Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:17, реферат
На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры …………4
2. Ведийская литература ………………………………………………... 6
3. Религии Древней Индии ……………………………………………... 8
4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура …...11
5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры ……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………14
список использованных источников ………………….. 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Кафедра
______________________________
РЕФЕРАТ
по курсу
“Культурология”
ИНДО-БУДДИЙСКИЙ
ТИП КУЛЬТУРЫ
Павинич Людмила Александровна,
студент ____гр. ЗФО/ДФО
факультета социальной педагогики и психологии
_________________________
(подпись,
дата)
Проверил:________________
Витебск,
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры …………4
2. Ведийская литература ………………………………………………... 6
3. Религии Древней Индии ……………………………………………... 8
4. Древнеиндийская
философия, мифология,
5. Мировое значение
индо-буддийского типа культуры
……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………14
Введение.
На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.
Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.
Задачи:
Индия - государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.
В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:
Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - варны вайшьев; а низменный труд - варны шудр.
Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его ног.
Соответственно касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным текстам, вайшьи содержали своим трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.
Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской культуры. Отделение умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.
Особенностью культуры Древней Индии явилась неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.
Точное
время возникновения
Веды относятся к числу древнейших литературных памятников (они начали формироваться в III-м тысячелетии до н. э). "Веда" означает "знание". Собственно Веды - Самхиты, или сборники гимнов в честь богов. Самхиты - первый слой Вед. Второй слой - Брахманы. Они содержали мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам. Третий слой - Араньяки (благочестивые размышления). Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта) назывался Упанишады, где было сформулировано сокровенное знание.
Самхит существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более трех тысяч богов. Эти боги - антропоморфны. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и правитель ночи), Митра (правитель дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка).
Человек рассматривался как творение богов и вместе с тем как часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком не имело существенного значения: люди, подобно всему живому, имеют тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может вселиться не обязательно в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам - сансара. Закон переселения душ - закон дхармы. Переселение души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей варны. Каждая варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую варну, а нарушение - в низшую. Так действовал закон возмездия - карма.
Исполнение дхармы представителями высшей варны освобождало их души от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Такое освобождение называлось мокшей. Получалось, что рождение в низшей касте - это наказание за прошлые проступки, а рождение в высшей касте - шанс достижения мокши.
В
Ригведе, и особенно в Упанишадах,
наблюдаются переходные формы от
мифологического мировоззрения
к философскому. Так, в ведийской
мифологии зарождается
Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют священный канон брахманизма. Это религия, верховный бог которой - Брахма (Брахман). Впервые о нем упоминается в позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма - самосущий, владыка. Однако культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма - бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм распался на вишнуизм и шиваизм.
В пятом периоде истории Древней Индии складываются различные формы антибрахманского движения кшатриев. Среди них "Бхагавадгита", джайнизм и буддизм.
Результатом дальнейшего развития ведической религии и брахманизма стал индуизм, сформировавшийся в I-м тысячелетии до н.э. От ведической религии индуизм унаследовал представления об иерархии неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, авторитет Вед в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными комментариями), а также учение о дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) - Брахма, Вишну и Шива.
Исторически
индуизм оформился в два
Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру - духовный учитель является опорой в достижении успеха во всех видах духовной практики.
К
индуистским ритуалам относятся
почитание божественного в
Йога обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение ума).
Целью всех видов духовной практики является непосредственное мистическое переживание того, что дано как интеллектуальное знание.
В
XIX-XX веках индуизм претерпел
Сейчас последователей индуизма в мире насчитывается более 700 миллионов человек, 83% населения Индии исповедуют эту религию.
Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.
Центральной идеей вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование души. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Однако достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому.