Игра во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 12:17, дипломная работа

Описание работы

Игра— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетическое «состояние Игры.» отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как игры. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность.1 Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности Игры, в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (

Содержание

Введение....................................................................
Глава I.Игра как явление культуры………………
1.1Подходы к пониманию роли игры в культуре
1.2 Характер и значение игры как явления культуры....................
1.3. игра и форма как культуросозидающая функция....
1.4 Взаимосвязь культуры и игры.........................................................
1. Взаимодействие игры и филофствования.............................
2. Взаимосвязь игры и поэзии..............................................................
3. Игровые формы искусства................................................................
1.5 Функции игры в культуре………………………………………….
Глава II Специфика галантного века......................
1.1Игровой элемент в этикете
1.2 Игровой элемент в моде
1.3 Игровой элемент в искусстве
1.4 Игровой элемент в политических интригах
1.5 Игровой элемент в любовных интригах
Заключение...........................................................................................................
Литература.......................................................

Работа содержит 1 файл

Копия игра.docx

— 88.02 Кб (Скачать)

Адаптивная  функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется  в создании специфических средств  защиты человека — необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать  себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых  вещей, создание продуктивного сельского  хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические  средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в  обществе, удерживающие его от взаимного  истребления и гибели, — государственные  структуры, законы, обычаи, традиции, нормы  морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека — культура в целом, существующая как картина мира. Понимая  культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры — способность к  «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры — быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

 

Знаковая  функция

 

Знаковая, сигнификативная  функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина  мира представляет собой упорядоченную  и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую  человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу  специалисте в-культурологов. Основой  этой картины мира являются этнические константы — ценности и нормы  этнической культуры.

 

Познавательная  функция

 

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы  сложнейшие системы философии и  психотехники. В них серьезно обсуждались  такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность  воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и др.

Функция накопления

Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом культуру можно представить как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живущими в одно время. Различные знаковые системы помогают человеку не только понять мир, но и фиксируют это понимание, структурируют его. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний — через культуру.

В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида, коллективная память народа, закрепленная в языке и  духовной культуре, символические и  вещественные средства хранения информации — книги, произведения искусства, любые  предметы, созданные человеком, так  как они тоже являются текстами. В последнее время все большую  роль стали играть электронные средства хранения информации. Общество также  создано специальные учреждения для выполнения данной функции культуры — библиотеки, школы и университеты, архивы, другие службы сбора и обработки  информации.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с  другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Природа не наделила человека способностью устанавливать  эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек  создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

Для общения  с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные  языки и коды — компьютерные, логические, математические символы  и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические  устройства.

Процесс коммуникации состоит из трех этапов:

кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;

передача  по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;

раскодирование  полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального  опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите  погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие  или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как  наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые  в итоге определяют, кому, что, когда  и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие  форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось  сближаться на расстояние прямой видимости  и слышимости. Со временем люди нашли  возможность увеличить дальность  коммуникации, например с помощью  специальных приспособлений. Так  появились сигнальные барабаны и  костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные  сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее  значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место  как средство общения между людьми.

В современных  условиях значение коммуникативной  функции культуры растет быстрее, чем  любой другой функции. Развитие коммуникативных  возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти  процессы в свою очередь стимулируют  интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании  мощности и дальнодействия средств  связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания  людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.

Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В силу этого весь мир делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому во многом способствует современная массовая культура, благодаря которой множеству людей в разных странах становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

В любых человеческих общностях необходимо регулировать поведение составляющих их индивидов  для сохранения равновесия внутри самой  общности и для выживания каждого  отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие различных событий, но не определяют, как

должен действовать  человек в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно  и ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к  поведению людей, которые исторически  сложились в обществе и четко  закрепились в нашем сознании и подсознании.

Нормы поведения  людей, как разрешительные, так и  запретительные, представляют собой  указание на допустимые пределы и  границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение  получило положительную оценку других людей и общества в целом. В  каждой культуре приняты свои нормы  поведения. Есть культуры с сильной  нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная  функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

мораль и  ее нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных  контролирующих институтов; нарушение  этих норм встречает резкое осуждение  общества;

нормами права, которые подробно излагаются в конституции  и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные  институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;

обычаи и  традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в  разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного  стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;

нормы поведения  человека на работе, в быту, в общении  с другими людьми, в отношении  к природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей — идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Информация о работе Игра во Франции