Икона как сакральное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 00:27, доклад

Описание работы

Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона - переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона - живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Свое происхождение иконопись берет от эллинистической портретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техники написания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитые фаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены в захоронениях I -III веков.

Работа содержит 1 файл

Икона как сакральное искусство.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Но вот, начинает что-то происходить с внутренней культурой («внутренним человеком», по терминологии апостола Павла). Одни элементы в ней ветшают, другие формализуются. В ней образуются щели, прогалы, куда проникают мощные пракультурные установки на выживание. Уже не дают покоя сугубо земные интересы, хочется прочно стоять на земле, «молитвенное делание» все круче уклоняется в сторону текущих потребностей, а не вечного спасения. А поскольку конкретные потребности у разных людей разнятся, молитва становится все менее соборной и смиренной и все более индивидуальной и настойчивой. Это влияет и на внешнюю религиозную культуру: ослабляется требовательность к иконе, так как духовное предстояние пред нею все чаще замещается обрядовым почитанием, «странная красота» заковывается в металлический оклад, да и мало кто уже способен и понимать и созидать эту красоту — ведь церквей и домашних молелен все больше, а истинных иконописцев «от Бога» не может быть много. Иконы просто копируют, тем паче что получают распространение «подлинники», то есть подробные стандартные указания по части иконописания. Вполне понятно, что оскудение иконы как «входа» в иной мир пытаются возместить учительной символикой, повествовательностью. Наконец, в соответствии с потребностями, иконное художество сближается с житейской реальностью, с ее стилистикой. Изумительный, последний взлет иконописи в мастерских Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека остается далеко позади…

Уже с 16 века, а далее еще больше, расширяется иконографическое разнообразие, то есть содержание икон, причем новые сюжеты часто вытесняют старые, канонические. Приведем всего один пример. Раньше иконой праздника Воскресения Христова — Пасхи была по преимуществу икона «Сошествие во ад»: Спаситель по Своем воскресении спускается в ад, откуда выводит Адама, Еву и древнейших праведников. Молясь пред этой иконой, человек просил Христа избавить от ада его и его близких. В 19 веке и нынче эту икону редко встретишь, а иконой праздника становится изображение взлетающего над гробом Христа, неловко копирующее известную итальянскую картину (такой сюжет был, в частности, представлен в начале 15 века художником Мариотто ди Кристофано). Следует пояснить, что духовный характер иконы и картины различен. Строго говоря, православная молитва должна быть «безвидной». Молясь перед иконой, ее нужно, если можно так выразиться, видеть не видя, во всяком случае не рассматривать и не «пожирать глазами». На картину, наоборот, принято внимательно, иногда долго, смотреть, замечать детали, краски, особенности даже известного сюжета и т. п. Картине удивляются, ею восхищаются, в первую очередь как произведением искусства, икона же является таковой во вторую или третью очередь. Художник вправе выдумывать сюжеты, фантазировать, а иконописец обязан придерживаться Священного писания и Священного предания. От себя он вкладывает в икону молитвенное вдохновение, и ни в коем случае не должен придумывать того, о чем они — Писание и предания — молчат. О воскресении Христа ясно сказано в Новом Завете, но о том, как это произошло в подробностях, ничего не известно. Поэтому изображать это событие иконописец считал непозволительным. Всякая новизна в иконах подвергалась обсуждению, примером чего может служить Стоглавый собор в середине 16 века. Затем эта практика постепенно уходит. Причина заключалась в самих верующих, особенно в высших слоях общества: прежняя соборность стала уступать место индивидуальной вере, формально обрамленной церковным благочестием. Поэтому, как уже говорилось, возникла потребность в расширении содержания икон и их эстетики, а осуществить это можно было лишь путем заимствований извне опыта картинной живописи.

Возникновение русского Царства для многих означало не только могучую ратную защиту от иноплеменников, но и появление, как бы в двух шагах от самого Бога, высочайшего заступника и ходатая за народ — царя, не по названию, а по сути. Коронование Ивана Четвертого по царскому чину отвечало не только желанию юного Ивана и бояр, но, пожалуй, и всего народа. Теперь человек или собрание таких же как он людей не стоят пред невидимым Вседержителем сами по себе, «малым стадом», а за всех молится многовластный, превознесенный надо всеми и олицетворяющий всех русский царь, которого Бог наверняка слышит. И скоро сама вера преобразуется в некое государственное деяние, а наиболее чтимыми оказываются иконы, связанные с военными успехами. Кого-то даже посещает мысль, что Христос и Богородица отныне преданы лишь заботам о хранении и процветании Государства Российского…

Церковная реформа  патриарха Никона и царя Алексея Михайловича поражает прежде всего той решительностью, с которой были отменены церковные обычаи, утвердившиеся за многие века. Но не меньше поражает и то, что большинство населения приняло это, кажется, без заметного ропота, как потом отмену при Петре патриаршества. Вот эта нечувствительность большинства к навязанным сверху переменам вернее всего свидетельствует о том, что общий духовно-религиозный настрой резко остудился, из пылкого и напряженного превратился в тепло-хладный. А икона 18 века выглядит броской, сытой, веселящей «игрушечной красотой» (Н. П. Кондаков), — но ведет ли такая икона стоящего перед ней в Царство Божие? В иконописи утверждается эклектика, смешение стилей, в иконопись свободно проникает лубок, гравюра, картина. Икона используется как украшение. В наше время эклектика церковных интерьеров доведена до предела.

Дальнейшая судьба иконописи, кажется, вполне коррелирует  с духовно-религиозным настроем большинства. Лишь страшные годы большевистских бесчинств вновь вдохнули горячую веру в гонимую Церковь. Конечно, и в досоветское время, и сегодня не исчезли глубоко и горячо верующие люди, как не оскудевала ими Церковь за все последние пятьсот лет, и даже до сих пор встречаются истинные иконописцы, — и на том слава Богу…

-А-

Агиосоритисса - см. Заступница

Архангел Гавриил - изображается иногда с райскою  ветвью в руке, которая была принесена  им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит  свеча, а в левой - с зеркалом из ясписа.

Архангел Михаил - изображается с жезлом в левой  руке.

-Б-

Благовещение - Матерь Божия на иконах Благовещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда сидящей, как  на престоле. Подножие, так же как  и престол, испещрено золотыми лучами.

-В-

Васиотисса - один из иконографических изводов Богоматери «Одигитрия», по которому она изображается стоящей с Младенцем на правой руке.

Введение во храм - сюжет иллюстрирует текст  апокрифического Первоевангелия Иакова о том, что будущая Богоматерь была посвящена Богу и отдана в Иерусалимский храм, где прожила 12 лет.

Вознесение Господне - вверху иконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийся Христос. Под ним, в  центре, Богоматерь в позе Оранты с  поднятыми в стороны и вверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесь олицетворяет христианскую Церковь.

Воскресение Христово - Спаситель изображен сходящим в  преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный  лучами, небесными кругами (мандрола), -- знаменующими Его божественное достоинство и славу. Край одежды Христа развевается и приподнят ветром. Ноги Спасителя попирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно над бездной. В левой руке Христос держит крест. Правая рука протянута Адаму. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки к Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, -- сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и, сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.

Воскрешение Лазаря - на иконах изображается Христос с  группой апостолов сзади него, справа - темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.

Всемилостивая («Панахранта») - Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы.

Вход Господень  в Иерусалим - Ученики привели  осла, покрыли его своими одеждами, Иисус сел, и процессия тронулась. Множество народа встречало известного Своими чудесами и исцелениями Учителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми ветвями, радостно крича: «Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисус со славой входил в Иерусалим - город, где Он вскоре будет предан, подвергнут истязаниям и мучительной смерти -- распятию на кресте.

-Г-

Гликофилуса - см. Умиление

-З-

Заступница («Агиосоритисса») - на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

 

-И-

Иоанн Богослов -- изображается среди скалистого ландшафта, сидящим на низком табурете и диктующим  юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние -- символ высшего  благодатного озарения.

-К-

Кириотисса - один из иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей перед собой Младенца.

-О-

Одигитрия («Путеводительница») - на этой иконе мы видим Божию  Матерь, правая рука которой указывает  на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже -- книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Оранта («Молящаяся») -- один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками, разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы -- Спас Эммануил.

-П-

Панахранта - см. Всемилостивая.

Покров Богоматери - Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки, Иоанн Предтеча, апостолы Петр и  Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний. Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. На престоле -- со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета -- воплощение света, светящегося покрова.

Положение во гроб - в каменном гробу представлен  лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был распят Господь.

-Р-

Рождество Христово - изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

-С-

Снятие с креста - в композиции представлены Иосиф  Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса, Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн  Богослов, стоящий позади или склоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева  принимает на руки тело Христа и  целует его лицо, позади нее -- жены-мироносицы, Мария Магдалина целует руку Христа. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.

Собор Богоматери - центром композиции становится образ  Богоматери на престоле с Младенцем  на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая - ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству - св. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.

Сошествие во ад - см. Воскресение Христово

Спас Благое Молчание -- редкая икона Христа. «Спас Благое Молчание» изображает Христа до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной -- опущенные крылья.

Спас Вседержитель («Пантократор») -- На иконе Христос предстает перед нами на троне, облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас в силах -- центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в  хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат -- это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал -- мир духовный. В синем овале изображены ангелы -- силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала -- красный ромб (символ мира невидимого). Образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Информация о работе Икона как сакральное искусство