Икона как сакральное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 00:27, доклад

Описание работы

Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона - переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона - живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Свое происхождение иконопись берет от эллинистической портретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техники написания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитые фаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены в захоронениях I -III веков.

Работа содержит 1 файл

Икона как сакральное искусство.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

ти» всех форм духовно  «преображенного» в плоскости иконы  «тварного» мира.

Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона 

всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-

торической жизни  нации, все нюансы мирочувствия и  мировосприятия художни-

ков той или  иной эпохи и даже того или иного  района. Почти в любом случае

можно указать  на причастность иконы к той или  иной местной школе живописи -

новгородской, псковской, тверской, ростово - суздальской, московской - в зависи-

мости от того, к  каким художественным центрам России тяготели мастера - ико-

нописцы; точно  так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-

дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев

Древней Руси - Феофана  Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой -

минеральными  и растительными красками на яичной эмульсии - и покрывались

затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-

чной масляной плёнки - олифой. При написании фонов  икон и нимбов вокруг го-

лов святых использовали светлые золотисто --жёлтые краски или  же тончайшие 

листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-

пространство  или «небо» запредельного божественного  мира. При этом и в самом 

написании иконы, и даже в её естественных природных  материалах древнерусс-

ким мастером неизменно  усматривался внутренний мистический смысл, отражав-

шийся в актах  специального молитвенного освящения  и очищения всего творчес-

кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.

Непременным условием творчества ставилась и необходимость  личной ду-

ховной чистоты  самого иконописца, ибо только такой  мастер, как считалось на

Руси, был способен передать в иконе всю безмерность  и красоту умозрительного

мира сакральных ценностей.

Таким образом, как сам художник, так и создаваемые  им произведения явля-

лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-

ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных  для 

эпохи средневековья.

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

Искусство иконописи - особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как

правило, не подписывали  своих имён на иконах), в которых  в силу его традици-

онности и жёсткой  канонизированности личность художника  могла раскрыться в 

основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-

принятой эстетической системы, где был абсолютно недопустим произвольный

полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это  искусство было чрезвычай-

но трудно, и  тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской 

живописи, истинному  таланту, истинному художественному творчеству иконопи-

сный канон  отнюдь не служил помехой в раскрытии  личной творческой индиви-

дуальности: как  метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-

кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства  всегда были

оселком, на котором  ломались ничтожества и заострялись  настоящие дарования».

Истинному художнику  было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-

сительно небольших  отступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в 

новом произведении - на ту же привычную тему - совершенно новое звучание, а

порой и значительно  обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к 

зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда проби-

вается в древнерусской  иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-

писный сюжет  неизбежно окрашен личным мироощущением  художника, тем чут-

ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё 

до всеобщего  признания древней иконописи  выдающимся достижением отечес-

твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-

нах: « В них  нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная 

сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».

Хотя культовое  назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-

ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она никогда не

была простой  иллюстрацией религиозного учения. В  произведениях талантливых 

мастеров прошлого века находили отражение и реальный исторический процесс 

бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,

весь рост его  духовного потенциала. Благодаря  именно такой активной жизненной 

позиции древнерусским  иконописцам удалось высказать  и передать даже в кано-

нических сюжетах  своё личное отношение к окружавшей их действительности,

свои национальные эстетические и нравственные идеалы.

Вместе с тем  иконопись отнюдь не становилась  излишне приземлённой, не

теряла присущей ей художественной возвышенности и  своеобразной, почти кос-

мической надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-

ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-

са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-

дая икона понималась в свою очередь как подобие храма и модель освящённого

космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой 

концепции духовного  космоса», но «и его не могут не пленять  порождённые этим

воззрением плоды  поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-

жествующий над  силами мрачного хаоса».

Иконопись в  Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-

кусства. Но если в частном владении, в домах  имелись, как правило, лишь икон-

ные изображения  отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в

церквах и соборах  к ним прибавлялись и иконы  с многофигурными сценами из

жизни Христа (так  называемые праздничные иконы, или  праздники); здесь же на-

ходилось и  немало икон святых, чьи изображения  сопровождались большим чис-

лом сцен их жития, содержащих множество занимательных  подробностей и 

дающих представление  о той или иной исторической эпохе  и обычаях людей того

времени.

ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ

Параллельно с  развитием и усложнением иконографической, собственно ком-

позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь  происходило и 

постоянное изменение  образной и стилистической систем в  их непосредственном

художественном  проявлении.

Так, иконы XII - XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-

нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам

о классических статуарных принципах античного  искусства.

В свою очередь  бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-

циональных сил  для отпора монголо - татарским завоевателям, нашла своё отра-

жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных  по форме, цвету и свету.

Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место  ре-

лигиозно - философские  споры относительно природы и  сущности божественных

«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-

тикой мистическое  учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-

лось в восточно - христианском мире (в том числе  и средствами искусства) предс-

тавителями группы аскетов - «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-

ские черты  явственно просматриваются в  творчестве одного из ведущих мастеров,

работавших в  Древней Руси на рубеже XIV - XV веков, - прославленного Феофа-

на Грека.

Подобное экспрессивное  направление в искусстве Древней Руси (особенно

ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных  росписях последней чет-

верти XIV века, а  также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),

естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-

вилось в стремлении к более спокойной и более  уравновешенной системе образов.

И вот на смену  удивительно напряжённой живописи исихазма приходит гармони-

чное искусство  Андрея Рублёва, его учеников и последователей - вплоть до зна-

менитого иконописца рубежа XV - XVI столетий Дионисия, автора прославлен-

ных стенных  росписей Ферапонтова монастыря.

Искусство Рублёва  и его школы по праву считается  наивысшим взлётом 

древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось  самой блестящей и 

одухотворённой  страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-

жения этой эпохи  служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,

художественным  эталоном для мастеров - иконописцев XVI столетия.

В XVI веке, насколько  оскудевал духовно - нравственный смысл, духовная

глубина самой  подосновы творчества и насколько  средневековый символизм куль-

туры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-

днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-

нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-

нием» всех сфер жизни общества - в силу всё большего укрепления централизо-

ванной самодержавной  власти - шаг за шагом складывается искусство совершен-

но иного типа, при внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-

кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием

«неоклассицизма»  как чего - то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-

таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается  у силенным, но

весьма внешним  подражанием классическим образцам искусства прошлого. Для 

иконописи эпохи  Ивана Грозного всё более характерным  становятся строгие, тем-

ные лики и такие  же строгие, тёмные, глуховатые краски - древнерусская икона 

переживает в  это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-

ходит лишь с  начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно -

Информация о работе Икона как сакральное искусство