Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 21:51, реферат
Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
Поскольку художественная культура является подсистемой культуры, изучение жизни искусства, его функционирования, исторического развития, требует предварительного выяснения того, что представляет собой культура в целом, в полноте её состава и строении, в её роли в истории человечества, в закономерностях её развития, ибо только в этом контексте её реального существования может быть постигнуто бытие художественной культуры. Понятие "культура" родилась в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первоздан-ному". Со временем слово "культура" стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлении, действии, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл "образования" и "воспитания" (например, немецкое Bildung). Правда, само различие между естественным и созидаемым человеком, рукотворным, было замечено и обозначено общественным сознанием задолго до того, как вошёл в употребление термин “культура”: так древнегреческое "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство", отсюда – "техника") имело близкий смысл, а в 1053 в. культура стала предметом специального теоретического и исторического изучения (Вико, Гердер, французские энциклопедисты). С тех пор было сделано немало попыток уточнить содержание самого понятия “культура”, однако единства взглядов достигнуто не было. В 1952 году американские исследователи А.Кребер и А.Клакхон в книге “Культура” классифицировали все представления о культуре, которые были предложены в конце 133134 – начале 65675 веков, и при этом собрали около 200 определений.
В России исследования культуры начались в 30 – 40-е гг.в поре славянофилов и западников на материале отечественной культуры, а первая целостная философско-культурологическая концепция была сформулирована Н.Я Данилевским, который в книге ”Россия и Запад” обосновал принцип различия исторических типов культуры в мировом масштабе. Изучение культуры активизировалось в Росси в начале 20в., а затем в70 – 80-е гг., но разноречивость определения её сущности, строения и функции не была преодолена. Это объясняется прежде всего, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.
Место художественной
культуры в культуре в целом определяется
существенными различиями между
материальной, духовной и художественными
формами деятельности. Их различия
не следует понимать в том смысле,
будто одна является, только и чисто
материальной, другая – только и
чисто духовной, третья – не материальной
и не духовной. Несомненно, что продукты
духовной деятельности должны быть материализованы
– иначе они просто не могли
бы существовать, равно как и то,
что в материальной деятельности
воплощаются духовные цели, планы, модели.
Суть дела, однако, в том, что в
данных слоях культуры соотношение
материального и духовного
Функции художественной
культуры, как и функции культуры
в целом, определяются тем, что она
живёт в пространстве и во времени.
В социальном пространстве, т.е. в
одновременной жизни людей
Такой ансамбль функции определяет структуру художественной культуры, её трёхмерное строение. Её первое измерение – духовно-содержательное: речь идёт о специфическом для каждого исторического, этнического и социального типа художественного сознания, – картине мира и места в образного представления о бытии нём человека.
Второе измерение
художественной культуры – зональное
или морфологическое – мы обнаруживаем
тогда, когда от общей характеристики
её духовного содержания переходим
к характеристике его особенностей
в разных видах искусства. Ибо
целостность художественной культуры
общества охватывает многообразие тех
форм, в которых творчество выступает
в словесных искусствах, изобразительных,
в музыке, театре, танце, кино, архитектуре
и т.д. Нужно иметь в виду, что
все эти виды искусства не просто
сосуществуют одно рядом с другим,
но образуют некую исторически
Точно такое же положение характерно для места встречи духовной культуры и культуры художественной: здесь художественная деятельность овладевает основным средством объективации духовной активности человека- языком, в начале устным, а затем письменным. В результате возникают такие же двойственные структуры, как и в архитектуре и прикладных искусствах: в устной речи- ораторское искусство, а в культуре письменной словесности – художественная публицистика. Здесь искусство "оформляет" политическое, проповедческое, юридическое содержание.
Схема зонально-слоевого строения художественной культуры
Духовная культура
переходная зона словесных "прикладных" искусств
ораторское искусство художественная публицистика
зона художественного словесного творчества
зона музыкального творчества
зона актёрского
словесно-пластического и
зона пантомического и танцевального творчества
зона художественного предметно-изобразительного творчества
переходная зона
архитектонических
2. Формы материального
воплощения, основа характер
Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов: художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей; художественного потребления, организующего восприятия произведении искусства; художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искусству каждым типом общества и культуры.
Художественное производство,
так или иначе организованное
обеспечивает реальное осуществление
потребности художника творить,
ибо для этого нужны
Особой отраслью
художественного производства является
организация воспроизводства
Художественное потребление
– это конкретно-историческая форма
организация восприятия публикой художественных
творений, т.е. самого процесса общения
людей с произведениями искусства
в театрах и кинотеатрах, концертных
залах и музеях. Очевидно, например,
как изменился характер восприятия
живописи, когда она вышла из храмов
в музейные собрания, а затем, когда
эти последние превратились из частных,
королевских и княжеских в
общедоступные места встречи
массы горожан с
Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей – индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй – для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематогра-фических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства. Однако, научно-технический прогресс предоставляет возможность превращать некоторые произведения исполнительского творчества в предметы индивидуального восприятия благодаря магнитофонной записи, кинопроекционной аппаратуре и т.д. Более того, он сделал возможным и такое явление, как тиражирование и воспроизведение произведений искусства. Это – книгопечатание, репродуцирование произведений изобразительных искусств, грамзапись, кино и телезапись произведений сценического искусства. Происходящее на этой основе расширение аудитории и, следовательно, демократизация художественного потребления имеет, безусловно, положительное историко-культурное значение, хотя замена подлинников репродукциями, нередкая в массовом потреблении, зачастую отрицательно сказывается на уровне публики.