Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 19:25, курсовая работа
Цель моей работы раскрыть всю сущность психологии фирмы
Введение 1
I. Имидж фирмы 4
1.1 Идеалогия компании и ее внутренний имидж 5
1.2 Роль имиджа предприятия 7
1.3 Репутация предприятия 9
II. Создание имиджа фирмы 12
2.1 Фундамент фирмы 14
2.2 Внешний имидж фирмы 18
2.3 Внутренний имидж фирмы 25
III. Психология имиджа фирмы
Вывод
В последние
годы новое слово «имидж» стало
необыкновенно популярным и вытеснило
русские синонимы. Стали привычным
такие выражения, как «имидж политика»,
«имидж организации», «имидж проекта»,
«имидж города или региона» и пр.
Появилось немало специалистов по формированию
любого «эффективного имиджа» - имиджмейкеров,
увидели свет публикации по проблеме
имиджа, даже заявлена новая наука -
имиджелогия. На формирование привлекательного
имиджа тратятся огромные средства, особенно
в период избирательных кампаний.
Правда, оценить результативность деятельности
имиджмейкеров очень сложно. С
момента первых работ по созданию
эффективного имиджа, когда проблема
решалась на уровне, соответствующем
крылатым выражениям «Имидж у меня
нормальный - на здоровье не жалуюсь!»
или «Главное в имидже - прическа
и галстук», прошло несколько лет.
В это процесс активно
Однако, прежде
чем остановиться на психологическом
содержании категории имидж, условиях,
факторах и методах формирования
эффективного имиджа, зададимся вопросом
- а почему, собственно, речь идет об
имидже личности или организации, а
не об образе, репутации или престиже?
Обычно в таких случаях говорят,
что это просто экспансия англоязычных
терминов. Ответ лукавый. Дело в другом,
ведь имидж не просто психический
образ, он обладает вполне определенными
свойствами. Это следует даже из
общепринятого определения
Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматривают имидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. То есть имидж - это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы.
Обратим внимание и на другое важное определение, имеющее отношение к проблеме имиджа, - стереотип. Это весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смыл и сущность явления. Стереотип обладает принципиальным свойством: он одновременно является оценкой и психологической установкой. Принято считать, что оценки и установки, как правило, аргументированы. Стереотипные же оценки и установки сильны и основаны прежде всего на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях, поэтому люди не считают нужным их аргументировать: нечто вроде «этого не может быть, потому что не может быть никогда!» Отсюда их не только предвзятость, но и высокая регулирующая сила - стереотипы во многом определяют поведение и отношения. Высокая регулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что, как говорят психологи, «имидж - это реальность иллюзорного пространства». Данную мысль следует пояснить. Считается, что мы живем как бы в двух мирах - реальном и иллюзорном, или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются в сознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана. Если, к примеру, у человека маниакальная акцентуация и он поэтому рвется к власти, то так и говорится, а не навязывается мнение, что он «за радикальные реформы в интересах населения». В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определенным образом преподносится обычно в соответствии со скрываемыми интересами. Поэтому в большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющими характер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. На этом, например, собственно, и строится реклама с ее «хрустящим счастьем» и «райским наслаждением», на этом строится и политика, где, по меткому выражению американских специалистов, «конкурируют не политики, а их имиджи».
Может возникнуть вопрос - почему столь велика регулирующая сила иллюзорного мира? Психологи утверждают, что он психологически намного комфортнее, чем мир реальный, потому что обладает следующими характеристиками:
Иллюзорный мир все же функционирует не самостоятельного в отрыве от реальности, он часто пересекается с миром реальным. Во время этих «пересечений» он обязательно должен быть похожим на него. Поэтому взаимодействие между миром реальным и иллюзорным осуществляется по схеме:
Их поиск, собственно, и составляет главное психологическое содержание имиджмейкерской деятельности.
Из сказанного следует, что имидж - это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, что репутация, престиж - категории рассудочные, когда отношение возникает в результате осознанного выбора, рационального аргументированного сравнения. Имидж же скорее дает иллюзию качеств и свойств. Поэтому сейчас многие стали бороться именно за формирование привлекательного имиджа., а не репутацию или престиж.
Справедливости
ради, надо отметить, что существует
и другая точка зрения относительно
психологической сущности имиджа. Ее
сторонники (Robinson, Newsom и др.) рассматривают
имидж как итог адекватного восприятия
организации, ее руководителя, персонала,
политики или деятельности. То есть
предполагается, что манипулятивные
действия не оказывают решающего
влияния на образ организации
или их вообще нет. Имеющийся опыт
показывает, что в конечном счете
реальная практика будет сильнее
транслируемого имиджа, но для этого
необходимо время, порой довольно продолжительное.
Напомним, имидж - это все же психический образ, хотя и специально сконструированный, манипулятивный, имеющий характер стереотипа. Поэтому как психическому образу имиджу присущи следующие общие характеристики:
Научные исследования и РR-практика, как отмечалось, свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности Именно поэтому американцы говорят, что положительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительного отношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность.
При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим? Естественно, положительный и привлекательный, но все же необходима конкретизация потому что она определяет характер и направленность РR-деятельности, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. Рассмотрим эти базисные основания и соответствующие им типологии имидж. Для иллюстрации возьмем типы имиджа организаций.
В качестве первого основания была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает:
Очевидно, что между данными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность.
Второе основание - это эмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа:
Третье основание - целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют два типа:
Специалистами отмечалось, что на первых этапах РR или рекламной деятельности организации доминируют искусственные имиджи, как бы приукрашивающие реальность, в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение.
Четвертое основание - это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает:
Пятое основание - это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы:
Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности РR и рекламной деятельности.
Заключение
Существуют компании, имеющие свою идеологию, которая помогает им
добиваться успеха. Идеология оказывается внутренней энергией, жизненной
силон компании, мощным аргументом в борьбе с деидеологизированным
конкурентом. В явном или неявном виде «плохая» или «хорошая» идеология есть
почти у каждой компании. Однако, если идеология не выполняет своих функций,
то это мертвая, бесперспективная идеология, совокупность никому не
интересных и ненужных идеи. И тогда это уже не жизненная сила компании, а
ненужный довесок, который вызывает отторжение коллектива и непонимание
клиентов.
Конструирование
идеологии для конкретной
Мало, к примеру, поставить цель — эта цель действительно должна стать
жизненно важной для сотрудников, и не всякую систему ценностей человек