Индо-буддийский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

Одной из оригинальных и величественных культур, существующих на нашей планете, является индо-буддийская, сформировавшаяся на территории Индии. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений её народа.

Работа содержит 1 файл

сообщение.docx

— 18.50 Кб (Скачать)

Индо-буддийский тип культуры

Одной из оригинальных и величественных культур, существующих на нашей планете, является индо-буддийская, сформировавшаяся на территории Индии. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений её народа.

Пришедшие в Индию  арии принесли с собой Веды (создание кот. относится к 2000 г до н э). Веды-это смесь гимнов, молитв, поэтических образов природы. Индийский писатель Рабиндранат Тагор определил ведические гимны как “поэтическое свидетельство коллективного выражения народного восторга и благоговенного ужаса перед жизнью”.

Упанишады (появившиеся  примерно в 800 г до н э)представляют собой следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и её значение для праведной жизни, смерти и бессмертии. По словам Неру, в Упанишадах душа индивида понимается как искра, выброшенная и вновь поглощенная ярко горящим пламенем абсолютной души.

В Упанишадах  четко  сформулированы идеи Брахмана и Атмана.

Брахман-это абсолютная реальность. Вне его ничего нет, всё  сущее заключено в Брахмане.

Атман-это осознание  индивидом собственного Я, завершающее  признание тождественности Атмана и Брахмана.

Упанишады дали толчок к развитию религиозно-философского мышления, и вскоре сформировались 6 его основных школ.

Для индо-буддийской культуры характерно слияние религии и философии.

Гегель пишет : “Индусская культура весьма развита и величественна, но их философия тождественна с их религией, так что философия интересуется теми же самыми вопросами, которые мы находим в религии, равно как и священные книги, Веды, являются общей основой также и философии”

6 школ классической индийской философии затрагивают различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру и представляют собой различные способы его понимания:

Миманса занимается разъяснением религиозных ритуалов и допускает жертвоприношение.(оно нужно для выполнения долга, дхармы).

Карма занимает особое место в и-б культуре.

В широком смысле карма-это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения.

В узком смысле карма-это влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

В  Мимансу признается, что мир создан из атомов в соответствии с моральным законом кармы. В такой картине мира признание Бога не имеет смысла.

Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Индивидуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти.

Веданта занимает центральное место в брахманизме.

Вивеканада писал: “Эта вселенная не была создана каким-то надкосмическим божеством, не является она и делом рук какого-то потустороннего духа. Она-самосозидающая, саморастворяющаяся, самопроявляющаяся, Одно Бесконечное Существование, Брахман”

Санкхья исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соединение материи и духа взаимно компенсирует их недостатки, пораждая новый строй явлений в мире. Здесь же формируется человек как единство чувств и тела. В его телесном бытие изначально заложено страдание. Избавление от страданий возможно лишь путем отделения духовного от материального.

Санкхья послужила идейной предпосылкой формирования буддизма.

Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души.

Вайшешика учит , что существует 6 видов положительной реальности: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность и 1 вид отрицательной реальности: небытие.

Все физические объекты  состоят из атомов, которые в вайшешике трактуются как несотворенные и вечные.

В брахманизме лейтмотивом  проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении  с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей- это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека  его моральным поведением при жизни.

В 6 веке до н э начал формироваться буддизм. Его основоположник- Будда, который принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома.

Параллельно с буддизмом  развивался джайнизм, основоположником которого был Махавира. Сторонники этой секты проповедуют аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны.

В своих проповедях Будда критикует брахманизм и  джайнизм. Его не устраивает в брахманизме  пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а в джайнизме- аскетизм. Он за средний путь.

Свое кредо Будда  изложил в Бенарейской проповеди. “Существуют 2 крайности, от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали. Одна- жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям, это жизнь низменная, противная духу. Другая крайность- жизнь добровольных страданий, жизнь мрачная, ничтожная. Совершенный стоит далеко от обеих этих крайностей, он познал путь, который лежит посередине, путь, который открывает глаза, открывает и ум, который ведет к покою, к познанию, просвещению, к нирване. Это есть восьмичленный путь.”

Эта проповедь знаменита  тем, что в ней- переход от религиозного эгоизма брахманов к состраданию обездоленным. Брахман преследует собственное спасение.

Учение Будды глубоко  нравственное. Он учит: никогда в  этом мире ненависть не побеждается  ненавистью; пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром.

Будда призывает  ориентироваться на 4 нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

Буддизм оказался приемлемым для различных слоев общества и для различных народов. Своей  симпатией ко всему живущему, уважением  к человеку и его делам, принципам  ненасилия и смирения и своим  поиском нравственной основы в жизни.

Чем шире распространялся  буддизм среди народов, тем явственнее становились различия их  условий  жизни .

Постепенно появились 2 версии буддизма. В Индии- махаяна, в Таиланде, на Цейлоне- хинаяна .

В махаяне Будда  был обожествлен и сложилось поклонение ему как божеству, принимающему участие в делах людей.

В Тибете буддизм  принял форму ламаизма, в котором  признается, что лица, носящие высший церковный сан, являются воплощением  божественных существ, а монахи (ламы) служат наставниками для верующих.

При сближении с  даосизмом буддизм трансформировался  в дзэн-буддизм. Для него характерны пренебрежение к внешней жизни, самоуглубление в личные проблемы, интуитивизм.

В результате синтеза  ряда положений буддизма и брахманизма  сформировался индуизм.

Буддизм, получивший мощную поддержку со стороны царствующих  правителей и создававший разветвленную  сеть монастырей, не смог удержать свои позиции в Индии и постепенно, без политических потрясений и религиозных  войн уступил место индуизму.

Неру так объясняет  причины падения буддизма:

Особое значение, которое буддизм и джайнизм придавали  принципу ненасилия, привело к тому, что земледелие стало считаться  низким занятием, ибо оно часто  было связано с убоем животных. Это занятие, служившее некогда  предметом гордости индоариев, стало считаться в некоторых районах страны не столь почетным, несмотря на его важнейшее значение, а те, кто непосредственно обрабатывал землю, заняли более низкую ступень на социальной лестнице.

Так сельская община отвернулась от буддизма в сторону  индуизма, сохраняя многие религиозно-нравственные положения Будды. 
 
 

Художественная  культура

Искусство в Индии  развивалось под влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и  индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинениями  по вопросам веры, о смысле жизни  и окружающего мира.

Неру выделяет ряд  особенностей индийской художественной культуры, отличающих её от западноевропейского искусства.

1)её теснейшая  связь с религией и философией

2)индийское искусство  обращено главным образом к  крестьянину, чтобы донести до  него возвышенные религиозно-философские  идеалы, сделать для него понятными  закон кармы, требования дхармы.

3)в поэзии, прозе,  драме и музыке индийский художник  отождествляет себя с природой  во всех её настроениях.

4)значительное влияние  на развитие индийского искусства  оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний  богов.

Одна из жемчужин древнеиндийской литературы-“Махабхарата”.В её центре- преклонение перед Богом, его всесилием.

Содержательная заповедь “Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому” впервые прозвучала на страницах Махабхарата.

В Индии получили широкое развитие театр и драматическая  литература. Свои истоки театр берет  от гимнов и диалогов, содержащихся в Ведах.

Санскрит дал начало не только индоарийским языкам, но оказал огромное влияние на дравидские языки  юга Индии: тамильский, каннара.

Почитание знаний- отличительная черта и-б культуры. Учиться в Индию приезжали из многих стран, а индийские специалисты по математике, медицине ценились в арабских, персидских и среднеазиатских странах.

Особым почетом  в Индии пользовались астрономия и математика. Именно древнеиндийским  мудрецам принадлежит честь изобретения  десятичной системы счисления и  знака нуль. 

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры