Индо-буддийский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.
Задачи:
Изучить предпосылки формирования древнеиндийской культуры;
Дать характеристику ведийской литературе;
Охарактеризовать религии Древней Индии;
Раскрыть особенности древнеиндийской философии, мифологии, правовой культуры;
Определить мировое значение индо-буддийского типа культуры.

Работа содержит 1 файл

Культурология 1.docx

— 28.00 Кб (Скачать)

Введение

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились  различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может  показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.

Задачи:

Изучить предпосылки  формирования древнеиндийской культуры;

Дать характеристику ведийской литературе;

Охарактеризовать  религии Древней Индии;

Раскрыть особенности  древнеиндийской философии, мифологии, правовой культуры;

Определить мировое  значение индо-буддийского типа культуры.

1. Предпосылки формирования  древнеиндийской  культуры

Индия - государство  в Южной Азии. Население Индии  весьма многолико, а природа очень  разнообразна, поэтому многие исследователи  делают вывод, что специфика географического  положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали  необходимые условия для обеспечения  самобытности развития Индии и легли  в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.

В древнеиндийской  истории можно выделить шесть  периодов:

первобытнообщинный  строй аборигенов Индустана;

протоиндийская  цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (III-II тысячелетия до н. э);

первобытнообщинные  племена арийцев, пришедших с  северо-запада в долину Инда и Ганга  во второй половине II-го тысячелетия  до н.э.;

арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н.э.;

период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н. э);

период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н. э).

Характерная черта  древнеиндийского общества - распадание его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - варны вайшьев; а низменный труд - варны шудр.

Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его ног.

Соответственно  касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным  текстам, вайшьи содержали своим  трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.

Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской  культуры. Отделение умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.

Особенностью  культуры Древней Индии явилась  неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летоописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.

Точное время  возникновения письменности здесь  определить сложно (вероятно, она уже  существовала в IV веке до н. э). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в  Ведах.

2. Ведийская литература

Веды относятся  к числу древнейших литературных памятников (они начали формироваться  в III-м тысячелетии до н. э). "Веда" означает "знание". Собственно Веды - Самхиты, или сборники гимнов в честь богов. Самхиты - первый слой Вед. Второй слой - Брахманы. Они содержали мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам. Третий слой - Араньяки (благочестивые размышления). Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта) назывался Упанишады, где было сформулировано сокровенное знание.

Самхит существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более трех тысяч богов. Эти боги - антропоморфны. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и правитель ночи), Митра (правитель дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка).

Человек рассматривался как творение богов и вместе с  тем как часть живой природы. Различие между растениями, животными  и человеком не имело существенного  значения: люди, подобно всему живому, имеют тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может вселиться  не обязательно в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам - сансара. Закон переселения душ - закон дхармы. Переселение души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей варны. Каждая варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую варну, а нарушение - в низшую. Так действовал закон возмездия - карма.

Исполнение дхармы представителями высшей варны освобождало их души от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Такое освобождение называлось мокшей. Получалось, что рождение в низшей касте - это наказание за прошлые проступки, а рождение в высшей касте - шанс достижения мокши.

В Ригведе, и особенно в Упанишадах, наблюдаются переходные формы от мифологического мировоззрения к философскому. Так, в ведийской мифологии зарождается представление о безличном законе, содержатся гимны о сотворении мира и пр.

Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют священный канон брахманизма. Это религия, верховный бог которой - Брахма (Брахман). Впервые о нем упоминается в позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма - самосущий, владыка. Однако культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма - бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм распался на вишнуизм и шиваизм.

В пятом периоде  истории Древней Индии складываются различные формы антибрахманского движения кшатриев. Среди них "Бхагавадгита", джайнизм и буддизм.

3. Религии Древней  Индии

Результатом дальнейшего  развития ведической религии и брахманизма  стал индуизм, сформировавшийся в I-м  тысячелетии до н.э. От ведической религии  индуизм унаследовал представления  об иерархии неравных групп людей, о  роли брахмана как посредника в общении  людей с богами, авторитет Вед  в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными  комментариями), а также учение о  дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) - Брахма, Вишну и Шива.

Исторически индуизм  оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемое божество - Шива, главная его функция - использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует "Международное общество сознания Кришны", в которое входит большое количество людей из многих стран.

Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру - духовный учитель  является опорой в достижении успеха во всех видах духовной практики.

К индуистским  ритуалам относятся почитание божественного  в природных стихиях (прежде всего, в священном огне), важнейшей формой поклонения является Агнихотра (огненное жертвоприношение); почитание божественного в храмовых изображениях; почитание божественного в человеке (любая жизнь священна, должна быть любима и почитаема). Отсюда важнейший принцип индуистской этики - ахимса - непричинение вреда. Своими поступками, мыслями и словами человек создает свою судьбу, которая формируется на основе кармы.

Йога обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение ума).

Целью всех видов  духовной практики является непосредственное мистическое переживание того, что  дано как интеллектуальное знание.

В XIX-XX веках индуизм  претерпел серьезную трансформацию. Толчком послужило распространение  культуры и религии британских завоевателей. Индуизм активно включился в  борьбу индийского народа против колонизаторов.

Сейчас последователей индуизма в мире насчитывается более 700 миллионов человек, 83% населения  Индии исповедуют эту религию.

Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается  кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Центральной идеей  вероучения джайнизма, принявшего общую  для индийских религий концепцию  кармы и конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование  души. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются  вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Однако достичь  нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах  мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому.

Как и большинство  древнеиндийскиих религиозных учений, джайнизм видит свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение (преодоление желаний и соблюдение религиозных правил). Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

Джайны имеются в Индии и сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения современной Индии), но достаточно влиятельны.

Среди религиозно-философских  учений Древней Индии был и  тантризм. Первоначально это учение связывалось с культом женских божеств и магическими обрядами, связанными с плодородием. Позднее тантризм видоизменялся, создавал новые формы. В тождественности макро - и микрокосмосов тантристы пытались найти разгадку природы и человека. Любовь была провозглашена творческим принципом бытия. Мир, полагалось, существует как результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты.

В середине I тысячелетия  до н.э. в Индии возникает буддизм. В этот период индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис (распадались родовая организация, социальные связи). Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и господства брахманизма. Индия изобиловала аскетами, проповедниками. Необходима была иная система духовных верований. Из предлагаемых новых направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. Основатель его - принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства и ставший Буддой - "просветленным". Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака"), что означает "Три корзины (закона)".

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры