Имидж фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы раскрыть всю сущность психологии фирмы

Содержание

Введение 1
I. Имидж фирмы 4
1.1 Идеалогия компании и ее внутренний имидж 5
1.2 Роль имиджа предприятия 7
1.3 Репутация предприятия 9
II. Создание имиджа фирмы 12
2.1 Фундамент фирмы 14
2.2 Внешний имидж фирмы 18
2.3 Внутренний имидж фирмы 25
III. Психология имиджа фирмы
Вывод

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.19 Кб (Скачать)

В последние  годы новое слово «имидж» стало  необыкновенно популярным и вытеснило  русские синонимы. Стали привычным  такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации», «имидж проекта», «имидж города или региона» и пр. Появилось немало специалистов по формированию любого «эффективного имиджа» - имиджмейкеров, увидели свет публикации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука - имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства, особенно в период избирательных кампаний. Правда, оценить результативность деятельности имиджмейкеров очень сложно. С  момента первых работ по созданию эффективного имиджа, когда проблема решалась на уровне, соответствующем  крылатым выражениям «Имидж у меня нормальный - на здоровье не жалуюсь!»  или «Главное в имидже - прическа и галстук», прошло несколько лет. В это процесс активно включилась наука, прежде всего психология. Это  естественно, потому что имидж - не что  иное, как особый психический образ и содержание его сугубо психологическое. А проблема психического образа в психологии изучена очень хорошо, особенно в таких ее направлениях, как психология личности, социальная перцепция, психология восприятия, психология отношений, социальная психология и пр. Поэтому психологические знания могут быть весьма полезными в имиджмейкерской деятельности.

Однако, прежде чем остановиться на психологическом  содержании категории имидж, условиях, факторах и методах формирования эффективного имиджа, зададимся вопросом - а почему, собственно, речь идет об имидже личности или организации, а  не об образе, репутации или престиже? Обычно в таких случаях говорят, что это просто экспансия англоязычных терминов. Ответ лукавый. Дело в другом, ведь имидж не просто психический  образ, он обладает вполне определенными  свойствами. Это следует даже из общепринятого определения имиджа.

Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматривают имидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. То есть имидж - это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы.

Обратим внимание и на другое важное определение, имеющее  отношение к проблеме имиджа, - стереотип. Это весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смыл и сущность явления. Стереотип обладает принципиальным свойством: он одновременно является оценкой и психологической установкой. Принято считать, что оценки и установки, как правило, аргументированы. Стереотипные же оценки и установки сильны и основаны прежде всего на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях, поэтому люди не считают нужным их аргументировать: нечто вроде «этого не может быть, потому что не может быть никогда!» Отсюда их не только предвзятость, но и высокая регулирующая сила - стереотипы во многом определяют поведение и отношения. Высокая регулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что, как говорят психологи, «имидж - это реальность иллюзорного пространства». Данную мысль следует пояснить. Считается, что мы живем как бы в двух мирах - реальном и иллюзорном, или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются в сознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана. Если, к примеру, у человека маниакальная акцентуация и он поэтому рвется к власти, то так и говорится, а не навязывается мнение, что он «за радикальные реформы в интересах населения». В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определенным образом преподносится обычно в соответствии со скрываемыми интересами. Поэтому в большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющими характер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. На этом, например, собственно, и строится реклама с ее «хрустящим счастьем» и «райским наслаждением», на этом строится и политика, где, по меткому выражению американских специалистов, «конкурируют не политики, а их имиджи».

Может возникнуть вопрос - почему столь велика регулирующая сила иллюзорного мира? Психологи  утверждают, что он психологически намного комфортнее, чем мир реальный, потому что обладает следующими характеристиками:

  • он принципиально непроверяемый, следовательно, в нем меньше разочарований;
  • он иррационален, поэтому воспринимается как безальтернативная данность;
  • он гармоничный, целостный, непротиворечивый, а это у большинства вызывает положительное отношение;
  • в нем иная, воспринимаемая как управляемая нами иерархия - мы думаем, что можем на него влиять (например, «наказать», выключив телевизор, если не нравится ведущий или рекламный ролик);
  • он всегда исключительно доброжелательно направлен на человека («все во имя человека, все во благо человека», «.. ты всегда думаешь о нас» и пр.);
  • он освобождает от «мук выбора и ответственности» - человек ведет себя так, как ему подсказывают, как ведут себя привлекательные герои рекламных роликов или имиджевых акций.

Иллюзорный мир  все же функционирует не самостоятельного в отрыве от реальности, он часто  пересекается с миром реальным. Во время этих «пересечений» он обязательно  должен быть похожим на него. Поэтому  взаимодействие между миром реальным и иллюзорным осуществляется по схеме:

  • метафора (выразительный, легко запоминающийся образ чего-либо, переносящий иные свойства);
  • герой (олицетворяет реальность, время или борется с ними);
  • знак (характерная символика, внешность, поведение и пр.).

Их поиск, собственно, и составляет главное психологическое  содержание имиджмейкерской деятельности.

Из сказанного следует, что имидж - это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, что репутация, престиж - категории рассудочные, когда отношение возникает в результате осознанного выбора, рационального аргументированного сравнения. Имидж же скорее дает иллюзию качеств и свойств. Поэтому сейчас многие стали бороться именно за формирование привлекательного имиджа., а не репутацию или престиж.

Справедливости  ради, надо отметить, что существует и другая точка зрения относительно психологической сущности имиджа. Ее сторонники (Robinson, Newsom и др.) рассматривают  имидж как итог адекватного восприятия организации, ее руководителя, персонала, политики или деятельности. То есть предполагается, что манипулятивные действия не оказывают решающего  влияния на образ организации  или их вообще нет. Имеющийся опыт показывает, что в конечном счете  реальная практика будет сильнее  транслируемого имиджа, но для этого  необходимо время, порой довольно продолжительное.  

 

  1. Основные  характеристики имиджа как психического образа, его виды и функции

Напомним, имидж - это все же психический образ, хотя и специально сконструированный, манипулятивный, имеющий характер стереотипа. Поэтому как психическому образу имиджу присущи следующие общие  характеристики:

  • имидж - объект идеальный, возникающий в сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;
  • эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям;
  • как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями;
  • как стереотип имидж должен содержать ограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать его восприятию, а следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным;
  • имидж, хотя он и иллюзорный образ, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;
  • имидж должен быть прагматичным, то есть ориентирован ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации ее развития;
  • эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;
  • имидж должен вызывать сильный эмоциональный отклик, это следует из самого определения.

Научные исследования и РR-практика, как отмечалось, свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности Именно поэтому американцы говорят, что положительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительного отношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность.

При формировании эффективного имиджа надо отчетливо  представлять, какой конкретно имидж  необходим? Естественно, положительный  и привлекательный, но все же необходима конкретизация потому что она  определяет характер и направленность РR-деятельности, ведь выбор вида или  типа имиджа определяет стратегию и  содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии  имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований  по критериям сходства и различия. Рассмотрим эти базисные основания  и соответствующие им типологии имидж. Для иллюстрации возьмем типы имиджа организаций.

В качестве первого  основания была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает:

  • внешним, то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.);
  • внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.).

Очевидно, что  между данными видами имиджа могут  быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие  к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда  внешний имидж соответствует  стандартам, а внутренний являет ему  полную противоположность.

Второе основание - это эмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа:

  • позитивный имидж (здесь комментарии не требуются, на его достижение направлена вся РR-деятельность);
  • негативный имидж (формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого «черного РR» и антирекламы; в коммерческой деятельности создается существенно меньше, но если такая работа проводится конкурентами, то неявно, опосредованно с использованием психологических технологий «тайного принуждения»).

Третье основание - целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют два типа:

  • естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных РR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации;
  • искусственный, создаваемый специально рекламой или РR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации.

Специалистами отмечалось, что на первых этапах РR или рекламной деятельности организации  доминируют искусственные имиджи, как  бы приукрашивающие реальность, в  дальнейшем происходит их взаимная адаптация  и сближение.

Четвертое основание - это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает:

  • когнитивным, дающим «сухую» специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов);
  • эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик).

Пятое основание - это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы:

  • политический имидж;
  • имидж руководителя ( и его команды);
  • имидж организации;
  • имидж территории ( города, региона, страны);
  • имидж идеи, проекта.

Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую  специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности РR и рекламной деятельности.

 

Заключение

Существуют  компании,  имеющие  свою  идеологию,  которая   помогает   им

добиваться успеха. Идеология  оказывается  внутренней  энергией,  жизненной

силон  компании,  мощным  аргументом  в   борьбе   с   деидеологизированным

конкурентом. В  явном или неявном виде «плохая» или «хорошая» идеология есть

почти у каждой компании. Однако, если идеология не выполняет своих функций,

то  это  мертвая,  бесперспективная  идеология,  совокупность   никому   не

интересных и  ненужных идеи. И тогда это уже  не жизненная сила  компании,  а

ненужный довесок, который  вызывает  отторжение  коллектива  и  непонимание

клиентов.

   Конструирование  идеологии для конкретной компании  —  дело  очень  тонкое.

Мало, к примеру, поставить цель  —  эта  цель  действительно  должна  стать

жизненно важной для сотрудников, и  не  всякую  систему  ценностей  человек

Информация о работе Имидж фирмы