Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 00:27, доклад
Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона - переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона - живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Свое происхождение иконопись берет от эллинистической портретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техники написания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитые фаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены в захоронениях I -III веков.
ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.
Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона
всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-
торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-
ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае
можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи -
новгородской, псковской, тверской, ростово - суздальской, московской - в зависи-
мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера - ико-
нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-
дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев
Древней Руси - Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.
Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой -
минеральными и растительными красками на яичной эмульсии - и покрывались
затем для усиления
цвета и предохранения
чной масляной плёнки - олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-
лов святых использовали светлые золотисто --жёлтые краски или же тончайшие
листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-
пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом
написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-
ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-
шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-
кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.
Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-
ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на
Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного
мира сакральных ценностей.
Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-
лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-
ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для
эпохи средневековья.
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Искусство иконописи - особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как
правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-
онности и жёсткой канонизированности личность художника могла раскрыться в
основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-
принятой эстетической системы, где был абсолютно недопустим произвольный
полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-
но трудно, и тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской
живописи, истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-
сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-
дуальности: как метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-
кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были
оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования».
Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-
сительно небольших отступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в
новом произведении - на ту же привычную тему - совершенно новое звучание, а
порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к
зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда проби-
вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-
писный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-
ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё
до всеобщего признания древней иконописи выдающимся достижением отечес-
твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-
нах: « В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная
сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».
Хотя культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-
ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она никогда не
была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях талантливых
мастеров прошлого века находили отражение и реальный исторический процесс
бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,
весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной
позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать даже в кано-
нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,
свои национальные эстетические и нравственные идеалы.
Вместе с тем иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не
теряла присущей ей художественной возвышенности и своеобразной, почти кос-
мической надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-
ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-
са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-
дая икона понималась в свою очередь как подобие храма и модель освящённого
космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой
концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим
воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-
жествующий над силами мрачного хаоса».
Иконопись в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-
кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-
ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в
церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из
жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники); здесь же на-
ходилось и немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-
лом сцен их жития, содержащих множество занимательных подробностей и
дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того
времени.
ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ
Параллельно с
развитием и усложнением
позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и
постоянное изменение образной и стилистической систем в их непосредственном
художественном проявлении.
Так, иконы XII - XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-
нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам
о классических статуарных принципах античного искусства.
В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-
циональных сил для отпора монголо - татарским завоевателям, нашла своё отра-
жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.
Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-
лигиозно - философские споры относительно природы и сущности божественных
«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-
тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-
лось в восточно - христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-
тавителями группы аскетов - «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-
ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,
работавших в Древней Руси на рубеже XIV - XV веков, - прославленного Феофа-
на Грека.
Подобное экспрессивное
направление в искусстве
ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-
верти XIV века, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),
естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-
вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.
И вот на смену
удивительно напряжённой
чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и последователей - вплоть до зна-
менитого иконописца рубежа XV - XVI столетий Дионисия, автора прославлен-
ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.
Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом
древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и
одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-
жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,
художественным эталоном для мастеров - иконописцев XVI столетия.
В XVI веке, насколько оскудевал духовно - нравственный смысл, духовная
глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-
туры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-
днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-
нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-
нием» всех сфер жизни общества - в силу всё большего укрепления централизо-
ванной самодержавной власти - шаг за шагом складывается искусство совершен-
но иного типа, при внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-
кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием
«неоклассицизма» как чего - то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-
таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но
весьма внешним подражанием классическим образцам искусства прошлого. Для
иконописи эпохи Ивана Грозного всё более характерным становятся строгие, тем-
ные лики и такие же строгие, тёмные, глуховатые краски - древнерусская икона
переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-
ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно -