддийского типа культуры.
Основными задачами данной работы является:
- раскрытие особенностей общественного, материального и религиозного развития индо-буддийского типа культуры;
- характеристика влияния буддизма на культуру Индии и других стран.
Поставленные цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения. Во введение излагаются актуальность, цель и задачи работы. В основной части, состоящей из пяти глав решаются поставленные задачи. В заключении дан вывод по работе в целом.
Древнеиндийская цивилизация – одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до настоящего времени, причем не только на территории Индии.
Цивилизация на полуострове Индостан возникла позднее шумерской и египетской. К середине III тыс. до н.э. относится возникновение культурно-исторического комплекса, получившего в науке название «индская цивилизация». Расцвет ее связывают с «культурой Хараппы», названной так по первому и самому крупному из обнаруженных городов этой цивилизации.
Самым важным достижением в истории Индии с середины II по середину I тыс. до н.э. было освоение и заселение долины Ганга, а также распространение индоарийских племен (ариев) – создателей знаменитых Вед. Период первой половины I тыс. до н.э., к которому относятся Веды, часто называют ведическим, потому что если для III-II тыс. до н.э. почти единственным источником наших знаний о Древней Индии являются данные археологии, то для конца II – первой половины I тыс. до н.э. таким источником являются Веды, содержащие сведения о культуре, экономике, религиозных верованиях.
Мощного расцвета культура Индии достигает в конце I тыс. до н.э. при династии Маурьев (322–185 до н.э.), когда после отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория Индии была объединена в единое государство. Однако позже север Индии завоевывают кушаны, и последнее крупное объединение страны происходит в IV-V вв. н.э. во времена правления династии Гуптов. Эпоха Гуптов – вершина развития культуры Древней Индии.
Таким образом, история Древней Индии охватывает огромный период – от возникновения первых государств и переселения индоарийских племен (ведический период: II–середина I тыс. до н.э.) до создания и последующего упадка мощных государств – империй Маурьев, Кушанской и Гунтской (эпоха империй II-V вв. н.э.).
По своим размерам Древняя Индия превосходила во много раз все другие древневосточные государства и отличалась большим разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом. На значительной части территории число осадков достигало 700 мм. в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как рис, сахарный тростник и джут.
Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках. Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.
Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс. Застройка городов производилась, скорее всего, по плану, улицы были параллельные и пересекались под прямым углом. По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены. Так, система городской канализации в Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке. При домах имелись специальные отстойники, откуда вода через подземные каналы, выложенные кирпичом, выводилась за пределы города. В городах находились административные здания: дом правителя, крытый рынок, культовые сооружения и др. Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном социальном расслоении. Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить лишь сильная администрация, говорит о существовании мощного государства с развитым аппаратом управления.
К середине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств, большинство из которых монархические или олигархические республики. Во главе стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, в первую очередь земли. Он же командовал войском и считался главным защитников дхармы (правил добродетельной жизни). Власть царя передавалась по наследству и носила сакральный характер, однако не была деспотичной. Даже в эпоху империи Маурьев при царе существовал совет Раджасабха, куда входили крупные сановники и знатные горожане. Особенностью всех древневосточных обществ было сословное деление, но в Древней Индии оно отличалось особой жесткостью и прочностью. Это находило свое выражение в делении общества на варны – сословия, имеющие кастовый характер. Всего было четыре варны: брахманы – члены жреческих родов, кшатрии – воины, вайшьи – рядовые свободные общинники, шудры – относящиеся к нижнему слою общества. Принадлежность к варнам определялась рождением и наследовалась. Браки между членами различных варн не считались законными, в особенности, если мужчина принадлежал низшей варне, а женщина – к высшей. Особенностью кастового деления общества в Древней Индии было противопоставление первых трех высших варн четвертой, состоявшей из чужаков, пленников, а также лишившихся земли и помощи сородичей общинников. Шудры подвергались ряду ограничений в религиозном культе (им запрещалось читать Веды и даже слушать их), а также в общественной жизни.
Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивавшую сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность и организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнической пестроты.
Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников. В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование. Особенностью общины как производственного коллектива было то, что кроме земледельцев в нее входили кузнецы, плотники, сторожа и др. Это делало общину самостоятельным экономическим организмом, мало связанным с политической жизнью своего государства. Однако при всей своей прочности община не оставалась неизменной. Под влиянием частнособственнических устремлений, при наличии дешевой рабочей силы в лице тружеников, потерявших экономическую самостоятельность (кармакаров), община постепенно превращалась в коллектив мелких рабовладельцев и приспосабливалась к новым условиям, в которых, несмотря на сохранение сословно-кастового деления, все большее значение для оценки социальной значимости человека имело его фактическое положение и богатство.
Как и другие народы древности, индийцы полагали, что жизнь природы и человека зависит от богов (дэвов) – существ, подобных людям, но превосходящих их могуществом. Главных божеств было три: Индра – бог-громовержец, раджа среди богов; Агни – бог огня, хранитель дома, посредник между людьми и богами; Сурья – бог Солнца, враг мрака и холода. Наряду с дэвами признавались и другие божества – асуры, игравшие меньшую роль. Например, бог Луны – Сома одновременно считался божеством одноименного напитка, дающего богам долголетие и могущество.
В ведической религии одним из основополагающих было учение о карме. По представлениям древних индийцев, тело смертно, душа вечна, после смерти она переселяется в другое тело, в зависимости от поведения человека в прошлой жизни. Понятие карма («действие») означает не только поведение, но и воздаяние, с которым оно составляет единство. Душа добродетельного человека возрождается среди более высоких людей, а греховного – среди низших. Главный путь к хорошей карме – строгое соблюдение ритуала и своего места в системе варн, так как эта система божественного происхождения подробно представлена в Ведах – сборнике религиозных гимнов, ритуалов.
Наряду с Ведами существовали и другие священные тексты, содержащие сведения, необходимые для понимания отношений между богами и людьми. Это – эпические поэмы «Махабхараты» и «Рамаяна». Они были своеобразной формой религиозно-мифологического осмысления мира и содержали многие мифы и сказания о происхождении вселенной, человека, возникновении варн, государства.