Индо-буддийский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры …………4
2. Ведийская литература ………………………………………………... 6
3. Религии Древней Индии ……………………………………………... 8
4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура …...11
5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры ……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………14
список использованных источников ………………….. 15

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА» 

Кафедра __________________________________ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по курсу  “Культурология” 

ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Павинич Людмила Александровна,

                студент ____гр. ЗФО/ДФО

                факультета  социальной педагогики и психологии

                _________________________

                (подпись,  дата) 

                Проверил:________________ 
                 
                 
                 
                 
                 

Витебск, 2012 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3 

1. Предпосылки  формирования древнеиндийской культуры …………4

2. Ведийская  литература ………………………………………………... 6

3. Религии Древней  Индии ……………………………………………... 8

4. Древнеиндийская  философия, мифология, правовая  культура …...11

5. Мировое значение  индо-буддийского типа культуры ……………. 13 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………14

список  использованных источников ………………….. 15

 

Введение. 

     На  протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

     Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.

     Задачи:

  • Изучить предпосылки формирования древнеиндийской культуры;
  • Дать характеристику ведийской литературе;
  • Охарактеризовать религии Древней Индии;
  • Раскрыть особенности древнеиндийской философии, мифологии, правовой культуры;
  • Определить мировое значение индо-буддийского типа культуры.

 

  1. Предпосылки формирования древнеиндийской  культуры.
 

     Индия - государство в Южной Азии. Население  Индии весьма многолико, а природа  очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.

     В древнеиндийской истории можно  выделить шесть периодов:

  1. первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;
  2. протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (III-II тысячелетия до н. э);
  3. первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II-го тысячелетия до н.э.;
  4. арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н.э.;
  5. период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н. э);
  6. период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н. э).

     Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - варны вайшьев; а низменный труд - варны шудр.

     Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его ног.

     Соответственно  касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным текстам, вайшьи содержали своим трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.

     Кастовость  сильно повлияла на самобытность древнеиндийской  культуры. Отделение умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.

     Особенностью  культуры Древней Индии явилась неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.

     Точное  время возникновения письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н. э). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в Ведах.

 

  1. Ведийская литература.
 

     Веды  относятся к числу древнейших литературных памятников (они начали формироваться в III-м тысячелетии  до н. э). "Веда" означает "знание". Собственно Веды - Самхиты, или сборники гимнов в честь богов. Самхиты - первый слой Вед. Второй слой - Брахманы. Они содержали мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам. Третий слой - Араньяки (благочестивые размышления). Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта) назывался Упанишады, где было сформулировано сокровенное знание.

     Самхит  существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все  случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более трех тысяч богов. Эти боги - антропоморфны. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и правитель ночи), Митра (правитель дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка).

     Человек рассматривался как творение богов  и вместе с тем как часть  живой природы. Различие между растениями, животными и человеком не имело  существенного значения: люди, подобно  всему живому, имеют тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может вселиться не обязательно в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам - сансара. Закон переселения душ - закон дхармы. Переселение души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей варны. Каждая варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую варну, а нарушение - в низшую. Так действовал закон возмездия - карма.

     Исполнение дхармы представителями высшей варны освобождало их души от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Такое освобождение называлось мокшей. Получалось, что рождение в низшей касте - это наказание за прошлые проступки, а рождение в высшей касте - шанс достижения мокши.

     В Ригведе, и особенно в Упанишадах, наблюдаются переходные формы от мифологического мировоззрения  к философскому. Так, в ведийской  мифологии зарождается представление  о безличном законе, содержатся гимны о сотворении мира и пр.

     Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют священный канон брахманизма. Это  религия, верховный бог которой - Брахма (Брахман). Впервые о нем  упоминается в позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма - самосущий, владыка. Однако культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма - бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм распался на вишнуизм и шиваизм.

     В пятом периоде истории Древней  Индии складываются различные формы  антибрахманского движения кшатриев. Среди них "Бхагавадгита", джайнизм и буддизм.

 

  1. Религии Древней Индии.
 

     Результатом дальнейшего развития ведической религии  и брахманизма стал индуизм, сформировавшийся в I-м тысячелетии до н.э. От ведической религии индуизм унаследовал представления об иерархии неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, авторитет Вед в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными комментариями), а также учение о дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) - Брахма, Вишну и Шива.

     Исторически индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм. В  шиваизме наиболее почитаемое божество - Шива, главная его функция - использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует "Международное общество сознания Кришны", в которое входит большое количество людей из многих стран.

     Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру - духовный учитель является опорой в достижении успеха во всех видах духовной практики.

     К индуистским ритуалам относятся  почитание божественного в природных  стихиях (прежде всего, в священном  огне), важнейшей формой поклонения является Агнихотра (огненное жертвоприношение); почитание божественного в храмовых изображениях; почитание божественного в человеке (любая жизнь священна, должна быть любима и почитаема). Отсюда важнейший принцип индуистской этики - ахимса - непричинение вреда. Своими поступками, мыслями и словами человек создает свою судьбу, которая формируется на основе кармы.

     Йога  обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного  знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности  Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа  (упражнение ума).

     Целью всех видов духовной практики является непосредственное мистическое переживание  того, что дано как интеллектуальное знание.

     В XIX-XX веках индуизм претерпел серьезную  трансформацию. Толчком послужило  распространение культуры и религии британских завоевателей. Индуизм активно включился в борьбу индийского народа против колонизаторов.

     Сейчас  последователей индуизма в мире насчитывается  более 700 миллионов человек, 83% населения  Индии исповедуют эту религию.

     Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

     Центральной идеей вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий  концепцию кармы и конечного  освобождения - нирваны, является самосовершенствование души. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Однако достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры