Индо-буддийский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.
Задачи:
Изучить предпосылки формирования древнеиндийской культуры;
Дать характеристику ведийской литературе;
Охарактеризовать религии Древней Индии;
Раскрыть особенности древнеиндийской философии, мифологии, правовой культуры;
Определить мировое значение индо-буддийского типа культуры.

Работа содержит 1 файл

Культурология 1.docx

— 28.00 Кб (Скачать)

Основу вероучения составляют "четыре великие истины":

жизнь есть страдание;

причина всех страданий - желания;

страдания можно  прекратить путем избавления от желаний;

необходимо для  этого вести добродетельную жизнь  по законам "правильного поведения" и "правильного знания".

Религиозная цель буддизма - достижение запредельного  внутреннего состояния - нирваны. Нирвана  вырывает человека из бесконечной цепи жизненных перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к  спасению все люди оказались равны. Нирвана - это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое  свободно от низменных привязанностей.

Будда призывал к умеренности. Путь к спасению был  назван им восьмеричным. Он представляет собой постепенную трансформацию сознания, его перерождение, движение к состоянию нирваны - правильные взгляды, стремления, речь, поведение, образ жизни, самоконтроль и т.д.

В III веке до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии Индии. Ранний буддизм отличался прежде всего своей этической направленностью, более поздний - преобладанием философской и религиозной проблематики.

В I веке н.э. буддизм  распался на хинаяну ("малая колесница") - путь спасения для избранных, и  махаяну ("большая колесница") - путь спасения для всех. В средние  века буддизм стал одной из мировых  религий (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие страны). Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 миллионов человек.

Культурная значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности.

4. Древнеиндийская  философия, мифология,  правовая культура

Древнеиндийское название философии - "даршана". Характеризуя древнеиндийскую философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического комплекса, где были сформулированы основные идеалы и ценностные ориентации индийцев. Во-вторых, характерны сосуществование разных школ, их умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм. В-третьих, преобладало идеалистическое видение мира, а вульгарный материализм здесь нередко сочетался со сверхидеализмом.

Выделяют следующие даршаны: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). Все их можно разделить на ортодоксальные, признающие авторитет Вед ("астика"), и неортодоксальные, не признающие авторитета Вед ("настика"). К неортодоксальным относилась чарвака (локаята).

Философия в  Древней Индии не была дополнением  к другим наукам или искусствам, а занимала собственное место  и для прочих областей знания являлась питательным источником. Созерцательность как черта мировоззрения не могла  не привести к пышному расцвету философской  культуры. Искания духа, вера в разум, склонность к исследованию мироздания на уровне предельных оснований бытия  привели к тому, что многие аспекты  философской проблематики оказались  в центре внимания древнеиндийских  мыслителей.

Проблемы этики, вопросы смысла жизни и смерти, единства макро - и микрокосмосов  и многие другие волновали людей  того времени и ответы на них они  получали из философского знания. Философские  идеи были неразрывно связаны с жизненным  поведением человека. Полагалось, что  знания, внутренние помыслы человека и его поведение должны представлять единое целое. Знания нельзя обретать без внутреннего изменения, без  соответствующих поступков. Поэтому  любое усвоение философских идей означало, прежде всего, работу над  собой, внутреннюю жизнь человека.

В Древней Индии  развивались и многие другие отрасли  знания - астрономия, математика, языкознание. Была создана грамматика санскритского  языка, а в математике введены  понятия минуса, нуля.

Индийская мифология  дала огромный материал для изобразительного искусства. Вера в чудодейственную  силу природы, ощущение единой жизни  человека и Вселенной стали основой  всей индийской культуры. Памятники  древнеиндийского искусства настолько  самобытны, что их нельзя спутать  ни с какими другими. Соприкасаясь с  шумерской, иранской и греческой  культурами, Индия восприняла и по-своему осмыслила многие художественные традиции.

С распространением буддизма началось широкое строительство  храмов и культовых памятников: ступ (мемориальных сооружений, хранящих останки  Будды); стамбх (огромных колонн); скальных храмов. В III-II веках до н.э. начали строить буддийские пещерные храмы - чайтьи и монастыри-вихары. Буддийские монастыри все более превращались в центры науки и искусства.

В Древней Индии  формировалась и правовая культура. "Законы Ману" (Манава Дхармашастра) - один из древнейших памятников юридической литературы. Он был составлен между II в. до н.э. и II в. н.э. в одной из брахманских школ. Источником "Законов Ману" стали более ранние "Руководства к Закону". Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах - шастрах. Шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть и руководить (артха), третьи - как получать удовольствия (кама). Все три шастры - дхарма, артха и кама - легитимны. Однако шастра рисует лишь модель, как себя вести, но допускает отклонения, что говорит о ее гибкости.

5. Мировое значение  индо-буддийского типа культуры

Письменные древнеиндийские  памятники стали известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся  мир высокой духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как говорили о ней европейцы. Гегель назвал ее "Грезящий дух". Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт, Верещагин, Н. Рерих и многие другие проявляли огромный интерес к этой культуре. Оценки же были во многом противоречивые - созерцательность, пассивность, застойность, с одной стороны, и восхищение, преклонение - с другой. Сторонники европоцентризма возражали даже против самого термина "цивилизация" применительно к Индии в древности, полагая, что все наиболее значительные достижения индо-буддийская культура получила под влиянием греко-римского мира.

Но существует и иная позиция - востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной культуры в развитии мировой цивилизации и рассматривают Восток как единственный источник высших духовных достижений.

Здесь необходимо отметить, что европоцентризм и востокоцентризм - крайности в оценках этой культуры. Разные типы культур должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.

Культура Древней  Индии оказала сильное влияние  на русскую культуру. Известны памятники  русской литературы, в которых  обнаруживаются заимствования из древнеиндийской  традиции. Например, "Повесть о  Варлааме и Иоасафе" представляет собой переработку жития Будды в христианско-догматическом духе. Через византийскую культуру происходило влияние древнеиндийской культуры на русскую. В более позднее время некоторые исследователи даже делали предположение о единых корнях индийской и русской культур.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что в  самом названии индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.

В основе системы  ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.

Для индо-буддийской системы ценностей, картины мира характерно слияние религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни, смерти и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей не интересовали логические основы построения научного знания, теоретизирования, их больше занимали тайны вселенной и практические вопросы вычисления, измерения, составления календаря и т.п. Поэтому особым почетом в Древней Индии пользовались такие области знания, как астрономия, математика и медицина.

 

 

Список  литературы

1. Арнольдов  А.И. Введение в культурологию. - М., 1994.

2. Воскобойников  В.Н. История мировой и отечественной  культуры: Учебное пособие. - М., 1995.

3. Гуревич П.С.  Культурология. - М., 1996.

4. Ерасов Б.С.  Культура, религия и цивилизация  на Востоке. - М., 1990.

5. История мировой  культуры / Научная разработка и  сост.Ф.С. Капицы; Под ред. Л.В.  Кашинской, В.В. Славкина. - М., 1996.

6. Корнев В.П.  Буддизм - религия Востока. - М., 1990.

7. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1996.

8. Рерих Н.К.  Мир через культуру. - М., 1991.

9. Розанов В.В.  Религия и культура. - М., 2001.

10. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. - М., 1999.

11. Эррикер К. Буддизм. - М., 1999.

12. Яковлев Е.Г.  Искусство и мировые религии:  Учебное пособие для студентов. - М., 1985.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры