Игра во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 12:17, дипломная работа

Описание работы

Игра— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетическое «состояние Игры.» отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как игры. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность.1 Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности Игры, в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (

Содержание

Введение....................................................................
Глава I.Игра как явление культуры………………
1.1Подходы к пониманию роли игры в культуре
1.2 Характер и значение игры как явления культуры....................
1.3. игра и форма как культуросозидающая функция....
1.4 Взаимосвязь культуры и игры.........................................................
1. Взаимодействие игры и филофствования.............................
2. Взаимосвязь игры и поэзии..............................................................
3. Игровые формы искусства................................................................
1.5 Функции игры в культуре………………………………………….
Глава II Специфика галантного века......................
1.1Игровой элемент в этикете
1.2 Игровой элемент в моде
1.3 Игровой элемент в искусстве
1.4 Игровой элемент в политических интригах
1.5 Игровой элемент в любовных интригах
Заключение...........................................................................................................
Литература.......................................................

Работа содержит 1 файл

Копия игра.docx

— 88.02 Кб (Скачать)

Ценности  обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной  культуре, может быть совсем не важно  в другой. У каждого народа формируется  своя иерархия ценностей, хотя набор  ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно  классифицировать основные ценности следующим  образом:

витальные ценности — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;

социальные  — социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство  полов;

политические  — свобода слова, гражданские  свободы, законность,

гражданский мир;

моральные —  добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

эстетические  ценности — красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут  отсутствовать какие-то из перечисленных  выше ценностей. Кроме того, каждая культура по своему представляет те или  иные ценности. Так, идеалы красоты  у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом  Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом  красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

Посредством ценностей происходит ориентация поведения  людей. Человек не может одинаково  относиться к противоположности, из которых состоит мир, он должен оказывать  предпочтение чему-то одному. Большая  часть людей считает, что стремится  к добру, правде, любви, но то, что  одним кажется добром, может оказаться  злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений  о добре и зле, мы всю жизнь  выступаем «оценщиками» окружающего  мира.

Рекреативная  функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача — создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

Самые простые, естественные индивидуальные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, разговор начистоту. Специфически культурные коллективные, закрепленные традицией формы разрядки — праздники и досуг, освобожденный  от непосредственного участия в  производстве. В праздничные дни  люди не работают, не соблюдают будничные  нормы жизни, устраивают шествия, карнавалы, застолья. Смысл праздника состоит  в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное  и реальное как бы сливаются, человек, приобщенный к праздничной культуре и умеющий праздновать, испытывает облегчение и радость. Праздники  также происходят по определенным правилам — с соблюдением соответствующего места и времени, разыгрыванием  устойчивых ролей. При разрушении этих формальностей и усилении чувственных  склонностей физиологическое наслаждение  может стать самоцелью и будет  достигаться любой ценой; в результате появятся алкоголизм, наркомания и другие пороки.

Ритуалы также  представляют собой средства коллективной разрядки и регулируют важнейшие  моменты в жизни людей, относящиеся  к сфере сакрального (священного) в данной культуре. Среди ритуальных событий — рождение и смерть, заключение брака, обряды взросления (инициации), особенно важные в первобытной и  традиционных культурах. В эту группу входят также религиозные ритуалы  и обряды, выполнение которых является одним из лучших способов компенсации, созданным культурой. Для ритуалов характерны особая торжественность, культурная насыщенность.

Также в качестве коллективной разрядки эффективно используется игра, удовлетворяющая влечения символическими средствами. Символика игры создаст  особую психологическую установку, когда человек одновременно и  верит, и не верит в происходящее, она побуждает его использовать все свои силы и мастерство для  достижения цели. Игра позволяет разрядить  бессознательные импульсы, запрещенные  или невостребованные культурой. Так, во многих играх присутствуют конкурентные, сексуальные мотивы — спорт, лотерея, конкурсы, танцы. В таких играх, как  коллекционирование, реализуются накопительские влечения, оценивающиеся в быту как  проявление жадности. Наконец, существуют игры, обыгрывающие значение смерти, —  коррида, гладиаторские бои.

С одной стороны, сегодня можно говорить о гуманизации  игр, замене многих развлечений прошлого, таких, как уличные кулачные бои  и публичные казни, спортом, телевидением, кино. Но с другой стороны, кино и  телевидение показывают в фильмах  и программах множество сцен насилия, травмируя психику людей, особенно детей.

Функция социализации и инкультурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

Процессы  социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой  для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может  быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических  знаний, того, что может пригодиться  в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.

Социализация  и инкультурация продолжаются в  течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются  в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает  нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала  поведение родителей, а затем  — сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется  и передается из поколения в поколение  культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека

 Шиллер  Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957;

 Выготский  Л.С. Игра и ее роль в психич. развитии ребенка//Вопр. психологии. 1966. № 6; Берлянд И.Е. Игра как  феномен сознания. Кемерово, 1992;

Лагунов В.Н. Игры преследования и введение в  теорию игр. Тверь, 1993;

 Хейзинга  Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня.  М., 1992;

Huizinga J. Homo Ludens. Haarlem, 1938.

1.   Андреев  А.Н. Культурология. Личность и  культура. Минск, 1998.

2.   Аникеева  Н.П., "Педагогика и психология  игры". М.,1986

3.   Антология  исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.

5.   Богомолова  Н.Н., "Ситуационно – ролевая  игра, как активный метод социально  – психологической подготовки // Теоретические и методологические  проблемы социальной психологии". М.,1977.

7.   Гуревич  П.С. Игра / Культурология.  XX век.  Словарь. - СПб., 1997.

8.   Гуревич  П.С. Культурология. - М.. 1998.

9.   Запорожец  А.В., Маркова Т.А., "Игра и её  роль в развитии ребенка дошкольного  возраста". М.,1978.

10.История  и культурология. М., 1999.

11.Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

12. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.

13.Лагунова  В.Н. Игры преследования и введение  в теорию игр. Тверь, 1993.

14.Сапронов  П.А. Культурология. Курс лекций  по теории и истории культуры. - СПб., 1998.

15.Столович  Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.

16.Терский  В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966

17.Тэрнер  В. Символ и ритуал. - М., 1983.

18.Устименко  В.Ф., "Место и роль игрового  феномена в культуре // Филосовские  науки", 1980 г., №2, стр. 69 – 77.

19.Фрезер  Дж. Д. Золотая ветвь. - М., 1980.

20.Хейзинга  Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997

22.Эльконин  Д.Б. Психология игры. М.. 1978.

23.Эпштейн  Н.П., "Игра в жизни и искусстве  // Советская драматургия", М., 1982, №2.

 

 

 

 

1  Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957

2  Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992

3 (21, С.21).

4 (2,6,7,10,14,23)

5 (21,С.22).

6 (21, С.23).

7 (21,С.24)

8 (21, С.24)

9 (21, С.24).

10 (4, С.48).

11 (21, С.31-32).

12 (7,10,23).

13 (21, С.33)

14 (3, С. 37)

15 (21, С.44)

16 см. “Веселая наука”

17 (см. Виртуальная реальность)

18 (см. Свобода)

19 см. Трансгрессия

20 (“Игры и люди”, 1958)

21 – см. Герменевтика

22 см. Языковые игры

23 см. Нарратив

24 см. Истина

25 см. Онтология, Метафизика, Постметафизическое мышление)

26 см. Номадология

27 (см. Ризома

28 см. Означивание

29см. “Смерть Бога

30 см. Ацентризм

31 (см. Неодетерминизм

32 (21, С.113)

33 21, С.114)

34 (21, С.121)

35 (21, С.123).

36 (21, С.132).

37 (17, 19)

38 (16, 23)

39 (21, С.135)

40 (16, 19)

41 (21, С.159).

 


Информация о работе Игра во Франции