Игра во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 12:17, дипломная работа

Описание работы

Игра— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетическое «состояние Игры.» отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как игры. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность.1 Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности Игры, в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (

Содержание

Введение....................................................................
Глава I.Игра как явление культуры………………
1.1Подходы к пониманию роли игры в культуре
1.2 Характер и значение игры как явления культуры....................
1.3. игра и форма как культуросозидающая функция....
1.4 Взаимосвязь культуры и игры.........................................................
1. Взаимодействие игры и филофствования.............................
2. Взаимосвязь игры и поэзии..............................................................
3. Игровые формы искусства................................................................
1.5 Функции игры в культуре………………………………………….
Глава II Специфика галантного века......................
1.1Игровой элемент в этикете
1.2 Игровой элемент в моде
1.3 Игровой элемент в искусстве
1.4 Игровой элемент в политических интригах
1.5 Игровой элемент в любовных интригах
Заключение...........................................................................................................
Литература.......................................................

Работа содержит 1 файл

Копия игра.docx

— 88.02 Кб (Скачать)

  

3. Игровые формы искусства.

 

Внешним признаком  глубоко психологической связи  игры и искусства является то, что  во многих языках исполнение на музыкальных  инструментах зовется игрою40.

Игра лежит  вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или  пользы, то же относится к музыкальным  формам и музыкальному выражению. Игра стоится по законам, которые не определяются нормами разума, долга и  истины. То же справедливо и для музыки. Действенность её форм и  её функции  определяется нормами, которые никак  не соприкасаются ни с логическими  понятиями, ни со зрительными или  осязаемыми образами. Лишь собственные  специфические имена могли бы подойти этим нормам, имена, одинаково  свойственными музыке и игре, каковы ритм и гармония (17)

Если со всем тем, что относится к музыке, мы неизменно остаемся в рамках игры, то еще в большей степени это  относится к искусству танца. “О Танце... можно сказать, что это  сама игра в полном смысле слова...”41 Й. Хейзинга отмечает, что взаимосвязь танца и игры настолько очевидна, что даже не требует тщательного рассмотрения.

Связь изобразительного искусства и игры прослеживается в том, что, во-первых, произведения искусства причастны к сакральному  миру; а во-вторых, здесь также  присутствует состязательный элемент (24).

Взаимосвязь искусства и игры ярко прослеживается в драматургии, кино. Здесь игра возводится в ранг театральных представлений  и кинофильмов и сама по себе уже  является искусством.

 

1.5 Функции игры в культуре

 

 

 культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль  игровой культуры реализуется через  ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал  в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство  общности, принадлежности к одной  нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая  одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких  сообществ и общностей могут  возникать культурные конфликты. Таким  образом, культура может и нередко  выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая  функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения  становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в  которых может и должен действовать  человек. Культура регулирует поведение  человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая  функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние  культуры. Культура как определенная система ценностей формирует  у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего  судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как  правило, выступает критерием соответствующей  оценки.

Социальные  функции культуры

Социальные  функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная  интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности  людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей  и т.п.);

регуляция отдельных  сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как  общества в целом, так и его  тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностей, социальных институтов.

 

фундаментальная функция культуры  —  креативная  (творческая,  порождающая). Обращаясь  к  творчеству   выдающихся   представителей   науки,   искусства, философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к  прорыву из одной культурной парадигмы  к другой. Так,  например,  эпохальная  работа Н.Коперника  “О  вращениях  небесных  сфер”  —  переход  от  геоцентрической картины мира к гелиоцентрической. Или художники  Возрождения,  отказавшись  в живописи  от   канонов   христианства   (обратная   перспектива,   временное  совмещение  священного  сюжета,  подчиненная   роль   пейзажа,   канонизация цветовой гаммы и  т.д.)  и  введя  прямую  перспективу,  пейзаж  как  объект самостоятельного  эстетического   любования   и   эмпирического,   смертного  человека,  достигли  того  реализма,  который  позволил  им  и  их  потомкам обратиться к природе как  к самооценке, т.е.  перенести  свои  взоры  с  мира небесного  на мир земной.  Это  явилось  одной  из  предпосылок  формирования научного знания.

  Уникальная  возможность культуры проявляется  в ее диалогичности.  Культура  невозможна без внутренне” переклички. “Персонажи” прошлых культур  не  уходят со сцены, не исчезают  и не растворяются в  новом,  а  ведут  диалог  как   со своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими  им  на  смену.  И по  сей   день  человека  волнуют  трагедийные   образы  Эсхила   и   Софокла;  пушкинские и шекспировские герои  заставляют  нас  по-прежнему  размышлять  о добре и зле,  а  кантовские  идеи  о   всеобщем  мире  созвучны  нашей   эпохе. Обращение  к  культуре  прошлого,  переосмысление  ее  ценностей   в   свете современного  опыта  —  это   один   из   способов   реализации   творческих возможностей человека. Осмысливая  и  переосмысливая  прошлое,  мыслитель  и художник, ученый и изобретатель творят новые ценности, обогащают  предметный мир культуры.

  Определяя   культуру  как  способ   реализации   творческих   возможностей человека, было бы ошибкой выводить сами  новаторские  потенции  личности  за скобки культуры. В своем  воздействии на природу,  в   поиске  и  производстве средств  удовлетворения  своих  потребностей  человек  формирует  особый  мир предметов (от швейной иглы  до космических аппаратов, от  церковной организации до  судебной  палаты, от понятия красоты до  научной  абстракции  кривизны  пространства), объективируя свой  внутренний  мир  и  тем   самым  расширяя  предметное  поле культуры.  Работая  с   этим   предметным   полем,   человек   невольно   сам  опредмечивается, расширяя круг  своих потребностей  и  способностей.  В  этот круг входят цели  и средства. Новаторские цели, как   правило,  базируются  на полученных  результатах,  которые,  в  свою  очередь,  становятся  средствами  культурной экспансии человека  и  предполагают  преобразование  существующих материальных и  духовных ценностей.  Человек  — сам культурная ценность, и   самую  важную  часть  этой  ценности составляют его творческие  возможности, весь механизм реализации  замыслов  и планов:  от   вовлеченных   в   творческой   процесс   природных   задатков, нейродинамических  систем  мозга   до   самых   утонченных   и   возвышенных эстетических  идеалов  и  “диких”   научных  абстракций,   от   эмоциональных переживаний, рвущихся  выразиться во вне, до сложнейших  знаковых  систем.  И естественно,  что  адекватным  способом  реализации  творческих  возможностей  человека  является  культура,  смыслонесущий   и   смыслопередающий   аспект человеческой практики  и ее результатов.

  Тем самым  в культуре смыкается как субъективный  мир творческой  личности,

так и объективный  мир  культурных  ценностей.  Смыкается  для  того,  чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни  мог разорвать это  единство  и в очередной раз, на новой  основе  своими  творческими  усилиями  воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно.

  Роль  культуры как  способа  реализации  творческих  возможностей  человека  разнообразна. Культура не только  приглашает  личность  творить.  Она  же  и накладывает на  нее ограничения.

  Эти ограничения  распространяются не только на  социум, но  и  на  природу.  Культурные запреты  защищают  общество  от  разрушительных  и  деструктивных действий  антисоциальных элементов,  поклонников   животного  эгоизма,  трубой  физической силы, фашизма  и   расизма.  Но  опасно  и  отсутствие  культурных ограничений в попытках  управления  силами  природы.  Экологический  кризис. Переживаемый  ныне человечеством, в определенной  мере — результат  отсутствия  общечеловеческих  норм,  предписывающих  определенный  порядок  в   отношении общества к природе.  Культура как способ реализации  творческих  возможностей человека  не может не включать в себя  понимания ценности  природы   как  среды обитания людей,  к незыблемой основы культурного  развития общества.

 

Адаптивная  функция

Сложная и  многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций  в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного  единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент  может выполнять разные функции.

Адаптивная  функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир — культура. Другими словами, человек не может  вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную  среду обитания, защищаясь от неблагоприятных  условий внешней среды. Человек  постепенно становится независимым  от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических  условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ  жизни или занимающихся морским  промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много  пряностей, чтобы задержать ее порчу  в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов  и опасностей, человек встает лицом  к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных  болезней прошлого — чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще  не найдены лекарства, а в военных  лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные  самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной  среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Информация о работе Игра во Франции