Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:58, реферат
Новый этап развития реализма в русской художественной культуре второй половины связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.
Реферат.
Тема: Художественная
культура Москвы.
Парфеновой Марии
Школы 1056
8 В класса.
Новый этап развития
реализма в русской художественной
культуре второй половины связан с
проникновением в глубины человеческого
сознания и чувства, в сложные
процессы общественной жизни. Произведениям
искусства, созданным в это время свойственен
гуманистический пафос, высокие нравственные
и эстетические идеалы.
Русская
литература второй половины XIX
века.
Русская литература
второй половины XIX века продолжает традиции
Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается
сильное влияние критики на литературный
процесс, особенно магистерской диссертации
Н.Г.Чернышевского "Эстетические отношения
искусства к действительности".
Его тезис о том, что прекрасное
есть жизнь, лежит в основе многих
литературных произведений второй половины
XIX века. Отсюда происходит желание
вскрыть причины социального
зла. Главной темой произведений
литературы и, шире, произведений русской
художественной культуры становится в
это время тема народа, ее острый
социально - политический смысл. В литературных
произведениях появляются образы мужиков
- праведников, бунтарей и альтруистов-философов.
Произведения И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова,
Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского отличаются
многообразием жанров и форм, стилистическим
богатством. Отмечается особая роль романа
в литературном процессе как явления
в истории мировой культуры, в
художественном развитии всего человечества.
"Диалектика души" стала важным
открытием русской литературы этого
периода. Наряду с появлением "великого
романа" в русской литературе
появляются малые повествовательные
формы великих русских
В поэзии особо
выделяется высокая гражданская
позиция Н.А.Некрасова, проникновенная
лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Русское
изобразительное
искусство второй
половины XIX века.
Острое чувство
гражданственности стало
В творчестве передвижников
большую роль играл бытовой жанр
как наиболее доступный широкому
зрителю, как связанный непосредственно
с повседневной жизнью. Тема народных
страданий находит свое место
в искусстве русского художника
В.Г.Перова ("Тройка", "Проводы
покойника", "Последний кабак у
заставы"). В его произведениях обнаженная
правда жизни сочетается с проникновенной
лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью
образов. В эпическом звучании полотен
особую роль играет пейзаж, подчеркивающий
настроение героев полотен Перова.
Важную роль
в творчестве передвижников играет
портрет, который открывает зрителю
нового героя - разночинца, демократа,
духовно богатого, творческого, активного
общественного деятеля. Среди работ
Перова хочется отметить портреты драматурга
А.Н.Островкого и писателя Ф.М.Достоевского,
в которых художник проникает в сущность
творческой индивидуальности крупнейших
представителей русской литературы.
Жизненной убедительностью,
яркой индивидуальностью, глубиной
и меткостью характеристик
Вершиной творчества
передвижников и началом нового
этапа в развитии русской национальной
культуры является искусство мастеров
исторической живописи И.Е.Репина и
В.И.Сурикова. Свои исторические полотна
Суриков пишет на сюжеты, позволяющие
раскрыть мощную силу народа, передать
достоверность исторических событий и
приблизить прошлое к современности. Атмосфера
сложных противоречий и социальных конфликтов
петровского времени отразилась в картине
Сурикова "Утро стрелецкой казни",
которую художник трактует как народную
трагедию.
В другом историческом
полотне ("Боярыня Морозова") Суриков
создает сложный противоречивый
образ героини, чей подвиг, исполненный
физической и нравственной красоты,
пробуждает в народе несокрушимые силы.
Заметным историческим
полотном является произведение И.Е.Репина
"Иван грозный и сын его Иван",
замысел которого возник как отклик
на событие современности - казнь
первомартовцев, как утверждение идеи
безумия и преступности самодержавия
как формы правления. Недаром эта картина
Репина была арестована и не разрешалась
к показу в Третьяковской галереи.
Глубиной характеристик
отличаются портреты М.П.Мусоргского,
П.Стрепетовой, Л.Н.Толстого, В.Стасова,
принадлежащих кисти Репина.
Величием, богатством,
лиризмом в картинах родной природы,
песенностью наполнены пейзажи русских
художников второй половины XIX века. В
это время идет становление реалистического
пейзажа (А.Саврасов "Грачи прилетели",
Ф.А.Васильев "Оттепель", Н.Н.Шишкин
"Рожь"), лирического и задушевного
(И.И.Левитан "Март", "Золотая осень",
"Весна. Большая вода"), социально
- философского (Левитан "Владимирка",
"Над вечным покоем").
Русская
музыка второй половины XIX
века.
В русской музыке
второй половины XIX века прослеживаются
связи с демократическим
Острые социальные
конфликты 60-70 годов XIX века отразились
в музыке М.П.Мусоргского. Композитор
обращается к историческим событиям,
сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия
российской жизни, трагедию народа, грозный
размах освободительной борьбы. Отсюда
ясен смысл высказывания Мусоргского:
"Прошедшее в настоящем - вот
моя задача". Особенно это относится
к его операм "Борис Годунов"
и "Хованщина", в которых события
прошлых веков предстают перед нами в
современном аспекте. В опере "Борис
Годунов" композитор глубоко проникает
в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав
вслед за поэтом легенду об убийстве царевича
Димитрия. Основой драматургии оперы являются
резкие контрасты - сопоставления. Трагически
- противоречив образ Бориса Годунова,
чьи монологи отличаются песенно - речитативным
характером. Народ в трактовке Мусоргского
предстает как великая личность, одушевленная
великой идеей.
В творчестве Н.А.Римского-Корсакова
ощущается поэзия и самобытная красота
русского национального искусства. Ум,
доброта, художественная одаренность
народа, его мечты о свободе, его представления
о справедливости - главная тема опер Римского
Корсакова. Его героям присущ реализм
фантастических образов, их живописность.
Особое место в операх отводится музыкальным
пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием
музыкальной палитры исполнены его сказочные
образы (Волховы и Морского царя из оперы
"Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря
из "Снегурочки", персонажи из "Золотого
петушка").
Героические образы
русского народного эпоса составляют
основу творчества А.П.Бородина. Опера
"Князь Игорь" - эпическая поэма
о Древней Руси, в которой по, мнению
В.Стасова, ощущается "великая сила
и ширина, монументальная мощь, соединенная
страстностью, нежностью и красотой."
В опере звучит патриотическое начало,
лирика (песнь Ярославны, танец половецких
девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).
Другой, московский,
центр музыкального искусства второй
половины XIX века представлен произведениями
П.И.Чайковского, который в своем
творчестве развивал интонации городского
романса, продолжая традиции М.И.Глинки
и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского
отличается богатством музыкальных
жанров: Балеты "Лебединое озеро",
"Щелкунчик", "Спящая красавица",
оперы "Иоланта", "Евгений Онегин",
шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные
произведения.
Двумя вершинами
творчества Чайковского являются опера
"Пиковая дама" и "Шестая симфония".
В музыкальной трагедии "Пиковая
дама" прослеживается связь с
общественным движением России второй
половины XIX века, тема преступления и
наказания. Композитор вносит изменение
в сюжет и психологические
характеристики героев. У Пушкина "Герман"
- фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная
драматургия оперы, отличающаяся стройностью
и динамичностью, построена на принципе
конфликтного развития. Тема трех карт
- тема денег - входит в конфликт с
лейтмотивом судьбы Германа и
темой любви. Эти темы находятся
в контрастном развитии, борьбе и
взаимопроникновении, которые раскрывают
эволюцию внутреннего мира героя.
Философская проблема
смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической"
симфонии Чайковского. В ней звучит
конфликт человека с окружающей действительностью,
его стремление к свету, к радости,
любовь к жизни и неизбежность
самоотверженной борьбы за их торжество.
Контрастные темы исполнены трагическим
звучанием и высоким